Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы по цвету.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
20.12.2018
Размер:
4.06 Mб
Скачать
  1. Колір найдавніших міст світу.

Колір найдавніших міст світу.(на прикладі Греції і Єгипту)

Історія мистецтв і мов каже, що першими кольорами первісних людей були білий, чорний і червоний. Саме вони першими асоціювалися у людини з деякими поняттями. Подібна тричленна колірна класифікація існувала у багатьох примітивних культурах. Як і в доісторичні часи білий, чорний і червоний кольори залишаються найбільш бажаний майже у всіх сучасних колірних культурах.

У період розквіту грецької культури переважали чотири кольори: білий, жовтий, червоний, чорний. Були поширені також зелений, синій і сірий. Білою фарбою служив пухкий глинистий вапняк з острова Мелос і крейда, чорної - сажа. Жовтою фарбою була пофарбована лімонітом глина, видобута в рудниках Аттики, а популярної червоною фарбою вважався глинозем. Дуже любили греки і вогненно-червоний мініум, що зустрічається в природі в природному вигляді, який вважався священним.

У Греції застосовувався і пурпурний колір, став потім улюбленим у римлян. За описом Плінія, пурпурну фарбу отримували з пурпурових равликів. Згадка пурпурного кольору вперше зустрічається у Гомера: «пофарбована в пурпур ніч», «пурпурна смерть».

Червоні кольорові тони у греків займали найпочесніше місце. Із зелених фарб використовувалися аттическая і малахітова зелень. Застосовувався і кілька синіх кольорів: темно-синій, яскраво-синій, а також три небесно-блакитних кольорів. Найчистішим і красивим був єгипетський блакитний, за ним слідували скіфський і кіпрський. За ступенем популярності кольору у греків розташовувалися в такій послідовності: червоний, жовтий, синій, зелений.

Колірний мова будь-якої цивілізації може бути не зрозумілий нащадками і тому може втратити властивість цілісної системи. Відкрита в епоху академізму яскрава поліхромія давньогрецьких храмів розцінювалася «варварської», що не відповідає найвищій культурі форми, не вкладалася у свідомості.

Возникновение активной полихромии города

Колористика описывается тремя характеристиками: структурой – конструкцией и связями цветовых масс, хроматическим содержанием – цветовой палитрой, динамикой – мерой подвижности структуры и ее хроматического содержания в пространстве и времени.

Колористика предметно-пространственной среды выполняет утилитарную и художественно-эстетическую функции. Ее формирование обусловлено комплексом факторов и происходит, как было сказано выше, в результате сочетания ее само-становления и профессионального управления.

Связи и конструкции цветовых масс комплекса открытого пространства города зависят, прежде всего, от его функции, истории места, новой наполненности пространства. Структура колористики объекта промышленного дизайна также зависит, прежде всего, от функции объекта, но во многом обусловлена также технологией его изготовления. В том и другом случае структура колористики объекта возникаем в его результате следования определенным художественным вкусам.

Художественно-эстетическая функция колористики состоит в том, чтобы вызывать у потребителя эстетические переживания, на основе которых возникают запоминающиеся художественные образы городской среды. Такие возможности возникают как результат наследования колористикой основ природной полихромии и традиций многоцветия, а также определенной культуры обогащения новыми хроматическими ценностями

Колористика исторического центра Воронежа должна стать отправной точкой, своеобразным цветовым камертоном в формировании общей колористической концепции города, поскольку здесь сконцентрирован наиболее ценный историко-архитектурный и цветовой потенциал. Каменная летопись прошлых эпох исторического ядра города раскрывает и ярко иллюстрирует пути эволюции городской архитектуры, смену стилистических цветовых палитр и подсказывает дальнейшее направление развития современной архитектурно-градостроительной колористики. Аналитическая работа по изучению полихромии разностилевой архитектуры прошлых эпох не только дает нам знания о цветовых предпочтениях, об особенностях архитектурных стилей, отделочных и строительных материалах того времени, но и позволяет увидеть целостный и обобщенный колористический образ каждой исторической эпохи, а также сформировать цветовые палитры различных архитектурных стилей и применять их в современном проектировании цветовой среды исторически сложившегося центра города. Для упорядочения и систематизации исторических цветовых палитр следует определить архитектурные стилевые направления и соответственно этим временным периодам – постройки, которые возводились в это время: барокко (XVII-XVIII вв.); классицизм, ампир (конец XVIII-середина XIX вв.); эклектицизм (середина XIX-начало XX вв.); модерн (начало XX в.); конструктивизм, архитектура русского авангарда (1918-1932 гг.); архитектура сталинского неоклассицизма – неоакадемизм (1932-1954 гг.); советская архитектура (1955-1980-е годы); современная архитектура (конец XX-XXI в.).

Памятников архитектуры стиля барокко в Воронеже не так много, тем больше их историческая значимость и ценность. Эти штучные архитектурные жемчужины, сохранившиеся до нашего времени, могли бы стать гордостью и украшением любого исторического города, где бы их охраняли и реставрировали. Безусловно, они уникальны и должны стать мощными цветовыми акцентами и доминантами в структуре исторической застройки. Этому способствует и тот факт, что цветовая палитра стиля барокко необычайно красочна и мажорна: желтые, оранжево-охристые, краплачно-красные, синие, бирюзовые цветовые тона плоскостей фасадов сильно контрастируют с белым цветом ордерной структуры и помпезным, причудливым орнаментальным декором. Часто архитектурные детали покрывались позолотой. На смену вычурному и дорогому стилю барокко приходит аскетичный и "более бюджетный" – классицизм. Цветовая палитра архитектуры классицизма скудеет: преобладают желтые, розовые, охристо-золотистые, умбристые, голубые и серые цветовые оттенки. Незыблемым остается принцип традиционного русского двуцветья: цветная плоскость стены и белая ордерная структура, однако контрастные сочетания становятся значительно мягче. Используется белый, очень скромный и сдержанный по форме архитектурный декор. В этот период покраска зданий строго регламентирована императорским указом не только для столичных городов, но и для провинциальных губернских, коим являлся Воронеж.

Не все историки архитектуры считают эклектицизм стилем, скорее, – бесстильем. Однако постройки середины XIX – начала XX веков имеют явные отличительные стилистические особенности. Это "мутационный" период, отличающийся разнообразной архитектурой по форме и по цветовой палитре. Каждый застройщик желал, чтобы его доходный дом выглядел богаче и ярче. Это порождало неупорядоченную и пеструю полихромию застройки. Много зданий строилось в этот период из красного кирпича в различных псевдостилях, поэтому цветовая палитра архитектуры эклектического направления изобилует красно-коричневыми и различными оттенками серых тонов. В современной цветовой трактовке эклектическая архитектура может иметь многовариантное цветовое решение, что не противоречит сути этого стиля. Важно при этом не потерять целостность композиции общего цветового контекста.

Стиль модерн значительно расширил колористическую палитру архитектуры и качественно обогатил цветовую среду города. Появление на фасадах декоративных панно и вставок из цветных керамических плиток, живописных растительных орнаментов, облицовка глазурованным кирпичом с глянцевой фактурой – все это внесло новые цвета в архитектурную полихромию построек стиля модерн: сиреневый, фиолетовый, фисташковый, зеленый, бирюзовый, желто-оранжевый, оранжевый. Кроме того, с появлением железобетона в постройках модерна появились серые цветовые оттенки.

Октябрьская революция в нашей стране вызвала революцию и в архитектуре. Романтика новых политических взглядов и убеждений породила авангардные идеи в искусстве и архитектуре. Конструктивизм – пролетарский, авангардистский стиль в изобразительном искусстве, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Его отличие – в строгом геометризме, лаконичности форм и в функциональной целесообразности конструкций. Аскетична и цветовая гамма конструктивизма – светло-серые, серые, бетонно-антрацитовые и, в небольших количествах, красные цветовые тона. В современной типологии цветовых гармоний колористическую палитру конструктивизма можно отнести к гармонии изолированного цвета, то есть акцентирование красного цвета на фоне ахроматического ряда. Красный цвет в этом контексте воспринимается не только как хроматический композиционный элемент, но и несет в себе информативно-символический смысл революционных перемен.

В 1932 году произошла резкая смена всех художественных представлений. Сталинский неоакадемизм стал единым официальным государственным стилем в архитектуре и других видах искусства. Все, за небольшим исключением, вчерашние архитекторы-конструктивисты, рационалисты и авангардисты стали приверженцами классицизма и сторонниками "освоения художественного наследия прошлого". Тоталитарный режим запретил само понятие "конструктивизм". Цветовая палитра этого периода цитировала полихромию классицизма – желто-охристые и серые цвета, что способствовало регулярности колористики и в то же время создавало впечатление монотонности и однообразия. К довоенной и послевоенной архитектуре и ее цветовой палитре можно относиться по-разному. Однако мастера-архитекторы, создавшие эту прекрасную архитектуру, заслуживают глубокого уважения, у них есть чему поучиться и сегодняшним архитектурным "мэтрам", и юным зодчим. Постройки архитекторов Н.В. Троицкого, А.В. Миронова, Н.Я. Неведрова, А.И. Попова-Шамана, П.С. Скулачева и др. украшают сегодня город, являясь знаковыми. Их произведения до сих пор являются непревзойденными и яркими образцами архитектуры в Воронеже.

Еще один стилистический кульбит произошел в 1955 году. На дворе еще стояла "хрущевская оттепель", однако в этом году, после выхода известного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, заморозились и обсыпались все архитектурные излишества. На смену неоклассической архитектуре приходит конструктивная советская архитектура, типовое проектирование и индустриализация строительного производства. Существует заблуждение, что это изобретение Н.С. Хрущева. На самом деле эти стилистические метаморфозы берут свое начало во времени правления Сталина. Типовой человек обязан был в типовых условиях испытывать типовые эмоции от типовой архитектуры. В провинциальных городах, как, например, в Воронеже, такая застройка должна была возводиться в меньшем масштабе и дешевле, чем в столице. Однако бетонный, серый цвет (точнее, тотальное бесцветье) застройки был везде одинаковый. Благо, что безликая и бесцветная застройка советского конструктивизма лишь фрагментарно появилась в историческом центре города. Воронежские новостройки шестидесятых годов и сегодня удручают своим серым однообразием. Если у района нет глубоких исторических корней, отличительного своеобразия, характерных особенностей, тогда их можно придумать. Фасады серых безликих "хрущевок", например, можно рассматривать как картинную плоскость для размещения произведений искусства. На этих фасадах могут появиться цветовые композиции по мотивам В. Кандинского, К. Малевича, Э. Лисицкого – русских авангардистов 20–х годов, которыми можно гордиться и которые были незаслуженно забыты в советский период. Благодаря этим колористическим новациям район можно превратить в вернисаж под открытым небом, в выставочную площадку живописных произведений. Цветовое переосмысление серой застройки способно внести новизну в образное восприятие архитектурного пространства района, вдохнуть обновленные цветовые ощущения – и оно приобретет своеобразие и уникальность.

Полихромия центра города, имея мощные исторические корни и эклектичный характер архитектуры, способна создать уникальный и запоминающийся цветовой образ не только собственно центра, но и города в целом, на основе гармоничных цветовых и светлотных контрастов или нюансов с другими планировочными районами. В русском зодчестве цвет использовался не только как декоративное начало, но и как эффективное композиционное средство, имея мощное формообразующее действие. Этот исторический опыт должен быть использован и переосмыслен, учитывая новые возможности современных материалов и красителей и теоретические основы архитектурной колористики.