Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ярцева Н.В. - Современные концепции экономическ....doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
30.10.2018
Размер:
675.33 Кб
Скачать

4.3. Синтез институционализма и лшведской╩ школы

Среди экономистов институционального направления особое место занимают представители "шведской" (или стокгольмской) школы, во главе которой стоял Г. Мюрдаль – лауреат Нобелевской премии 1974 г. за работы по теории денег и экономических колебаний, а также за анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений. В отличие от других нобелевских лауреатов, Г. Мюрдаль причислял себя к институционалистам. Он имел весомый международный авторитет не только как ученый-теоретик, но и как политик, сумевший тесно увязать проблемы экономической и социальной политики. Наиболее известными его работами являются: "Денежное обращение" (1931), "Американская дилемма: негритянская проблема и современная демократия" (1944), "Мировая экономика" (1956), "Азиатская драма: исследование бедности народов" (1968).

Г. Мюрдаль пытался определить место общественных наук в общей системе знаний. Он не соглашался с чисто экономическим подходом к проблемам благосостояния, при котором из поля зрения выпадают политические цели. Ученый считал, что экономисты должны открыто провозглашать политические убеждения и делать их составным элементом исследования, поскольку экономистов вдохновляет на работу не только научный интерес, но и стремление усовершенствовать общество. Великие экономисты – Т. Мальтус, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Кейнс всегда предлагали свои рекомендации в области политики. После знакомства с работами американских институционалистов Г. Мюрдаль окончательно утвердился во мнении, что проблема общественных ценностей имеет очень большое значение в экономической теории.

В ранних работах Г. Мюрдаль исследует проблемы макроэкономики (еще до того, как вышла в свет главная книга Д. Кейнса по этому вопросу). Он предлагал активизировать фискальную политику для выхода экономики из депрессивного состояния, высказывался за покрытие дефицита бюджета, образовавшегося за время кризиса, соответствующим бюджетным избытком во время последующего подъема. Его вполне можно считать одним из основоположников макроанализа.

В послевоенный период Г. Мюрдаль занимается исследованием проблем мирового хозяйства и мирового развития. Будучи председателем правительственной комиссии у себя в стране, он подчеркивал опасность нарушения сбалансированности мировых рынков. Он рекомендовал правительству Швеции ввести систему планирования народного хозяйства (по примеру Франции). При этом он выделяет такие категории, как "программа" и "предвидение". Под программой он понимает предполагаемый или намечаемый план действий, а под предвидением – предсказание будущих событий. В свое время он предсказывал большую стабильность плановой экономики и выступал за расширение торговли со странами "восточного блока".

Помимо вопросов планирования, Г. Мюрдаль уделяет большое внимание проблемам экономической интеграции. В книге "Мировая экономика: проблемы и перспективы" шведский экономист пытается найти ответ на вопрос, куда идет мир. Для этого он исследует основные тенденции развития международных отношений и выясняет возможности их изменения. Автор отмечает, что в современном мировом хозяйстве произошли существенные сдвиги, связанные с крушением колониальной системы. Новые свободные "развивающиеся" страны стали особым фактором развития мирового хозяйства, усложнили взаимосвязи внутри него и усилили противоречивость развития. Возможность преодоления мировых конфликтов Г. Мюрдаль ищет на путях экономической интеграции в национальном и международном масштабах.

Согласно определению Г. Мюрдаля, экономическая интеграция – это осуществление старого идеала "равных возможностей", провозглашенного Западом. В промышленно развитых странах, по его мнению, уже достигнута высокая степень национальной интеграции. Во многом это произошло за счет активного вмешательства государства в экономику. А вот всемирная экономическая интеграция еще не сложилась. Более того, считает он, национальная интеграция в развитых странах привела к "международной дезинтеграции", которая выражается в росте экономического неравенства между индустриально развитыми и слаборазвитыми странами. По мнению Г. Мюрдаля, международная экономическая интеграция вполне возможна, если ее необходимость будет осознана большинством стран мира, и если будет создан "базис международной солидарности". Он также считает, что международные экономические отношения могут и должны регулироваться средствами политики. Если сознательное регулирование этих отношений будет отсутствовать, то стихийное развитие мирового хозяйства неизбежно будет усугублять дальнейшее углубление дезинтеграции и даже может вызвать мировой конфликт.

Природу международной экономической интеграции Г. Мюрдаль выводит из понятия "кумулятивной причинной связи". В ее основе лежит существование такой взаимозависимости всех факторов социальной системы, при котором любое изменение в каком-либо одном факторе вызывает изменения в других. Поэтому благодаря процессу взаимодействий вся система получает импульс к движению в направлении первоначального изменения, но заходящего значительно дальше последнего. Другими словами, принцип кумулятивного развития выдвигает на первый план такие процессы, которые, один раз начавшись, создают условия для дальнейшего развития.

Этот же принцип был использован Г. Мюрдалем при исследовании проблем слаборазвитых стран Азии. Результаты этой работы изложены им в известной книге "Азиатская драма: исследование бедности народов". В ней автор выдвигает социологическую концепцию причин отсталости стран этого региона. Согласно его концепции, все бедствия этих стран обусловлены, главным образом, господством архаичных, устаревших институтов и воззрений, на которых строится вся социальная, экономическая и духовная жизнь. Г. Мюрдаль скептически оценивает многочисленные западные теории экономического роста в этих странах за счет "автоматического изменения" общественной жизни народов в процессе технико-экономической модернизации хозяйства. Он считает, что для всех слоев населения стран Южной Азии характерно отсутствие чувства ответственности за соблюдение элементарной трудовой дисциплины, аккуратности и пунктуальности. Здесь все еще сильны суеверия, не воспринимается новое, не развиты желание экспериментировать, честолюбие, предприимчивость и инициатива. Все это практически лишает эти страны возможности технико-экономической модернизации (по западному образцу) хозяйства, снижает ее результативность (если она все-таки осуществляется) и, следовательно, приводит к "порочному кругу бедности".

Шведский экономист считает, что решающее значение для успешного технического и экономического развития этих стран будет иметь коренное изменение отсталых социальных и политических институтов. Только параллельным изменением технической и технологической базы хозяйства и изживанием устаревших воззрений и обычаев, укоренившихся в психологии народа, можно добиться прогресса в этих странах. Он стремился доказать, что только глубокие реформы в области контроля за ростом населения, распределения пригодных для обработки земель, а также в области здравоохранения и образования могут быть условием быстрого экономического развития и решения социальных проблем региона. Оценивая роль политических институтов этих стран в процессах ускорения экономического развития, автор приходит к выводу, что "мягкие правительства" стран этого региона слишком слабы, чтобы побороть то, что он называет "кумулятивными силами нищеты".

Таким образом, Г. Мюрдаль пытается на основе обширного практического материала изложить принципы новой, как он выражается, "пробной" теории развития слаборазвитых стран. В рамках этой теории он старается найти соотношение факторов, обеспечивающих преодоление отсталости этих стран путем перехода к всестороннему прогрессу (техническому, социальному, политическому, духовному). Кроме того, идея сознательного "социального контроля" над экономикой, характерная для всего институционально-социологического течения, была перенесена Г. Мюрдалем не только на национальный, но и на международный уровень.