Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
16.07.2019
Размер:
276.99 Кб
Скачать

В

Никколо Макиавелли

эпоху Возрождения активно разрабатывались социально-политические учения. Блестящим примером этого является творчество итальянского государственного деятеля, историка, поэта НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469 – 1527), который создал концепцию буржуазной диктатуры.

Макиавелли занялся изучением политической истории, для чего ему потребовалось проанализировать причины возвышения и гибели государств, мотивы человеческих поступков, влияние личности на ход событий. Результаты исследований он изложил в философских произведениях, основными из которых являются «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь», опубликованные только после смерти автора в начале 30-х годов XVI века. Главным отличием Макиавелли от предшествующих ему мыслителей эпохи Возрождения является то, что он руководствовался в своих сочинениях не абстрактными идеями торжества добра и Бога, а реальным опытом конкретной жизни, идеями пользы и целесообразности.

Во времена Макиавелли Италия была раздроблена на маленькие государства, которые постоянно враждовали друг с другом. Положение раздробленности очень волновало Макиавелли, и он поставил перед собой цель создать в этих условиях стабильное государство. Но как это сделать?

Он начал с изучения различных государств, существовавших ранее и их законов. Эти исследования привели его к выводу, что Бог вовсе не является высшим существом, каким его представляют христиане, а является фортуной, судьбой, по законам которой существует мир. Причем как существуют законы природы, так существуют и законы общества. Создав эти законы, Бог в них более не вмешивался. А потому законы общества неизменны. Перед человеком же стоит задача познать эти законы и действовать в соответствии с ними. Государства возникают и исчезают по законам фортуны, а человек, если будет знать эти законы, будет успешен в своей деятельности.

Никакого Божественного предопределения политического существования нет: и государства, и законы создаются людьми. Общества, государства, мораль, право возникают в силу естественного хода событий. Так, стремясь к самосохранению, люди объединяются. В результате возникает общество. Для управления обществом люди выбирают начальников. Таким образом, появляется власть, которая назначает для охраны общества армию, полицию и т.п. Затем на более поздней стадии возникает мораль. Она закрепляет собой то, что полезно для каждого члена общества и для общества в целом. Для соблюдения морали создаются законы. А для духовного единства общества создается религия. При этом политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, то есть находятся в вечном круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели.

Это приводит Макиавелли к выводу, что для политики важны только результаты. Ее целью является сначала приход к власти, а затем ее удержание. Всё остальное является лишь средством.

Приступая к созданию «механики правления», Макиавелли исходил из того, что люди от природы являются эгоистами, и природа их неизменна. А потому неизменны и принципы, управляющие ходом общественного развития. Человек во всех своих поступках руководствуется лишь собственными интересами. Интерес – это самый могущественный и чуть ли не единственный стимул человеческой деятельности. Проявления интереса различны, однако самый важный интерес связан с сохранением и приобретением собственности и имущества. Макиавелли утверждает, что люди скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества. Это приводит к тому, что интересы собственников и тех, у кого нет собственности, сталкиваются. Отсюда неизбежная борьба, конфликты.

Именно из-за того, что человек от природы зол и стремится к обогащению любыми способами, появляется необходимость обуздать эти человеческие инстинкты с помощью особой силы, каковой является государство. А право и юридическая грамотность людей, которые может дать только государство, а не церковь, приведут к необходимому порядоку в обществе.

Государство опирается на потребности индивида в защите от агрессии со стороны других. Поэтому основой государства является сила. Сила не связана ни традициями, ни законами, ни моральными нормами. Если силы, стоящей за законом, нет, то возникает анархия. Из этого следует, что для обеспечения безопасности людей необходим сильный правитель. Он должен исходить из того, что все люди от природы злы. Поскольку они не могут быть только добрыми и хорошими, а одновременно и хорошие, и плохие, то государь, если он хочет править долго, обязан в своем правлении опираться и на хорошее, и на плохое. Он должен быть жестким и циничным, если хочет сохранить государство и, следовательно, защитить жизнь и собственность людей.

Какими еще качествами должен обладать правитель? Согласно Макиавелли, он должен сочетать в себе качества льва, способного победить любого врага, и лисицы, способной обмануть самого большого хитреца. Он не должен быть чрезмерно щедрым, поскольку чрезмерная щедрость государя пагубна. Она порождает у подданных презрение к своему правителю. Ему нельзя злоупотреблять и милосердием. Государь должен быть в меру жестоким. Это не располагает к особой любви, но предотвращает самоуправство подданных. При этом «об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает». Кроме того для правителя верность, прямодушие и честность являются, скорее, недостатками, чем достоинствами. Преуспевают, как правило, не те, кто честен. Ведь люди неблагодарны и непостоянны. Они склонны к лицемерию и обману, их отпугивает опасность и влечет нажива.

Макиавелли предупреждает и о такой слабости, от которой трудно уберечься правителям, если они не отличаются особой мудростью и знанием людей, как лесть. Он считает, что благоразумный государь должен найти несколько мудрых людей и им предоставить право высказывать все, что они думают, не боясь государя. При этом советники должны знать, что чем безбоязненнее они выскажутся, тем более угодят государю.

Однако одного лишь сильного правителя для создания и существования крепкого государства мало. Необходимо еще государственное принуждение, которое невозможно без определенного «аппарата» и хороших законов. Этим «аппаратом» должна стать постоянная армия на основе воинской повинности.

Государство будет хорошим, если оно будет поддерживать равновесие между различными эгоистическими интересами и будет стабильным. В плохом государстве открыто конфликтуют разные эгоистические интересы. Из этого следует, что целью политики является не хорошая жизнь, а удержание власти и поддержание стабильности.

При этом каждый человек вынужден жить и действовать в тех обстоятельствах, которые выпали на его долю (мирное время, война, революция и т.п.). Успех его деятельности во многом зависит от того, как он сумел приспособиться к условиям своей общественной среды. Ведь судьба определяет лишь часть поступков, предоставляя людям право и свободу выбора поведения. А потому Макиавелли говорит: «Лучше быть смелым, чем осторожным».

У Макиавелли отдельный человек предстает во всей своей неприкрашенной, трезво оцененной реальности, с присущими ему добрыми намерениями и злыми поступками. Главное в человеке – это способность к деятельности, воля, стремящаяся к осуществлению больших целей, основанная на эгоистическом интересе. Данную способность к деятельности Макиавелли назвал «доблестью». Она присуща далеко не всем людям, почему они и прозябают в своей жалкой жизни. Однако в истории всегда были и есть отдельные личности, чья «доблесть» заставляет их совершать выдающиеся поступки и тем самым двигать всю историю человечества. Макиавелли призывает брать пример с этих людей, осознающих потребности своего времени и способных делать то, что необходимо в данный момент.

Макиавелли выдвигает принцип оправдания используемых политиком средств целями. Ему приписывается формула «Цель оправдывает средства». Однако эта формула, созданная и повсеместно использовавшаяся иезуитами (автором изречения, ставшего девизом ордена, является иезуит Эскобара), имеет к Макиавелли лишь косвенное отношение. Это иезуиты не гнушались никакими средствами для достижения собственных целей. Макиавелли же говорил совсем о другом, и вовсе не подводил базу под произвольное оправдание любых политических действий (например, жестокости, самовластия, деспотизма и т.п.), как порой это трактуется. Власть для него была не самоцелью, а средством обеспечения государственного порядка. Власть ради власти, жестокость ради жестокости Макиавелли порицал.

Философия Макиавелли вовсе не означает оправдания насильственной и аморальной политики любого правителя и в любые времена. Он писал: «Когда речь идет о спасении Родины, не следует принимать во внимание никакие соображения о том, что справедливо и что несправедливо, что милосердно и что жестоко, что похвально и что позорно, но необходимо, забыв обо всем прочем, действовать так, чтобы спасти ее существование и ее свободу».

На этом моменте следует остановиться несколько подробнее.

Дело в том, что Макиавелли писал о государе и давал ему наставления. А потому здесь разговор невозможен без рассмотрения проблемы в различиях степени ответственности, которую несет государь и другие граждане его страны. Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько случаев.

Случай первый: человек, который практически не имеет обязательств перед другими людьми. Возможно, это молодой человек, у которого родители пока не нуждаются в уходе, а собственной семьи он еще не имеет. Поступая тем или иным образом, за что и за кого он должен отвечать? Только за свои действия и за себя самого. Так, например, если он все деньги истратит на покупку, а до получения им следующих денег (стипендии, заработной платы) останется неделя, то ему придется поголодать и виноватым в том будет он сам.

Случай второй: мать нескольких маленьких детей уже несет ответственность не только за себя и перед собой, совершая те или иные поступки. Вряд ли она истратит все деньги на покупку, зная, что обрекает на недельный голод не только себя, но и своих детей.

Случай третий: директор какого-либо предприятия несет ответственность не только за себя, но и за предприятие, и за людей, работающих там. Во имя благополучия всего коллектива и самого предприятия он порой вынужден принимать решения, которые нравятся далеко не всем.

И, наконец, случай четвертый и последний: государь. Он в ответе не только за граждан государства, но и за само государство. И здесь Макиавелли отмечает, что, когда перед государем стоит вопрос о сохранении этого государства, о «спасении Родины», то есть практически вопрос о жизни и смерти его государства, то государь имеет право пойти на определенные жертвы. Ведь он несет максимально высокую ответственность.

Макиавелли очень точно подметил, что у государя как политического деятеля, совсем иная, не бытовая мораль. Его действия оказываются моральными в той мере, в какой его целью является предотвращение хаоса. Политик, преследующий эту цель, создает государство. А создавая законы и вводя их с помощью силы, государь устанавливает политический порядок.

Согласно Макиавелли, государь выше закона и морали. Не существует каких-либо юридических и моральных стандартов, с помощью которых можно было бы оценить государя и его действия.

Заслуга Макиавелли в том, что он развел этику и политику, мораль и действия правителя и показал, что это различные, практически «параллельные», не пересекающиеся сферы. Хотя он и называет их личная (приватная) мораль и общественная (публичная) мораль, но на деле он говорит о морали и политике. И здесь суть в том, что в политике применяются иные категории, чем в приватной (то есть частной) жизни. Политика имеет свои собственные категории, свою собственную мораль, свои государственные соображения. Таким образом, координаты морали: «добро – зло», «хорошо – плохо» оказываются просто не применимыми к действиям правителя, государя, который руководствуется координатами «порядок – хаос», «действенно – недейственно».

Приватная мораль, или мораль подданных, подчиняется публичной морали, исходящей из тождественности основной цели государя и государства, а именно политике сохранения стабильности.

Проводя различие между моралью и политикой, Макиавелли различает цели, которые заслуживают того, чтобы их добивались, и средства, которые сами по себе не хороши и не плохи, но только более или менее эффективны для реализации этих целей. В политике результат оправдывает средства. Средства в политике являются внеморальными (вне моральной оценки). Это истинно, если конечной целью политики является поддержание мира и порядка. Макиавелли отмечал: «В мире политики нет идеалов чести, добра и справедливости; в нем действуют интересы».

В

Модели идеального устройства общества

эпоху Возрождения стремление Платона и Аристотеля создать модель идеального общества получило продолжение в творчестве Томаса Мора и Томмазо Кампанелла. Они рассматривали общество как необходимую среду жизни человека, но не дарованную ему Богом, а созданную собственными усилиями человека. Они считали, что идеальное общество будущего будет таковым для всех людей и в нем будут учтены природные потребности человека.

В

Томас Мор

эпоху Возрождения существенное развитие получила идея социального равенства людей. Она воплотилась в целой серии проектов и моделей общественного устройства, в которых отношения между людьми должны были быть организованы с учетом интересов личности и требований морали. Одним из создателей такого рода учений был английский адвокат ТОМАС МОР (1478 – 1535), развивший в книге «Утопия» положения платоновского идеального государства. Он окончил Оксфордский университет и работал судьей, затем был избран в палату общин и занял высший государственный пост в Англии – стал лордом-канцлером. Однако выступил противником реформации за единство католического мира и против притязаний короля Генриха VIII на духовное верховенство, за что был обвинен в государственной измене и казнен. Вместе со смертью Мора рухнула и утопическая мечта гуманистов о наступлении «золотого века».

Слово «Утопия» придумано Томасом Мором. Оно состоит из двух греческих слов: «ou» – «не» и «topos» – «место». Буквально оно переводится как «место, которого нет». Сам же Мор переводил его как «Нигдея».

Согласно Томасу Мору идеальное государство, каковым является Утопия, должно строиться на принципе справедливости, который недостижим в реальном мире. Суть ее в равенстве, которое предполагается во всех сферах – в хозяйственной, социальной, политической, духовной и т.д. Но прежде всего в имущественной сфере.

Поскольку человек является высшей ценностью, он должен жить счастливо, работать по способностям и получать по потребностям. Томас Мор считал, что человек должен жить сообразно природе, и в этом его добродетель. Природа же предписывает людям жизнь, основанную не на лишениях, а на разумном наслаждении. Люди живут для счастья. А «счастье – в получении удовольствий, честных и благородных, в сохранении хорошего здоровья, в отсутствии страха», – писал Мор.

Причину неблагополучия всех обществ Томас Мор видел в частной собственности. Он писал: «Где имеется частная собственность, где все измеряется деньгами, – там вряд ли когда-то станет возможным успешное осуществление государственных дел». А потому в идеальном государстве Утопия нет частной собственности и, соответственно, нет ни бедных, ни богатых. Ведь все продукты общего труда принадлежит всем! И, «хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты». Деньги в Утопии также отменены, а с ними исчезли все отрицательные моменты, порождаемые деньгами: жажда наживы, скаредность, стремление к роскоши и т.д.

В Утопии все люди умеют и любят трудиться. Основным занятием каждого гражданина является то или иное ремесло. Кроме того, все горожане обязаны периодически заниматься сельскохозяйственным трудом. От физического труда освобождаются лишь две категории граждан: временно выполняющие общественные функции и занятые научной деятельностью.

Все утопийцы – это высокообразованные, культурные люди, сочетающие физический труд с умственным. Заботясь об общественном благе, они не забывают заниматься собственным телесным и духовным развитием.

В Утопии есть рабы, поскольку это наиболее гуманный метод наказания преступников, а также способ разрешить проблему «неприятных» работ.

Вся созданная продукция доставляется на общие склады, откуда каждый получает по потребности. Изобилие продуктов является предпосылкой того, что их хватит для всех, и никто не возьмет лишнего. Основной производственной ячейкой является семья, в которой главным является старейший. Более крупная хозяйственная единица – это город.

Жизнь утопийцев организована на принципах республиканской демократии. Над городом стоит центральный орган управления, имеющий хозяйственные функции: организацию производства, потребления и внешней торговли. В этом органе все должностные лица выборные. От «правителя, как из какого-нибудь источника, распространяется на весь народ все доброе и злое».

Утопийцы веротерпимы и осуждают лишь полное неверие. На острове мирно сосуществуют несколько религий, при этом запрещены споры по религиозным вопросам, поскольку они расцениваются как государственное преступление. Мирное сосуществование разных религиозных общин связано с тем, что постепенно на острове распространяется вера в Единого Бога, именуемого Митрой.

В Утопии гармонично сочетаются индивидуальные и общественные интересы, а общество дает возможность расцветать человеческим талантам. При этом утопийцы понимают, что их благополучие и духовная свобода напрямую связаны с общественным строем всеобщей справедливости Утопии.