Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
социология культуры.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
17.12.2018
Размер:
971.94 Кб
Скачать

4.2. Роль интеллигенции в культуре

Именно интеллигенция приходит в XX в. к осознанию культуры как особого социального феномена, а следовательно, к осознанию себя как группы, имеющей особое к нему отношение. Это происходит именно в XX в., когда на фоне трагических социально-политических свершений (революций, мировых войн) дестабилизируются мировоззрение и сами основы культуры. В результате последняя и обнаруживается современниками не как религиозная доктрина, не как просветительская вера в вечные ценности, не как романтическая упоенность историей и традицией, а как комплекс всех этих мировоззренческих культурных пластов в целом. И ни один из них не может служить краеугольным камнем культуры, только их социальная и историческая относительность имеет ключевое значение. Интеллигенция осознает культуру (и себя в ней) социологически, когда больше не рассматривает ее с позиций доминирования религиозного, просветительского или романтического мировоззрения. Можно сказать, что для интеллигенции существует запрет на абсолютизацию и господство любой доктрины, любого мировоззрения, поэтому она всегда критическая, всегда мобильная, открытая, демократичная группа. Она формирует новое понятие о культуре, в котором необходимо выделить несколько главных моментов:

  1. Релятивизация мировоззрений, культура как исторический плюрализм (а не жесткая иерархия) отдельных сфер и институтов.

  2. Относительность и преходящий характер любой исторической формы культуры, ее процессуальность и изменчивость.

  3. Идеал образования, т.е. соответствующее переживание (субъективное) феномена культуры.

  4. Понимание культуры исходя из ее противополагания природе.

  5. Осознание общественного характера феномена культуры.

Последний пункт очень важен. Общественный характер культуры предполагает, что ее произведения (книги, фильмы, архитектурные сооружения и т.д.) обладают социальной функциональностью. Ее суть в том, что искусство создает общий контекст переживаний, сплачивающих различные группы. Люди переживают свою судьбу и судьбу своего общества не индивидуально, а стремясь разделить эти переживания друг с другом, и именно искусство служит единственным эффективным средством для этого.

Раздел 5. Культура и социальная структура: формы социальной организации искусства

Итак, в этом разделе мы рассмотрим специфические формы того, как группы, ответственные за производство и сохранение культуры, находят свое место в общественной структуре.

5.1. Патронаж

Как отмечает Р. Уильямс [10], наиболее раннее свидетельство институционализации художников связано с историей кельтских бардов. Они были официально признаны одним из центральных элементов социальной организации обществ с уже сложившейся аристократической системой. Их функция была тесно связана с другими неспециализированными сакральными и социальными функциями (священник, пророк и т.п.). Однако положение барда было всегда двояко: он призван вещать от имени и для общества (племени), но обязан также воспевать славу вождя (легитимировать его власть) и созидать историю народа/племени. При этом очевидно, что барды сохраняли относительную творческую независимость. С приходом христианства усилилась специализация и барды приобрели более сложное функциональное предназначение: так в X в. в Уэлсе уже существовала своеобразная художественная иерархия - главный поэт, военный поэт, министрель, подчиненная в большей степени нуждам политической и военной власти.

Так возникает первая специфическая форма институционализации искусства - патронаж, сохранившаяся в различных видах и в наши дни. Возникновение патронажа в его первичной форме характеризуется ростом разного рода зависимости художника (обслуживать приемы и демонстрировать гостеприимство, выступать на дому) при безусловном сохранении институционального престижа. Одновременно это переход к новому уровню обмена - блага патрона на творчество художника. Однако суть этих отношений связана с доброй волей и интересами патрона (произведение создавалось для него и обычно ему принадлежало).

В какой-то момент элемент обмена в патронаже усиливается и появляется механизм найма - самая распространенная и долговечная форма патронажа. В ней также сохраняется существенный элемент официального признания (особенно в музыке и живописи). Но артист уже воспринимается как самостоятельный профессионал. На такой модели были основаны отношения церкви и искусства (Ватикан). Хотя, конечно, дополнительным фактором всегда могло быть искреннее религиозное устремление художников. Суть таких отношений патронажа здесь та же, и связана она с доброй волей и легитимацией патрона.

В XIX-XX вв. складываются новые формы патронажа. Например, протекционизм и поддержка. Такой патронаж основан на поддержке и признании художников, на создании условий для работы, продвижении их работ, поддержании престижа (особенно в неблагоприятных ситуациях). Механизм здесь прост: артист или его произведение ассоциируется с влиятельным именем. Как правило, это не связано с денежным обменом, хотя предполагает обоюдную заинтересованность в укреплении чести и репутации (работа на публику). Спонсорство - другой современный вид патронажа - специфично для развитых рыночных отношений в искусстве. Задача - финансовая поддержка начинающих артистов или новых проектов. Спонсорство часто бывает откровенно коммерческим и предполагает финансовую заинтересованность в собственности на произведение или инвестициях в проект.

Когда протекционизм или спонсорство осуществляются от имени общества на основе распределения налогов (или иных общественных фондов) в лице государства, осуществляющего таким образом культурную политику, мы имеем сложную форму институционализации культуры в системе политической власти. Такая политика на уровне формальных правительственных структур предполагает, что культурные учреждения становятся частью правительственных организаций (Государственный Эрмитаж). Здесь, как и в иных случаях, положение патрона остается привилегированным, что на публичном уровне очень часто создает предпосылки для проблем и конфликтов.