Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
diplomnaya_rabota_-_istoria_smertnoy_kazni_v_Ro....doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
02.11.2018
Размер:
441.34 Кб
Скачать
    1. Смертная казнь эпохи индустриального общества в России

Начало правление Николая I (1825 —1855 гг.) ознаменовалось новыми казнями. Его царствование началось 14 декабря, в день восстания декабристов, которое привело к открытому противостоянию власти и духовной элиты общества, а его поражение – к возрождению идеи полновластия царя, отказу от сотрудничества самодержавия и общества.

Расправа с декабристами вершилась жестоко. К следст­вию привлекли более 3 тыс. человек (579 офицеров и 2,5 тыс. солдат). Солдаты были биты шпицрутенами (многие — на­смерть), а выжившие разосланы в штрафные роты. Для рас­правы с главными преступниками Николай Павлович на­значил Верховный уголовный суд из 72 высших чиновни­ков.

Верховный суд 5 июля 1826 г. утвердил «решительный протокол» (приговор) на предмет того, что «все подсудимые, без изъятия, по точной силе... законов, подлежат смертной казни»1.

Суду был предан 121 декабрист: 61 член Северного об­щества и 60 — Южного. В числе их были и звезды россий­ского дворянства: 8 князей, 3 графа, 3 барона, 3 генерала, 23 полковника или подполковника и даже обер-прокурор Правительствующего Сената. Все подсудимые были разделе­ны по мерам наказания на 11 разрядов. Пятерых суд поставил вне разрядов и приговорил к четвертованию (замененному повешением). Это были П. И. Пестель, К Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бесту­жев-Рюмин и убийца Милорадовича П. Г. Каховский. Их казнили 13 июля 1826 г. Остальные были сосланы: 101 че­ловек — в Сибирь, на каторгу и поселение, 15 — с разжа­лованием в рядовые на Кавказ, воевать против горцев2.

В 1832 г. составляется новый свод законов. Согласно ст. 17 Свода законов смертная казнь была определена в трех случаях: I) за злоумышления против императора и членов его семьи, в том числе поношение императора и членов его семьи «злыми и вредительными словами», а также бунт и измену, причем смертную казнь мог назначить по степени важности Верховный уголовный суд, а по прочим, менее важным делам судами общей инстанции назначалось лишение всех прав, наказание кнутом; 2) за карантинные преступления по приговору воинских судов; 3) за воинские преступления - по Полевому уголовному уложению. г.1.

По Уложению 1845 г. смертная казнь оставалась только за государственные преступления. Во-первых, согласно гл. 1«о преступлениях против особы государя императора и членов императорского дома», по ст. 263 «за злоумышления и преступное действие против жизни, здравия или чести государя императора», а также за один только умысел лишить власти, ограничить свободу или учинить «какое-либо насилие». По ст. 266 тому же наказанию и на том же основании подвергались виновные в «злоумышлении или преступном действии против жизни, здравия, свободы, чести и высочайших прав наследника престола, супруги государя или прочих членов императорского дома»2.

Приговоренные к смертной казни лишались и всех прав состояния. Отметим, что смертная казнь по Уложению была внесена в общую лестницу наказаний, поэтому в случае смягчающих обстоятельств суд мог снизить ответственность на одну или две ступени, а, следовательно, назначить наказание в виде отбывания на каторге без срока или на срок от 15 до 20 лет.

Однако это вовсе не означало, что за иные преступления преступников не лишали жизни. Смертная казнь сохранялась в закамуфлированном виде, поскольку не были отменены телесные наказания. Известен случай, когда двоих человек приговорили прогнать сквозь тысячу человек 12 раз, хотя было понятно, что выдержать 12 000 ударов палками свыше человеческих сил. Особенно щедро применялись телесные наказания при усмирении восстаний поселян.

В царствование Александра II (1855—1881 гг.) и Александра III (1881 — 1896 гг.) отмечается увеличение числа совершаемых государственных преступлений и, соответственно, смертных казней. Ужесточение уголовно-правовой политики было связано с деятельностью народнических организаций. Одно из течений народников в качестве методов борьбы с самодержавием использовало террор в отношении высокопоставленных чиновников и самого императора. Лица, совершавшие государственные преступления, за которые грозила смертная казнь и лишение всех нрав состояния, судились согласно принятым Судебным уставам 1864 г1.

Первым, кто был приговорен Верховным уголовным судом, специально учрежденным по делу о покушении на жизнь императора, был Дмитрий Каракозов. После осуждения Каракозова к высшей мере наказания (3 сентября 1866 г.) смертных казней не было до 2 августа 1878 г., когда был расстрелян Иван Ковальский. В этот период, между двумя казнями, происходит интенсивная законодательная деятельность по ужесточению борьбы с терроризмом. На практике это вело к нарушению Судебных уставов 1864 г., демократических начал судопроизводства гласности, состязательности, открытости судебного разбирательства, независимости следствия от администрации, что повлияло на ужесточение приговоров в отношении народников, вынесение по политическим процессам высшей меры наказания2.

Значительная часть преступников, приговоренных к смертной казни, судилась военным судом. Количество казненных военными судами увеличивается с изданием законов от 4 апреля 1878 г. и 5 апреля 1879 г. «О временных генерал-губернаторах», которые были назначены в Петербурге, Одессе и Харькове, а также в Москве, Киеве и Варшаве. Губернаторам были даны чрезвычайные полномочия по наказанию преступников. По Указу от 5 апреля 1879 г. судили военные суды двух категорий: военно-окружные (в каждом военном округе) и временные военные суды (для срочного решения дел в местах, отдаленных от города, где функционировал военно-окружной суд).

Военно-судебное разбирательство носило ускоренный, свернутый характер, что давало военному суду повод для различного рода злоупотреблений. Показательным в этом смысле было и предоставление военным судам права не вызывать на судебные заседания свидетелей (по отдаленности их места жительства), а использовать показания, вытребованные у них на дознании или предварительном следствии (если таковое было)1. В судах, имеющих полномочия казнить преступников, нарушался и такой основополагающий принцип судопроизводства, как гласность. И, наконец, в военных судах нарушался еще один важнейший принцип судопроизводства — открытость судебного разбирательства.

Смертная казнь в отношении политических преступников обыкновенно совершалась через повешение. Казнь совершалась публично. Здесь применялся обряд, который был еще заведен при казни декабристов. Царским Указом от 26 мая 1881 г. публичное исполнение смертной казни было отменено. Казнить революционеров предписывалось не на площадях, а тайно «в пределах тюремной ограды, а при невозможности сего — в ином указанном начальством месте»2.

Военные суды несли основную нагрузку по казням в период активной террористической деятельности народников. По официальным данным, основанным на ежегодных отчетах Главного военно-судебного управления, касающихся только военно-окружных судов, казненных с 1875 по 1880 г. было: за преступления воинские - 10 человек; за преступления общие лиц военного ведомства - 21 человек; за преступления общие лиц гражданского ведомства 93 человека. Всего: 114 человек3.

Всего с 1866 до 1895 г. на 226 политических процессах в России суду были преданы 1342 человека. Суд вынес 137 смертных приговоров, из которых были приведены в исполнение 44, а 93 заменены вечной или срочной каторгой4. Сверх этого, поданным военных судов, не вошедшим в сведения Министерства юстиции, было казнено за государственные преступления, включая измену, шпионство в военное время и т. д., в 1876 г. — 2; в 1878 — 23: в 1879 - 2; в 1880 - 5; в 1882 - 3, а всего 35 человек. Из числа казненных за государственные преступления с 1876 г. было: в 1876-1880 гг. - 12; в 1881-1885 -3, в 1885-1890-2. Из числа казненных за государственные преступления по приговорам военных судов было воинских чинов 12; гражданских лиц 58; повешено 67; расстреляно 3. Кроме того, за общие преступления было казнено по приговорам военных судов с 1876 по 1890 г.: всего — 208; в том числе за убийство — 100; разбой — 57; сопротивление начальству и властям — 49 человек1. С 1891 г. ни одного осужденного к смертной казни гражданскими судами не было.

Смертная казнь приводилась в исполнение путем непублич­ного повешения. Такой порядок свидетельствовал об изъятии цели публичного устрашения процессом казни.

Таким образом, в XIX веке в России отмечается увеличение числа смертных казней, что было связано с деятельностью первых революционных движений. Особенность этого периода заключается в том, что значительная часть преступников, приговоренных к смертной казни, судилась военным судом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]