Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Первая редакция Русской Правды.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
18.04.2019
Размер:
71.17 Кб
Скачать

4. Дополнительные статьи к Правде Ярославичей.

В составе Краткой Правды после Правды Ярославичей идут статьи разного содержания, из коих численно преобладают статьи о краже имущества и скота (ст. ст. 28 (29), 30 (31), 34 (35), 35 (36), 36 (37), 37 (38), 38 (39), 39 (40).

Вопрос о происхождении этих дополнительных статей к Правде Ярославичей был впервые поставлен в специальной литературе М. Н. Тихомировым. По его мнению, эти дополнительные статьи первоначально были не связаны с Правдой Ярославичей. В основании их лежали какие-то особые записи, в некоторых своих частях близкие Древнейшей Правде. Н. М. Тихомиров, основываясь на сходстве дополнительных статей с Древнейшей Правдой, считает возможным настаивать на их новгородском происхождении. Главным доводом его является наличие статьи о краже ладьи, сена и дров. Он полагает, что упоминание о ладье ведет нас к новгородским пределам с развитыми водными путями, а особая забота о сене и дровах, возможно, характернее для русского севера, чем для юга. Далее, по мнению М. Н. Тихомирова, для характеристики новгородской окраски этих статей показательно наличие статьи о муке огнищанина и смерда. М. Н. Тихомиров полагает, что эти дополнительные статьи возникли не ранее последней четверти ΧΙ в., во всяком случае позже написания самой Правды Ярославичей.

После издания Правды Ярослава процесс феодализации в Киевской Руси стал еще более расширяться и углубляться. Удельный вес боярского землевладения стал расти, стало расти и политическое влияние боярства.

Существовавшее после издания Правды Ярославичей законодательство не могло удовлетворить боярство. Оно касалось только княжеских дворцовых слуг и охраняло только княжеское имущество. Жизнь и имущество бояр охранялось на основании общих норм. Естественно, что основной задачей уголовного законодательства после издания Правды Ярославичей являлось распространение ее норм на боярство. Надо было чтобы и имущество бояр было охранено более высокими санкциями против воров и грабителей. Ярославичи или их непосредственные преемники стали или издавать отдельные постановления об усиленной охране имущества, или выносить судебные решения, которые затем обобщались в законодательных нормах. Так, появились статьи об установлении штрафа в высшем размере (12 гривен) за увод чужого холопа или рабы (28 (29) ), за кражу скота – коня, вола и имущества из клети (30 (31) ), ладьи (34 (35) ), домашних птиц (35 (36) ), пса, ястреба и сокола (36 (37) ), сена и дров (38 (39) ), овцы, козы или свиньи (39 (40) ). Все эти нормы защищали от посягательств имущество не только князей, но и всего населения, в первую очередь, имущество боярства. Очень характерно, что в законодательстве затрагивается вопрос о соучастии. Очевидно, в условиях обострения классовых противоречий, кража имущества стала производиться скопом (‹‹шайкой››). Если кража коня, вола или имущества из клети совершалась одним лицом, то взыскивалось гривна и тридцать резан, а если в этой краже виновны несколько лиц, то каждый из участников платил уже по три гривны и по 30 резан. Такое же повышенное взыскание должны были платить и участники в краже овцы, козы или свиньи. Принимались также меры против истребления межевых знаков. Среди дополнительных статей имелась статья, которая давала право пострадавшим расправляться с ночными ворами (ст. 37 (38) ). Некоторые статьи по своему смыслу непосредственно примыкают к Правде Ярославичей, как бы являясь логическим продолжением этой части Краткой Правды. А именно, ст. (31 (32) ) об усиленной охране княжой борти и о защите представителей княжеской дворцовой администрации – огнищан, тиунов, мечников, а также смердов – основной рабочей силы княжеских доменов – от ‹‹муки без княжа слова››, причем устанавливается разное наказание для преступников, в зависимости от положения пострадавшего (12 гривен за огнищан, тиунов, мечников и 3 гривны за смердов).

Я считаю, что М. Н. Тихомиров прав, когда говорит, что эти статьи не составляли какого-либо отдельного памятника. Слишком эти статьи были разношерстны и не совсем была выдержана система наказаний. Они были, вероятно, приобщены к тексту во время составления и окончательного отредактирования Краткой Правды.

9