Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
распечатать на показ.docx
Скачиваний:
26
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
90.04 Кб
Скачать

1.2. Восприятие музыки: специфические особенности и свойства

Проблема развития музыкального восприятия - одна из наиболее сложных и недостаточно исследованных в педагогике и психологии. Большой вклад в исследование вопросов музыкального восприятия внесли Б. В. Асафьев, Б. М. Теплов, Б. Л. Яворский, В. Н. Шацкая, Н. Л. Грозненская, Д. Б. Кабалевский, В. Д. Остроменский, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Н. А. Ветлугина. В работах этих авторов собран большой научный, теоретический материал, касающийся различных граней музыкального восприятия, его психологических механизмов и педагогических методов развития его у детей.

Практически все педагоги, музыканты, психологи и музыковеды неоднократно указывали на то, что усвоение знаний, формирование практических умений и навыков в области музыки должно быть направлено, прежде всего, на развитие интереса к ней. Ученые предостерегают педагогов от занятий музыкальной деятельностью только для выработки определенных умений, от превращения в самоцель овладение техническими навыками. Знания и умения должны лежать в основе воспитания музыкальных интересов, привития любви к искусству и раскрывать возможности для разностороннего развития подрастающего поколения.

Формирование и развитие интереса к музыке обязательно учитывает психолого-педагогические основы развития восприятия у детей определенного возраста.

Проблемы восприятия музыки в разное время были в центре внимания многих педагогов, музыкантов, ученых-психологов. Так в начале XX века их исследованием занимались музыканты-педагоги Б.В. Шацкая, Н.А. Метлов, Т. А. Вилькорейская и др. В дальнейшем проблемы восприятия музыки исследовали музыканты-психологи Б. М. Теплов, К. В. Тарасова, педагоги-музыканты С. М. Шоломович, И.Л. Дзержинская, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др .

Психолого-педагогические исследования Л.С.Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. В. Запорожца и др. свидетельствуют о том, что деятельность человека связана с активным процессом овладения общественным опытом, достижениями культуры.

В области исследования психологии искусства важны как психологические обоснования, так и исследование особенностей эстетических реакций. Так, в работах Л.С. Выготского ярко показано, что "основой художественного переживания становится образность, а общим его характером — обычные свойства интеллектуального и познавательного процесса"12. И таким образом искусство можно представить как особый способ мышления, который приводит к тому же самому, к чему приводит и научное познание, но только другим путем. Искусство отличается от науки только своим методом, то есть способом переживания, то есть психологически.

Интеллектуальные процессы оказываются только частичными и составными, служебными и вспомогательными по отношению к сцеплению мыслей и слов, из которых создается художественная форма. А вот уже "эмоция формы есть необходимое условие художественного выражения".13По мнению Л.С. Выготского, именно эмоции образуют центр тяжести произведения, и, хотя "главное в музыке - это неслышное, в пластическом искусстве - невидимое и неосязаемое"14, при открытии эмоций проявляется, открывается сокровенная суть произведения, а слушатель переживает состояние катарсиса.

Признавая, что ближайшие причины художественного эффекта скрыты в бессознательном, и даже утверждая, что искусство занимает среднее место между сновидением и неврозом и что в основе его лежит конфликт, который уже перезрел для сновидения, но еще не сделался патогенным,15Выготский, тем не менее, идет дальше и доказывает, что " искусство никогда не может быть объяснено до конца из малого круга личной жизни, но непременно требует объяснения из большого круга жизни социальной".16Особенно важно, по мнению ученого, учитывать этот факт в обучении детей, особенно в освоении творческих учебных дисциплин, когда объединяется интеллект и воображение.

Л.С. Выготский пишет, что "воображение как основа всей творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество....весь мир культуры в отличие от мира природы,.... является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении".17Основной путь углубления работы воображения - увеличение не только социального, трудового и творческого опыта ребенка, не только расширение круга знаний и впечатлений, но всемерное развитие эмоциональной сферы. Именно эмоции скрепляют для ребенка мир реальный и мир воображаемый. Эта связь двояка: с одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоциональность подвигает ребенка подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны настроению.....Это влияние эмоционального фактора на комбинирующую фантазию психологи называют законом общего эмоционального знака. Но "часто простая комбинация внешних впечатлений, как, например, музыкальное произведение, вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение, углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства".18И уже затем в деятельности, в творчестве " воображение в полной своей форме стремится внешним образом подтвердить себя таким делом, которое существует не только для самого творца, но и для всех других".19

Фундаментальные положения в сфере музыкальной психологии сформулированы в монографии Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей», которая написана еще до Великой Отечественной войны и впервые издана Академией педагогических наук РСФСР в 1947 году. В ней рассмотрены как общетеоретические, эстетико-философские проблемы музыкальной психологии и психофизиологии слуха, так и проблемы музыкального развития детей, вопросы творчества, исполнения, восприятия.

Обобщая длительные исследования психологии музыкальных способностей и интерпретируя достижения огромного количества исследований, Теплов разрабатывает концепцию индивидуальных различий, представляющую собой ценный вклад в теорию личности, в психологию творчества, в учение о типологических особенностях психики человека.

В монографии Б.М. Теплова впервые сформулированы, закономерности формирования навыков восприятия в процессе развития психики. Основой взглядов Теплова является признание эмоций главным компонентом содержания музыки. Музыка рассматривается как средство познания мира — но познания эмоционального. При этом эмоции, чувства, настроения, вызываемые и выражаемые музыкой, определяются как качественно многообразные, не сводимые к механическомуу сумированию состояний удовольствия или неудовольствия с элементами понятийного характера. Исключительно ценна и важна мысль о том, что «восприятие музыки во всей ее глубине и содержательности возможно только в контексте других, выходящих за пределы музыки средств познания». 20

Современная психология особое внимание уделяет бессознательным аспектам музыкального восприятия, поскольку собственно ключ к динамике переживаний, силе, мощи, яркости аффектов при воздействии музыки на человека кроется в глубинах бессознательного. Исследования, предпринимаемые в этом направлении в рамках трансперсональной психологии, т. е. такой, которая занимается исследованием иррациональных структур сознания, дают веские основания для такого предположения. Начало положено исследованиями З.Фрейда о сущности бессознательного в человеческой психике, затем продолжено в трудах К.Юнга об архетипах. Именно К.Юнг выдвинул предположение о том, что каждый из архетипов несет в себе определенное эмоциональное содержание, которое может быть выражено средствами музыки.

В диссертации А.В. Тороповой "Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми" (М., 1995) подчеркнуто, что "источником порождения смыслов при восприятии музыки правомерно считать бессознательные структуры психики - «архетипы», резонирующие с архетипическими аналогами музыкального языка… Архетипические символы преломляются в индивидуальном бессознательном восприятии музыки в виде специфических паттернов переживаний". Этот резонанс достигается через соответствующее использование средств музыкального выражения – мелодии и гармонии, темпа и ритма, динамики и агогики, регистра и тембра, фактуры и оркестровки, структурной организации формы музыкального произведения.

Не менее важно в музыкальной педагогике и психологии, что восприятие зависит не только от характера музыкального произведения, но и от психологических особенностей самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, эмоционального состояния в конкретный момент времени. Также велико значение внемузыкальных, особенно социологических, факторов в оценке уровней эстетического восприятия.

Восприятие человеком различных объектов во многом определяется его ожиданиями, задаваемыми соответствующей установкой. Под этим психологическим выражением понимается особая готовность и предрасположенность человека предвосхищать событие и проявлять свою реакцию в соответствии с ожидаемым. То, что видит человек в том или ином объекте, часто оказывается проекцией на этот объект собственных личностных характеристик воспринимающего. Музыкальное произведение также представляет собой своеобразный экран. То, с какими образами связываются у человека те или иные переживания, может охарактеризовать его как личность, имеющую или, наоборот, не имеющую определенные жизненные ценности. И становится очевидно, что музыкальные интересы человека составляют одно из звеньев его общей духовной культуры, и здесь, как в зеркале, может отразиться с большей или меньшей полнотой вся личность с характерными для нее ценностными ориентациями. Музыкальное произведение в силу своей многозначности допускает очень много толкований и поэтому является удобным инструментом для исследования личности слушателя. В личной интерпретации произведения раскрываются его внутренние пристрастия и отчетливо проявляется влияние прошлого социально-культурного опыта. Эти аспекты восприятия музыки представлены в работах Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского, Г.Л. Головинского.

Оценивая слушателя, психологи говорят о его музыкально-эстетической культуре. По мнению всех исследователей самым важным является не отвлеченный факт эмоционального отклика на понравившуюся ему музыку, а наличие или отсутствие в его переживаниях общественно значимого смысла, который говорит о связи слушателя с другими людьми и со всем обществом в целом. Например, Л.С. Выготский считал, что переживания актера, его эмоции выступают не как функции его личной духовной жизни, но как явление, имеющее объективный смысл и значение, служащее переходной ступенью от психологии к идеологии. Точно так же мы можем сказать, что и переживания слушателя имеют тот же объективный смысл и значение, и чем больше и ярче они выражены, тем на более высокой ступени социально-нравственного развития он находится.

По характеру образов, возникающих в сознании слушателя в процессе восприятия, можно составить представление об уровне его нравственного развития. Развитие музыкального восприятия связано с обогащением художественного и жизненного опыта слушателя, а также постановкой перед ним в ходе целенаправленного воспитания проблемных заданий и вопросов, активизирующих мыслительные и эмоциональные процессы.

Психологи-музыканты, педагоги предполагают различать понятия "восприятие музыки" и "музыкальное восприятие" в зависимости от того, состоялось ли оно. Так в определении Е В. Назайкинского "музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен".

Кроме того, Назайкинский утверждает, что "художественное, эстетическое восприятие слушателя, достаточно развитого в музыкальном отношении, воспитанного на лучших образцах народной и профессиональной музыки, классической и современной... и является, строго говоря, восприятием музыкальным".21

Продолжая линию исследований отечественных психологов, ученый подчеркивает, что музыкальный опыт формируется как специфическая надстройка над общим жизненным опытом и как бы вбирает в себя многие его элементы. Поэтому не только собственно музыкальный, но и весь жизненный опыт в целом служит основой для восприятия музыки. Собственно музыкальные способности и умения являются одними из инструментов музыкального восприятия, но "полноценное восприятие музыки требует от человека, кроме чуткого, острого музыкального слуха, также и высокого уровня общего развития, богатой сенсорной и эмоциональной культуры, тонкой наблюдательности, творческого воображения". 22

Проблему роли жизненного опыта в восприятии и механизмы влияния прошлого опыта на восприятие рассматривал В. В. Медушевский. Его основная мысль - наличие двух видов психологической установки: аксиологической (ценностной) и опознавательной. Первая представляет собой сложившуюся у слушателя под влиянием соприкосновений с музыкой, как явлением социальным, систему оценочных критериев и ориентации. Она определяет общее отношение слушателя к музыкальному произведению, оценку его как интересного, нравящегося или, наоборот, не согласующегося с его представлениями о хорошей музыке, с эстетическими вкусами и потребностями. Опознавательная установка - это комплекс знаний слушателя об использованном в произведении музыкальном языке. Именно эта установка позволяет воспринимать структуры, элементы музыкального языка, стилевые особенности произведений и т.п. Наличие двойной установки формирует коммуникативные умения. В переводе на язык педагогики: индивид овладевает не только языком музыки (теория, навыки слушания и т.п.), но и обретает музыкальную речь (практика исполнительства и музыкального творчества). Тогда, по мнению В.Медушевского," слушатель, обладающий высокой музыкальной культурой, напоминает полиглота, свободно перемещающегося по исторической и географической территории музыкальных стилей".23

Многообразные экспериментальные исследования психологов и педагогов подтвердили правомерность рассмотрения свойств нервной системы ребенка как природной основы для развития некоторых сторон музыкальных способностей, оказывающих влияние на качество музыкального восприятия. Исследования ученых свидетельствуют о том, что повышенные скоростные возможности нервного реагирования способствуют более быстрому приобретению самых разнообразных навыков в детском возрасте, в том числе и навыков музыкального восприятия. При этом скорость переработки воспринятой музыкальной информации обеспечивает непосредственность и живость эмоционального отклика, яркость образных представлений, способствует развитию тонкости эмоционального слуха, являющегося показателем художественной одаренности человека и весьма важно для проявления творческого начала в процессе музыкального восприятия.

Ученые различных школ и направлений показали, что качество музыкального восприятия связано с природными свойствами нервной организации и не исчерпывается только эмоциональным реагированием на музыку, а проявляется в более общих характеристиках личности человека, среди которых важное место занимают тонкость эмоциональных переживаний, творческой воображение, фантазия, художественное восприятие мира. Поэтому именно музыкальное восприятие является тем "каналом", который позволяет ребенку обогащать индивидуальный социальный и музыкальный опыт. Непосредственно от того, какая музыка окружает ребенка, зависит становление у него музыкального вкуса, интереса к музыкальной деятельности.

Таким образом, музыкальное восприятие понимается как состоявшееся прочувствованное и осмысленное восприятие музыки. В ином случае речь может идти лишь о процессе воздействия звуковых сигналов на органы слуха.

Данный подход к понятию "музыкальное восприятие" соотносится с точкой зрения Д Б. Кабалевского, который акцентирует внимание на том, что музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль только тогда, когда дети научатся не только слушать, но и по-настоящему слышать ее и размышлять о ней.