Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
стилистика др. вариант.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
28.04.2019
Размер:
476.16 Кб
Скачать

Стилистическое расслоение русской лексики

Лексика, она же лексикон, она же словарный состав языка неоднородна в стилистическом отношении. Стилистическая окраска слова определяется тем, как его воспринимают говорящие, считают ли они это слово уместным во всех коммуникативных актах или только в некоторых ситуациях общения. Подавляющее большинство русских слов, как и слов любого другого языка, обладают стилистической нейтральностью, то есть, воспринимаются как уместные и в устной и в письменной коммуникации любого статуса – и официальный и неофициальный. Второй термин – такие слова называются общеупотребительными. Что касается остальных, то наиболее четко в нашем языковом сознании противопоставлены книжные и разговорные единицы. Кроме того, существуют просторечные и диалектные слова, но они находятся за рамками литературного словаря.

Существует понятие нелитературной лексики. К ней относятся:

  1. Диалектизмы

  2. Просторечия

  3. Жаргонизмы

  4. Иноязычные заимствования

  5. Устаревшие слова (историзмы, архаизмы)

  6. Варваризмы

  7. Слова – паразиты (иногда встречаются и в письменной речи, это слово, которое лишено лексического значения, постоянно вставляется в фразу)

Разговорная лексика.

Подобные единицы в целом ориентированы на неформальное общение в рамках устной коммуникации. Словарная помета "разговорное" объединяет очень разные по своей природе лексемы.

  1. Смысловые эквиваленты стилистически нейтральных слов: детвора, живность, раздевалка, башмаки, бедовый, впрямь, вроде.

  2. Слова с определенным оценочным эквивалентом: деликатничать, завраться, прикарманить, геройствовать.

  3. Обозначения бытовой сферы: подзатыльник, непоседа, пятак, верещать, втридорога, до сюда, восвояси.

Включения таких слов без нарушения стилистической целостности текста возможны только в разговорной речи. Они абсолютно невозможны в текстах официально-делового и научного стиля. Кроме того для современной русской разговорной речи характерен пласт окказиональных однословных наименований с конкретной предметной семантикой. При этом, один и тот же предмет, имеющий в письменной коммуникации определенные термины и обозначения, в устной речи обозначается целым спектром наименований.

# в значении зажимы для белья, по данным эксперимента: защепки, зажимки, прижимки, держалки, цеплялки, закрепки, скрепки, шпильки при термине прищепки.

В разговорной речи функционирует пласт слов с самым широким значением, среди которых выделяют:

  1. Так называемые существительные с неопределенно-местоименным значением.

# вещь, субъект, существо, тип, факт, штука, дело, бандура, волынка, история, музыка. Куда бы это дело засунуть (речь о табурете)? Терпимость сама по себе вещь хорошая.

  1. Глаголы со значением неопределенной интенсивности действия: валять, дуть, жарить, парить, жахать, т.д.

  2. Слова с аморфной семантикой, так называемые слова-губки. Например, времянка, забегаловка, железка, стекляшка, деревяшка, нормальный, простой, пустой, прямой. Их семантика конкретизируется только конситуацией и контекстом.

# времянка можно обозначать дом, печку, элетропроводку, лифт, лестницу, пристройку, установку и т.д.

  1. Местоименные повторы типа то се, туда сюда, так сяк, которые обозначают, что говорящий хочет завершить высказывание. Например, она пошла в магазин хлеба купить, то се.

Книжная лексика.

Столь же неопределенной оказывается помета "книжное". Как правило, она маркирует лексемы, которые употребляются в текстах научного дискурса, например, изобиловать, исчислять, иерархия, имонентный, идентичный. И в публицистике – гордыня, смятение, плеяда, неофит, вожделенный, недосягаемый.

# Робкая дева трепещет. Трусливая девка дрожит.

Экспрессивность

Cемантическая категория, придающая речи выразительность за счет эмоционального и оценочного отношения говорящего субъекта к внешнему и внутреннему миру. Рациональная оценка – это мнение говорящего о том, что обозначаемый фрагмент действительности предстает для него как хороший или плохой. Рациональная оценка может быть лишена эмоций. Например, это хорошая книга, это плохая книга. Кроме того, возможно рациональное сообщение о чувтствах, например, любовь, гнев, радостный, презирать. Данные лексемы лишь называют, но не передают указанные эмоции. И только взаимодействие этих двух начал порождает языковую экспрессивность.

Оценочная лексика распадается на три группы:

  1. Однозначные слова с яркой оценкой. Правозвестник, подхалим, нерукотворный, допотопный, дерзать, напакостить.

  2. Многозначные слова, которые нейтральны в первом значении, но имеющие оценочную окраску в метафорических значениях. Тряпка, пень, слон, ворона, собака, кобыла, орел, петь, пилить, копать.

  3. Слова с яркими суффиксами субъективной оценки. Сыночек, кисонька, актрисуля, комнатенка, зверюга, собаченция, дождина.

Эмоциональная окраска связана со всем спектрам чувств:

Торжественное – возмездие, лихолетье, кара, мужаться, вопиющий.

Поэтическое – незримый, ратный, лоно, венец, рок.

Ласкательное – крохотуля, мамуся.

Шутливое – благоверный, новоиспеченный, мараковать, хавронья, эскулап.

Фамильярное – недурственный, смазливый, краля.

Ироническое – витийствовать, делать реверансы.

Пренебрежительное – молокосос, малевать, крохоборство.

Презрительное – молодчик, холопствовать.

Весь спектр эмоциональных аспектов сводится к: высокое, нейтральное, сниженное. Причем семантически универсальным для всех языков мира является следующий факт – очень хорошо в словаре заполнен полюс сниженного и очень слабо полюс высокого. Нейтральное слово "есть", сниженное – жрать, хрякать, лопать, высокое – вкушать.

Бранная лексика.

Под термином ненормативная, понимается в том числе и нецензурная. Вариация в том / ином языке имеет особенности, которые накладываются на действия общекультурного механизма.

Архаическая расчлененность предмета и его оценки во многом характеризует современное сознание.

Ценностный/аксиологический аспект разворачивается в сакральное и профанное. Термин сакральное понимался по-разному, и в начале 16 века существовала расширенная трактовка.

Сакральное – всякая безусловная положительная значимость. Очень широкая трактовка.

Во всех известных культурах духовное в человеке постоянно претендует на главную роль. Именно оно связывается с полюсом сакрального. Но сакральное и профанное неотделимы друг от друга.

Прафанным феномен делает рутинизция.

Сакральное по своей природе выходит за переделы возможного опыта и очень часто порождает механизмы того или иного сокрытия – табу.

Само сакральное и табуированное – это способы избежать рутинизации и забалтывания.

На подсознательном уровне неразделимость сакрального и профанного вызывает у человека поиск психологической защиты.

Святое-священное-запретное-опасное-нечистое-непристойное.

Таким образом, мат – наиболее непристойная брань.

Мат – наименование репродуктивных зон организма и физиологические функции. В литературном языке допустимы только церковнославянизмы (совокупляться). Собственно русские наименования запрещены. В этом специфика нашей культуры, т.к. за запрет исчез.

В академических изданиях количество * соответств. Количеству пропущенных букв

Наиболее жесткие запреты в рамках актов, где принимают участие дети, более мягкие – в женском обществе, самые мягкие – мужчины.

Из славянских культур более жесткие запреты у украинцев.

В ряде случаев нецензурная брань открывает свое генетическое родство с сакральными полюсами через функциональность. В славянской культуре считается, что от нечисти помогает молитва, крест и брань.

Семантически брань связана с:

1. Плодородие (язычество)

2. Отчетливый антихристианский характер

Оскорбление земли, матери.

Пес противопоставляется святым (собачья смерть – без покаяния/как для нечистых)

Помимо бранного словаря существует ещё и куртуазный словарь.

Культура делится на 2 части: как для отрицательных, так и для положительных эмоций. Эмоция – отношение человека к окружающему миру, которое заключается в непосредственном переживании. В результате в процессе эмоционального напряжения человек склонен к действиям, которые на первый взгляд нецелесообразны –машет руками, портит предметы. все они имеют смысл - взламывание табу, и одним из механизмов взламывания является брань. Этим обьясняется тот факт, что наиболее сильные ругательства основаны на нескольких корнях (не больше 12). Сама способность ругаться означает, что человек не доведен до точки кипения.

В большинстве культур бранная лексика знакома каждому, но употреблять ее допустимо не во многих соц. Лексиках.

Культурологи считают, что бранный словарь нужен. В нашей брани практически нет антихристских смыслов.