Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие по социологии Золотов 2.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
29.04.2019
Размер:
1.03 Mб
Скачать

8.1 Сущность, факторы и критерии социальных изменений

В социологии под социальными изменениями понимают широкий круг перемен безотносительно к их направленности. Имеются в виду изменения в тех сферах общественной жизни, которые охватываются предметом социологической науки. Следовательно, это перемены, происходящие в течении определенного времени в социальных общностях, организациях, институтах и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с отдельными людьми. Они могут осуществляться:

  • на уровне отдельной личности ( изменение диспозиций);

  • на уровне межличностных отношений ( например, функции семьи);

  • на уровне социальных групп ( появление класса предпринимателей);

  • на уровне организаций ( инновационные процессы);

  • на уровне институтов ( например, появление негосударственных вузов);

  • на социетальном уровне ( изменение типа общественного строя в России);

  • на глобальном уровне ( усиление диспропорций в развитии различных групп стран, информатизация, демографические взрывы и т.п.).

Обычно социологи выделяют несколько видов социальных изменений( См. 9. С. 318).

  1. Структурные социальные изменения. Например, переход от многодетной к нуклеарной малодетной семье, появление в социально-классовой структуре России значительного количества безработных, маргинальных слоев.

  2. Изменения социальных процессов. Например, рост конфликтности работодателей и наемных работников и консолидации различных профессиональных групп забастовщиков.

  3. Функциональные социальные изменения. Например, изменения функций органов социальной защиты населения, изменения функций профсоюзов на предприятиях.

  4. Изменения мотиваций индивидуальной и групповой деятельности. Ушло в прошлое социалистическое соревнование, зато на передний план вышли мотивы личного обогащения и прибыли. Изменяются мотивы учебной деятельности под влиянием конкуренции на рынке труда, роста безработицы.

  5. Изменения массового сознания. Распространение абсентеизма и политического отчуждения, рост конформистских настроений.

Все эти виды социальных изменений тесно связаны, и их трудно разграничить. Тем не менее дифференциация различных видов изменений эвристически продуктивна, поскольку позволяет выявить суть процессов, происходящих в конкретной сфере общественной жизни.

Оценка значимости конкретных факторов и причин социальных изменений зависит от того, к какой школе принадлежит социолог.

Наиболее очевидным и общепризнанным является влияние технологических факторов. В современной западной социологии распространены концепции, согласно которым технические средства, компьютеры, роботы, а также носители знания- технократы ( инженеры, программисты, менеджеры) однозначно определяют характер и направление социального развития. В рамках технологического детерминизма выделяются два крайних течения. Теоретики первого направления ( теории технотронного, постиндустриального общества) оптимистически рассматривают перспективы социального развития в условиях НТР и утверждают, что прогресс в технике устранит социальные противоречия и классовые конфликты, приведет к высвобождению свободного времени и т.п. Алармисты же видят в основном негативные последствия: усиление социально-экономических противоречий, рост насилия над личностью, угрозу выхода техники из-под контроля человека, исчерпание природных ресурсов. Технологический детерминизм не учитывает, что техника и технология приводят к разным социальным последствиям в различных социально-экономических системах и на разных стадиях их исторического развития.

Со времени промышленной революции паровая машина, позже электричество коренным образом изменили жизнь людей. С одной стороны, они резко увеличили производительность труда и совокупный общественный продукт, расширили возможности общения и характер коммуникаций. С другой, создали предпосылки для формирования новых классов, их внутренней консолидации и обострения классовых конфликтов. В связи с этим социологи-марксисты всегда подчеркивали противоречивый характер технологического и социального прогресса. По их мнению главными являются социально-экономические факторы изменения общества, в первую очередь классовая борьба, отражающая конфликт экономических интересов. Техника лишь создает предпосылки для формирования определенного типа общественно-экономической формации. Социальные противоречия классов могут стимулировать развитие техники, например, военной – для захвата чужих территорий, или гражданской – для повышения производительности труда, снижения издержек производства и т.д.

Представители немарксистской социологии конфликта главным фактором социальных изменений считают претензии различных субъектов (личностей, групп, организаций, классов) на некие дефицитные экономические и социальные ресурсы. Конфликты предотвращают консервацию и стагнацию общества, дают стимул развитию, переходу на более высокий уровень социальной организации.

В социологии немало концепций, которые видят источник социальных изменений, прежде всего, во внутреннем взаимодействии элементов системы. По мнению функционалистов, например Т.Парсонса, задача общества как социальной системы состоит в том, чтобы с помощью правовых и иных норм упорядочить общественные отношения и предотвратить, снизить вероятность возникновения конфликтов. Сами социальные изменения, таким образом, минимизируются, а социальная стабильность оказывается главной целью общества. Создается видимость социальных изменений, так как естественным состоянием общества признается только консенсус в области ценностных ориентаций.

Существенным фактором социальных изменений в последние столетия истории общества стала идеология. Идеология – это совокупность идей и представлений, которые отражают интересы классов. Особенно заметна роль идеологии как фактора социальных изменений в условиях вызревания радикальных преобразований в обществе и во время революций. Все они осуществляются под флагом борьбы за реализацию определенных идеологических принципов и ценностей. Различия в понимании роли идеологии могут быть принципиальными. Если марксисты считают идеологию отражением неких материальных интересов классов, то представители субъективной социологии видят в ней самостоятельный и определяющий фактор изменений. В классической работе М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» сделана попытка объяснить социально-экономические изменения сменой религиозной конфессии, трудовой этики. Анализируя деятельность протестантских сект, М.Вебер пришел к выводу, что ими в качестве наилучшего средства обретения внутренней уверенности и спасения души считается аккуратный, неутомимый труд, профессиональная честность, бережливость и аскетизм. Эти идеологические принципы наиболее адекватны развитию капитализма. Экономическое поведение человека зависит от его мировоззрения, а система интересов, в конечном счете, обусловлена определенной системой ценностей.

Влиятельными до сих пор остаются взгляды теоретиков географической школы в социологии. Еще во второй половине Х1Х века Л.Мечников, Н.Данилевский, отчасти М.Ковалевский объясняли особенности социальных изменений в обществе преимущественно природно-климатическими факторами, приспособлением людей к географической среде обитания. В современной России весьма популярна теория этногенеза Л.Гумилева, целиком выводящая этапы развития этносов из природно-климатических циклов и космических катаклизмов.

Очевидно, что причины и факторы социальных изменений нельзя сводить к одному единственному источнику. Это могут быть и экономические, и политические факторы, а также факторы, находящиеся внутри сферы социальной структуры, классовой борьбы, идеологии.

Большинство социологов считает, что изменения в обществе происходят не хаотично, а имеют определенную направленность, то есть выступают в форме социального развития. Понятие «социального развития» применяется к процессам совершенствования, улучшения, усложнения, перехода на качественно иной уровень состояния.

Обычно в социальном развитии выделяют следующие черты:

  • необратимость, которая означает постоянство накопления количественных и ка-

чественных перемен;

  • направленность, то есть переход от одного состояния к другому, от предшествующего к последующему;

  • закономерность, которая указывает на необходимый и повторяющийся процесс изменения;

  • время, которое является относительной характеристикой, так как для прохождения аналогичных «расстояний» различных социальным системам требуется различное время. Развитие является не функцией объективного хода времени как такового, а внутренним процессом, источники которого находятся в самом обществе.

С учетом направленности социального развития можно говорить о прогрессивном и регрессивном развитии. Сущность регресса более очевидна. Это тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, деградация, понижение уровня организации, утрата способностей к выполнению тех или иных функций, возврат к изжившим себя социальным формам и структурам. Определение конкретного результата развития как регрессивного не всегда является простым делом, так как между прогрессом и регрессом существует сложная многосторонняя связь. Например, становление фашистской идеологии и политической системы в Германии сопровождалось бурным подъемом экономики, массовым оздоровлением населения, ростом рождаемости и продолжительности жизни.

Прогресс ( от латинского «движение вперед») – это тип социального развития, для которого характерен переход т низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к социальной системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам. В социологической и близкой к ней социально-философской литературе сформировались две крайние точки зрения на проблему социального прогресса. Одна заключается в признании неизбежности, необратимости и всеобщности прогресса. Другая – в отрицании научной постановки вопроса о социальном прогрессе. Представители таких взглядов обычно выносят проблему прогресса за пределы науки на том основании, что это предполагает оценку с точки зрения чьих то ценностей.

В общем и целом развитие общества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. Развитие науки, техники, средств переработки и передачи информации, образования, здравоохранения за последние столетия является прогрессивным. Наиболее часто социолог сталкивается с такими социальными процессами, прогрессивность которых не очевидна. Можно ли считать сегодняшний образ жизни российского крестьянина более прогрессивным, чем образ жизни колхозника в 70-80 –е годы? Является ли массовая культура начала третьего тысячелетия более прогрессивной, чем сорок лет назад?

Социальный прогресс противоречив. Развитие многих социальных структур, объектов одновременно ведет к их продвижению в одних направлениях, к отступлению, возврату назад в других направлениях, улучшение одного аспекта функционирования сопровождается ухудшением другого. Такой противоречивый характер имеют многие социальные изменения.

Оценку характера социальных изменений производят по их результатам. Важно, чтобы оценки базировались на объективных показателях. В классово-дифференцированном обществе такие показатели в конечном счете оказываются субъективными. От социальных изменений выигрывает одна социальная группа и проигрывает другая. Выигравшие оценивают результат как положительный, а проигравшие – как отрицательные. Именно поэтому представители различных социологических школ ведут дискуссии о содержании конкретных критериев социального прогресса.

Наиболее предпочтительными выглядят позиции тех авторов, которые стремятся придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. Например, югославский социолог Р.Лукич следующим образом характеризует общественный прогресс: «Можно считать, что прогрессирует то общество, в котором все большее число людей все дольше и лучше живет…и в то же время создается такой общественный строй, который дает возможность каждому жителю получать все большее количество общественного продукта и тем самым все дольше и лучше жить» (Цит по: 10. С. 196 ). Не вызывают сомнения у большинства социологов отдельные критерии прогрессивности социальных изменений в конкретных сферах общественной жизни. В экономике - это рост производительности труда. В политике – развитие демократических институтов. В социальной сфере – улучшение показателей здоровья населения.

Социолог должен стремиться к поиску объективных показателей оценки социальных изменений, квалифицируя их в качестве прогресса или регресса. В Институте социально-политических исследований РАН разработана «Система социальных показателей Российского общества». Она разделена на четыре группы по сферам общественных отношений: собственно социальной, социально-политической, социально-экономической и духовно-нравственной. В каждой из сфер показатели разбиты на три группы по видам измерения: социальные условия как объективные данные, определяющие «фон» развития общественных отношений; социальные индикаторы – количественные характеристики, фиксируемые статистическими методами; социальные показатели как качественные характеристики социальных изменений, фиксируемые социологическими методами (9. С.328 ).