Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
16.07.2019
Размер:
276.99 Кб
Скачать

41

Философия нового времени

Исторический период Нового времени в Европе начинается примерно в XIV – XVI веке и продолжается вплоть до XIX века. Почему «примерно»? Потому что территория Европы обширна и включает различные страны, в которых переход к Новому времени происходил, где раньше, где позже. Этот исторический период связан с зарождением, формированием и развитием капиталистических отношений. Начало перехода от феодализма к капитализму приходится на эпоху Возрождения. Именно поэтому ее следует относить к Новому времени, а не считать отдельно стоящей, промежуточной эпохой между Средневековьем и Новым временем.

Период Нового времени в плане философии не был однородным и в нем можно выделить несколько составляющих его подпериодов или эпох. Это, соответственно:

  • Эпоха Возрождения, для начального этапа которой было характерно некое промежуточное состояние, когда создавались философские концепции еще не полностью порвавшие с традицией средневековой философии; для зрелого же этапа характерным стало резкое противопоставление эпохе Средневековья;

  • Эпоха собственно Нового времени, для которой были характерны философские концепции уже не оглядывавшиеся на Средневековье, а решавшие новые для философии проблемы;

  • Период Просвещения, стремившийся сделать философию максимально доступной, а потому популяризировавший ее в ущерб глубине смыслов;

  • Период Немецкой классической философии, давший миру великих мыслителей, каждый из которых стремился собственной философской системой исчерпывающе описать и объяснить сущность и бытийность всего мироздания.

Философия этих подпериодов настолько различна, что принято ее изучать по отдельности.

Философия эпохи возрождения

Эпоха Возрождения была очень недолгой – с XIV до начала XVII века. Зародилась она в Италии, откуда распространилась по всей Европе. Первоначальным источником возрожденческих настроений принято считать «Божественную Комедию» Данте Алигьери. А родоначальником собственно гуманистического движения признан Франческо Петрарка. Последними же представителями эпохи стали итальянский философ Томмазо Кампанелла и английский драматург Вильям Шекспир.

Впервые термин «Возрождение» появился у известного живописца и архитектора XVI века Джорджo Вазари (1511 – 1574). Словом «rinascita» («возрождение») он характеризовал состояние современного ему искусства. Но широкое употребление в качестве названия целой эпохи получило уже французское слово «renessance» в начале XIX века.

Эпоху Возрождения сами ее представители называли Новым временем и связывали это название с выработкой принципиально иных подходов к развитию философии, науки и искусства. Однако, по сути, эту эпоху следует рассматривать лишь как подготовительный этап к философии Нового времени, поскольку в философии эпохи Возрождения присутствуют два центра – Бог и человек.

Короткая эпоха Возрождения ознаменовалась и началом перехода от феодального социального устройства к капиталистическому. Это была эпоха зарождения капиталистических отношений, создания национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы, перехода от сельской жизни к городской, начала городской цивилизации. В то время появлялись мануфактуры и активизировалась личное предпринимательство. Всплеск географических открытий того времени раздвинул границы мирового пространства, а бурное развитие торговли привело к открытости в экономике, культуре, мышлении европейцев.

К XIV веку влияние церкви на жизнь стран Западной Европы значительно ослабло. К этому времени христианство идеологически законсервировалось и оказалось практически неспособным к дальнейшему прогрессивному развитию или усовершенствованию. Этому способствовало, в том числе, и внутреннее моральное разложение церковной иерархии. Однако следует вспомнить, что Средневековье начало свое культурное развитие с уничтожения исторически предшествовавшей ему культуры античности, тем самым разорвав связь времен. В результате еще до конца XIV столетия в духовном отношении Средневековье завершило свое историческое и культурное развитие и окончательно себя исчерпало, создав только культуру христианской схоластики. Поэтому следующая за Средневековьем культура в поисках новой опоры для дальнейшего развития вынуждена была переступить через христианство. Однако оказалось, что ослабление, а то и подрыв господства церкви в политической жизни стран Европы самым положительным образом сказались на всех сторонах социальной, исторической и культурной жизни народов Европы.

Средневековое христианство из античной философии использовало лишь серьезно переработанные им концепции Платона и Аристотеля. В отличие от христианства ислам (мусульманство) и арабская культура на востоке восприняли и почти полностью сохранили в себе в культуру античности, которая там нашла естественное продолжение и развитие. В итоге вплоть до XIII столетия арабская культура по всем параметрам превосходила культуру народов, исповедовавших христианство, и была образцом для последних. Как это не удивительно, но культура античности вернулась в Европу именно благодаря арабам.

Возвращавшиеся из крестовых походов крестоносцы несли в Европу новую для нее культуру. У арабов рыцари учились правилам хорошего поведения; подражая арабам, они начинали следить за своим телом и регулярно мыться. Но главное – из Византии и с Арабского Востока крестоносцы везли в Европу книги античных философов. Их стали переводить на латинский язык, изучать и распространять. Таким образом, благодаря крестовым походам, в Европе начала возрождаться уничтоженная некогда христианством античная культура.

В Средние века грамотных людей было очень мало, и основой для формирования духовной культуры была устная проповедь церковников. Но и большинство священников было неграмотно и лишь на слух воспринимало содержание религиозного учения от умудренных богословов. И вот в 1445 году немецкий изобретатель Йоган Гутенберг (1399 – 1468) создал печатный станок, который позволил не переписывать книги от руки, а быстро тиражировать их. Однако, несмотря на то, что первой отпечатанной на станке книгой была Библия, Церковь прокляла книгопечатание и стала сжигать печатные книги вместе с их владельцами. Конец этому положило лишь Возрождение, которое занялось печатанием сочинений античных философов и произведений собственных авторов. Таким образом, книгопечатание дало принципиально новые возможности для сохранения и распространения знаний.

Постепенно церковь все больше теряла свои позиции в жизни Возрожденческого общества. Высвобождение от ее жесткой регламентации, тормозившей развитие общества, придавало культуре и науке светский характер. Вскоре возникла и светская интеллигенция, но не как научно-техническая, а как художественная. Философия же этой эпохи, освободившись от христианско-церковного гнета, перестала быть служанкой (рабыней) богословия и начала развиваться по своим собственным законам.

Но что представляла собой интеллигенция эпохи Возрождения? Еще в городах позднего Средневековья были люди, занимавшиеся преимущественно умственным трудом. К ним относились преподаватели университетов, юристы, врачи и многие другие, вплоть до астрологов. При этом все они принадлежали к определенному цеху, корпорации и строго следовали их предписаниям. В этом смысле они ничем не отличались от ремесленников. Ведь только цех или корпорация могли выдать диплом и присвоить звание, без которых невозможно было заниматься своим делом. В отличие от них интеллигентов эпохи Возрождения объединяли не профессиональные обязанности и социальный статус, а общие интересы, сфера занятий, отношение к миру. Новый тип общения не был регламентирован сословными рамками, и люди низкого происхождения могли вступать в спор на философские, литературные и политические темы с представителями высших сословий. Рождение этой интеллигенции во многом было связано с выделением из ремесленных цехов свободных художественных мастерских, которые и стали центрами нового общения. Зачастую в них и рождалась новая философия, которая противостояла всей системе схоластического знания. А поскольку зарождающийся капитализм развивал инициативу и активность личности, то мыслители Возрождения ставили в центре мироздания человека, подчеркивая, что именно человек является главной фигурой и высшим судьей своего разумного и целесообразного. Отсюда и интерес к человеческому достоинству, к свободе и разуму человека. При этом человека уже больше не опекал Бог. Теперь человек сам – своим умом и личной смекалкой – должен был выпутываться из различных ситуаций. А это требовало умелости и отчасти удачи, которые ценились превыше всего.

Поскольку в глазах общества лишь от усилий человека зависели его слава и признание, то на первый план в ряду его положительных качеств вышел индивидуализм. А он проявлялся только в условиях свободы личности, которая, в свою очередь, невозможна без высвобождении человека и от сословных ограничений. А потому происходят изменения и в этой социальной сфере.

Однако этим «территория» свободы не ограничивается. Где как не в любви у человека максимально проявляется свобода? Ведь можно заставить выйти замуж или жениться без любви, но заставить любить или не любить просто невозможно! А потому на первый план в культуре эпохи Возрождения выходит любовная тематика. И тут достаточно вспомнить хотя бы лирику Петрарки.

Названные процессы породили в Италии новое качество культуры – «гуманизм» (от лат. humanitas), то есть человеческий, человечный, образованный, а именно те качества свободного гражданина, которые необходимы ему для участия в жизни общества. В широком смысле под словом «гуманизм» понимается образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности.

Сам термин «гуманизм» появился еще в I в. до н.э. Его автором был известный римский оратор Цицерон (106 – 43 до н. э.), назвавший гуманизмом воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основную роль он отводил комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, литература, истории, этики, философия. Именно они стали теоретической базой культуры эпохи Возрождения и были названы гуманитарными дисциплинами.

Гуманизм – это исследования человека таким, каков он есть. Творческая энергия людей впервые оказалась направленной вовнутрь, на самих себя и развитие своих творческих сил и способностей. И это индивидуальное «Я» как неповторимый внутренний мир человека, сопоставимый по своей значимости со вселенной, стал едва ли не главным открытием эпохи Возрождения. Отныне жизнь и смерть человека уже потрясали не повторяемостью, а уникальностью. Всякая человеческая жизнь оказалась не только единичной, но и единственной.

Гуманизм означал перенесение человека в центр мира. В этом смысле термин «гуманизм» является отчасти синонимом слова «антропоцентризм» и противостоит термину «теоцентризм». Гуманистическая философия ставит своей задачей изучение человека со всеми его нуждами. В результате онтологические вопросы уступают место вопросам этическим. А отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство.

Все же, несмотря на то, что гуманисты выступали за всестороннее развитие человека – физическое и духовное, – основное внимание они уделяли формированию его духовной природы. В большинстве своем они были непрофессионалами и гордились этим. Поскольку все университеты в то время контролировались церковью, то в них можно было получить лишь схоластическое образование, не соответствовавшее духу нового времени. Это вызвало волну создания альтернативных образовательных центров гуманистов, не связанных со схоластическими университетами. Свободные центры гуманизма (кружки гуманистов), часто называемые академиями, располагались не в университетах, а в частных домах, при дворцах вельмож, в художественных мастерских. Гуманисты считали себя истинными философами в отличие от схоластов, преподающих на университетских кафедрах. В их кружках в основном изучали лишь классическое наследие античности – греческую и латинскую литературу и философию, которые в глазах гуманистов были эталонами культурной деятельности. Таким образом, гуманисты, обвинив предшествующую им эпоху Средневековья в том, что это было время «темного тумана», а также «бедных умами ученых», стремились «воскресить», «возродить» эпоху античности с ее образцовой культурой и философией. Для этого они переводили на латынь и современные им языки практически все древнегреческие произведения. (Благодаря этому, почти все, что мы сейчас знаем о Древней Греции, за немногими исключениями, было открыто именно тогда).

Однако все произошло в точном соответствии с формулой, выведенной античным философом Гераклитом, утверждавшим, что «нельзя дважды войти в одну реку». Возродить, или полностью копировать, античную философию им не удалось. Они не учли, что свой эталон они получили творчески переработанным не только арабскими мыслителями, но и столь нелюбимыми ими средневековыми теологами, использовавшими для обоснования христианства наследие Платона и Аристотеля. В результате мыслители эпохи Возрождения уже усваивали, перерабатывали и развивали то, что было переосмыслено их предшественниками. А потому тот факт, что философия Возрождения строилась на иных основаниях, возникала, росла и развивалась независимо от схоластической традиции, вовсе не означал полного разрыва с наследием средневековой мысли. Кроме того, философы эпохи Возрождения не ограничивались только возрождением и развитием, а также приспособлением к своему времени античной философии. Опираясь на нее, они создавали собственные концепции и обогащали историю и содержание философии разработкой новых и важных мировоззренческих проблем, важнейшими среди которых была постановка и разработка проблем гуманизма, натурфилософии, науки, идеального общества, скептицизма. Таким образом, традиции античной и средневековой философской мысли получали в философии Возрождения новый смысл, поскольку использовались для решения новых проблем.

То, что в эпоху Возрождения внимание философов с Бога переместилось на человека и его взаимоотношения с миром, вовсе не означало, что божество ими отрицалось. Скорее они критиковали Церковь, как организацию, взявшую на себя обязанности обеспечивать верующим общение с Богом за то, что она это делала неправильно (такая позиция называется антиклерикализм). В результате произошла секуляризации, то есть освобождение общества от безраздельного господства церковной идеологии и религии, и для мыслителей земное заслонило божественное. И заслонило до такой степени, что творческая деятельность человека приобрела воистину сакральный характер. Человека стали боготворить, как творца, который, подобно Богу, созидает новый мир и самого себя. Как разумное существо, человек являлся творцом и именно в этом был подобен Богу. Поэтому долг человека – участвовать в мире, а не уходить от него, улучшать мир, а не аскетически отстраненно взирать на него, как на то, что ненужно для спасения. Восхваляя разум человека, гуманисты видели в разумной человеческой природе образ Божий, то, чем Бог наделил человека, чтобы тот совершенствовал и улучшал свою земную жизнь. Человек и мир прекрасны, ибо созданы Богом, и задача человека – улучшать мир, делая его еще более прекрасным. В этом человек являлся соработником Богу.

Кроме того, и сам Бог в ряде философских концепций претерпел серьезные изменения. В них он потерял антропоморфность и персонализацию, то есть не представлялся как человек и «персона». Он стал выступать либо как растворенный в природе Бог (Дж. Бруно) – эта позиция называется «пантеизм»; либо как Бог, в которого погружен мир (Н. Кузанский) – эта позиция называется «панентеизм».

Бог в философии Возрождения не христианский, не схоластический. Он лишался свободы и не творил мир «из ничего». Он был «со-вечен» миру и сливался с законом естественной необходимости. Природа же из служанки и творения бога превращалась в обожествленное, то есть наделенное всеми необходимыми силами, первоначало вещей.

Подобное восприятие Бога, по сути, свидетельствовало о том, что сама природа была способна творить. А из этого следовало, что при желании возможно раскрыть тайны этого творчества, понять его механизм и, вероятно, внести изменения в окружающий мир. Такие представления дали мощный толчок развитию и моде на «натуральную магию», астрологию, алхимию, оккультизм. Причем в эпоху Возрождения их даже стали считать высшими формами научного знания, предоставляющим важнейшие средства для постижения Божественных истин. В свою очередь мир представлялся как таинственная книга, тайнопись. За всем видимым – невидимое, «подземные силы». Его нужно расшифровать и им можно овладеть и получить неограниченное могущество.

Философская мысль эпохи Возрождения строилась и развивалась на принципиально иных основаниях, нежели вся система средневековой философии. Христианское религиозное мировоззрение культивировало пренебрежительное отношение к достоинству человека. Согласно библейскому учению, человек – это, прежде всего, грешник, прах земной, червь, ничтожество, боящееся Бога. Деятели Возрождения решительно выступили в защиту человека, а отсюда и против церкви и религии, принижающей человека. Сущностью новой философии у них становится антропоцентризм, то есть мировоззрение, в котором человек рассматривается как центр и высшая цель мироздания. Человек – не тварь божья, а, прежде всего, творец, и в этом его первостепенное достоинство.

В эпоху возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивидуума. Оригинальность, непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности. Отсюда задачей философии становится не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, как это было в патристике и схоластике, а раскрытие их гармонического единства. Причем в отличие от пессимистической средневековой философии, преисполненной скорби, философия эпохи Возрождения проникнута оптимизмом. Ее девизом становятся слова Данте Алигьери: «Чудо великое есть человек!».

Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека, прежде всего, в его земном предназначении. Человек не только возвышается в рамках иерархической картины бытия, как это было в концепциях средневековых философов, но и возвращается к природе, а его отношения с природой и Богом рассматриваются в рамках нового, пантеистического понимания мира. Культура же эпохи Возрождения приобретает светский характер. Она реабилитирует тело человека и его чувства, а также разум, который принижался средневековыми теологами, утверждавшими, что вера выше разума. Гуманизм был связан с открытым провозглашением и оправданием стремления человека к счастью при жизни, наравне с загробным царством.

Говоря об эпохе Возрождения, нельзя не отметить и те негативные стороны, которые также характерны для нее. Дело в том, что сбросив с себя принципы средневековой метафизики и основывавшейся на ней нравственности, человек приблизился не только к своей сущности (гуманизму), но и к звериным инстинктам. Антиаскетизм гуманизма привел его к разнузданности, безнравственности и моральному растлению. Подвижничество и жертвенность сменились учением о самосохранении, страдание во имя спасения культом наслаждения и пользы. Таков был оборотный идеал европейского гуманизма.

Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения:

1. Реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени – XV в.

2. Возникновение собственной своеобразной философии, основным течением которой была натурфилософия – XVI в.