Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Психиатрия - Практикум по психиатрии, 2009

.pdf
Скачиваний:
897
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
1.78 Mб
Скачать

Реактивный параноид возникает в ситуации реальной угрозы для личности (реальная угроза преследования, возможность обвинения в неблаговидных поступках). Он выражается в убежденности больного в том, что к нему плохо относятся, его преследуют, его телефонные разговоры прослушивают и т. д. Больной слышит угрозу в свой адрес, о нем переговариваются, он испытывает галлюцинаторные и иллюзорные переживания. В содержании бредовых идей (отношения, преследования) и расстройств восприятия обязательно отражается психотравмирующая ситуация. Поведение больного определяется бредовой оценкой окружающего. В формировании реактивного параноида важная роль принадлежит личностным особенностям больного. Болезнь обычно продолжается несколько месяцев, однако возможно и затяжное течение.

К разновидностям этой патологии относится так называемый железнодорожный параноид. В необычных условиях длительной дороги, окружения чужих людей, недосыпания, нерегулярного питания, иногда алкоголизации у больных появляется тревога, мысли, что за ними наблюдают, следят, о них говорят, соседи по купе или вагону ведут себя подозрительно: переглядываются, перешептываются за спиной больного, хотят забрать его вещи. Больные могут слышать голоса угрожающего характера, нередко в страхе выпрыгивают на ходу из вагона поезда или же покидают вагон на ближайшей остановке и садятся на первый попавшийся поезд, чтобы избежать «преследователей».

Иногда исходным моментом для развития реактивного параноида становится изоляция от окружающих, в частности, у людей с резко пониженным слухом (бред преследования тугоухих) или у людей, которые находятся среди говорящих на ином языке (бред преследования при иноязычном окружении).

Больной К., 35 лет, стационирован по путевке дежурного психиатра, осмотревшего больного в аэропорту. Больной в течение 5 дней не

201

мог купить билет на самолет, ночевал в зале ожидания, недосыпал, нерегулярно питался, очень много курил, часто пил кофе, находился в постоянном тревожном состоянии, так как летел на похороны сестры. На 5-й день пребывания в аэропорту, когда у больного уже был билет на руках и до отлета самолета осталось 10 часов, обратил внимание на то, что к нему приглядывается группа мужчин, говорящих на непонятном языке. Видел, как они несколько раз прошли мимо кресла, на котором он сидел. Через час встретил их в буфете, они подсели за его столик и стали задавать «нейтральные» вопросы. Понял, что его хотят ограбить. В страхе покинул буфет, проходя через зал ожидания, услышал голос: «Не торопись, милый». Через некоторое время тот же голос сказал: «Попался, голубчик». Когда вновь увидел недалеко от себя «группу преследователей», окончательно понял, что он стал жертвой преследования, его хотят ограбить и убить. Обратился в отделение милиции с просьбой защитить его от «преследователей».

Психогенное паранойяльное бредообразование чаще всего отмечается у психопатических личностей со склонностью к образованию сверхценных идей, хотя может быть и у психически здоровых с особым складом личности (акцентуированный характер). В условиях усиления психотравмирующей ситуации (измена близкого человека, несправедливое отношение и др.) сверхценная идея может сменяться паранойяльным бредом. Чаще встречается психогенный паранойяльный бред ревности, любовный, изобретательства, сутяжный. Важно отметить, что в клинической картине заболевания никогда не бывает расстройств восприятия (иллюзий, галлюцинаций). Бред отличается относительной правдоподобностью, отсутствием нелепости фабулы и большой аффективной заряженностью.

Индуцированный бред (наведенный) развивается у человека, близко контактирующего с душевнобольным, высказывающим бредовые идеи. Условиями формирования индуцированного бреда являются:

1)тесное общение, постоянный контакт с больным;

2)высокая авторитетность больного для индуцируе-

мого;

202

3)повышенная внушаемость, невысокий интеллект, низкий образовательный уровень «индуцируемого» – разделяющего бредовые идеи больного;

4)постепенное развитие и правдоподобность содержания бредовых идей у больного-«индуктора».

Бредовые идеи могут быть любого содержания, но чаще – преследования.

Иногда индуцированный бред возникает у нескольких людей, тесно контактирующих с больным, чаще у членов семьи. Возможно массовое индуцированное помешательство.

Индуцированный бред необходимо дифференцировать от конформного бреда, когда тесно контактирующие между собой двое психически больных высказывают бред одного содержания.

Индуцированный бред очень непрочен и при изоляции от больного быстро и бесследно исчезает.

Больной X., 56 лет. В возрасте 54 лет стал чувствовать, что соседи по площадке стали к нему относиться подозрительно, разговаривали о нем с «намеками», за что-то осуждали его. Вскоре один из соседей зашел к больному в квартиру и «как-то по-особому» осмотрел ее. Больной понял, что сосед хочет занять его квартиру, а его куда-то выселить или отравить. Слышал, как сосед что-то сверлил в стенке, через некоторое время почувствовал на кухне особый запах, понял, что сосед через стену пропускает ядовитый газ. Поделился своими опасениями с женой, которая поначалу не обратила на это никакого внимания, однако после настойчивого убеждения со стороны больного также стала чувствовать, что сосед пытается избавиться от них и завладеть квартирой. Чувствовала на кухне особый запах, поэтому, несмотря на морозы, постоянно держала на кухне открытым окно, чтобы «газ выветривался». Многократно обращалась в милицию с жалобами на соседа, несколько раз врывалась к нему в квартиру, чтобы «застать на месте преступления». В связи с неправильным поведением больной и его жена были осмотрены психиатром и стационированы в разные отделения психиатрической больницы. Спустя месяц жена больного перестала высказывать бредовые идеи, с критикой оценивала пережитое, в то время как больной оставался абсолютно убежденным в том, что его хотят отравить или выжить из квартиры.

Ятрогении (iatros – врач + гр. genes – порождаемый,

возникающий) – это различные психогенные реакции, вы-

203

званные неправильным обращением врача с больным. Психогенные реакции, вызванные врачом, могут носить характер ипохондрического бреда, навязчивых страхов, сверхценных идей, реактивной депрессии. Ятрогении чаще всего возникают у тревожно-мнительных, сенситивных личностей или у лиц, астенизированных вследствие соматического или инфекционного заболевания.

Подобные болезненные состояния, вызванные неправильным поведением младшего или среднего медицинского персонала, носят название соррогений.

Больной Т., 16 лет. В возрасте 15 лет во время школьной диспансеризации рентгенолог сказал больному, что у него типичное капельное сердце. Больной «пережил состояние ужаса», так как решил, что капельное сердце, как капля, в любой момент может оторваться. Резко снизилось настроение, перестал вставать с постели, опасался, что любое движение может спровоцировать «отрыв сердца». Постоянно прислушивался к ощущениям со стороны сердца; чувствовал, что оно «бьется из последних сил», был абсолютно убежден в том, что умрет от «отрыва сердца».

Лечение. При острых психогенных реакциях для купирования психоза применяют нейролептики внутримышечно (аминазин до 150 мг, стелазин 10-20 мг, галоперидол 1,5-3 мг 2-3 раза в день), а также транквилизаторы (например, седуксен внутримышечно или внутривенно). Для снятия реактивной депрессии используют различные антидепрессанты (амитриптилин, лудиомил, пиразидол, мелипрамин). Для лечения истерических психозов эффективны нейролептики (аминазин, стелазин, меллерил, хлорпротиксен, неулептил) или транквилизаторы (феназепам, лоразепам, седуксен).

НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (НЕВРОЗЫ)

Неврозы являются наиболее распространенной психогенной патологией. В последние десятилетия число больных с невротическими расстройствами увеличивается, особенно это относится к экономически развитым странам. Неврозы развиваются в результате воздействия длительной психиче-

204

ской травмы, нередко на фоне переутомления, недосыпания, перенесенного соматического заболевания. Они, в отличие от реактивных психозов, не приводят к нарушениям отража- тельно-познавательной деятельности, грубым изменениям психических функций, но нарушают адаптацию больных к жизненной ситуации. Являясь функциональной патологией, неврозы при адекватной своевременной терапии, как правило, полностью излечиваются.

Выделяют следующие виды неврозов: неврастения, истерический невроз и невроз навязчивых состояний.

Неврастения (астенический невроз, невроз исто-

щения). В клинической картине этого заболевания ведущее место занимает астенический синдром. Больные обычно жалуются на общее плохое самочувствие, упадок физических сил, отсутствие бодрости, разбитость, слабость, непереносимость обычных нагрузок, выраженное снижение работоспособности.

Отмечаются явления раздражительной слабости: быстрая и бурная эмоциональная реакция в условиях травмирующей ситуации, но в то же время ее кратковременность и наступающая за ней резкая слабость. Одним из постоянных симптомов неврастении являются головные боли. Они весьма изменчивы и многообразны (давление, стягивание, покалывание в области лба или затылка, ощущение «несвежей головы») и имеют тенденцию к усилению при умственной нагрузке или изменении барометрического давления. Типичным для этого заболевания является нарушение цикла «сонбодрствование» (сонливость днем, бессонница или тревожный сон ночью). Значительно снижена активность концентрации внимания, что приводит к низкой работоспособности. Весьма характерна для больных выраженная лабильность эмоций, а также отчетливые соматовегетативные расстройства. Нередко наблюдаются расстройства терморегуляции (длительный субфебрилитет), эндокринной системы (дисменорея), сексуальные нарушения.

205

Симптомы неврастении чаще нарастают постепенно. В легких случаях проявления неврастении преходящие, эпизодические. Однако возможно и протрагированное, затяжное течение этого невроза.

Истерический невроз чаще развивается у женщин с психопатическими (истерическими) чертами характера, признаками психического инфантилизма (несамостоятельность суждений, повышенная внушаемость, эгоцентризм, эмоциональная незрелость, аффективная лабильность, легкая возбудимость, повышенная впечатлительность).

Клинические проявления невроза весьма разнообразны. Выделяют четыре основных вида истерических реакций: двигательные, сенсорные, вегетативные и психические.

Двигательные расстройства выражаются в виде па-

раличей, парезов, гиперкинезов, контрактур, истерических припадков, явлений астазии-абазии (невозможность ходить при отсутствии органической патологии двигательного аппарата). В отличие от органических, истерические гиперкинезы зависят от эмоционального состояния, видоизменяются по механизму подражания, сочетаются с необычными позами и другими истерическими симптомами (ком в горле и др.), временно исчезают или ослабляются при переключении внимания или под влиянием психотерапии.

Истерические припадки отличаются от эпилептических своей демонстративностью, возникают в условиях психотравмирующих ситуаций, как правило, в присутствии зрителей, не сопровождаются глубоким нарушением сознания и последующей амнезией, при них нарушена закономерность смены тонических и клонических фаз, они длятся значительно дольше эпилептических, больные помнят о случившемся.

Сенсорные нарушения проявляются расстройствами чувствительности в виде анестезии, гипостезии, гиперстезии и болевыми ощущениями в различных частях тела. Нарушения кожной чувствительности чаще всего локализуются в области конечностей по ампутационному типу в виде чулок

206

или перчаток, но не соответствуют зонам иннервации. Истерические алгии локализуются в различных частях тела: головные боли (в виде обруча, стягивающего лоб и виски), боли в спине, суставах, конечностях, в области живота. Такие боли нередко становятся причиной ошибочных хирургических диагнозов и даже полостных операций (синдром Мюнхгаузена). Сенсорные нарушения могут проявляться в виде истерической слепоты, истерической глухоты.

Вегетативные нарушения при истерическом неврозе весьма полиморфны, красочны и затрагивают многие системы и органы человека. Наиболее часто отмечаются нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта: истерическая рвота, тошнота, отсутствие аппетита (анорексия), гастралгии, метеоризм, истерические запоры и поносы, истерическая одышка, боли в сердце, сердцебиение. Описаны также мнимая беременность, викарные кровотечения. При истерическом неврозе возникает необходимость дифференцировать приступ с астматическим, стенокардическим, гипертоническим кризом. Весьма типично чувство кома в горле (globus hystericus).

Психические нарушения истерического генеза многообразны и изменчивы. Для них характерна яркость, театральность, нарочитость, оттенок инфантилизма. В рамках этих нарушений описывают истерические амнезии (вплоть до тотальной), истерические иллюзии, галлюцинации, редко встречающиеся, но описываемые в литературе состояния мнимой смерти. Истерический невроз, как уже отмечалось, приходится дифференцировать с соматической и неврологической патологией.

Больная М., 26 лет, доставлена в психиатрическую больницу на носилках, так как не могла ходить, стоять. Из анамнеза известно, что в семье больной длительная психотравмирующая ситуация (больная вышла замуж за нелюбимого человека), последнее время ее состояние резко ухудшилось: ничего не могла есть, не было аппетита, не могла глотать пищу, особенно твердую, иногда на фоне неприятностей отмечалась рвота, подчас неукротимая. Перестала вставать с постели, особенно в при-

207

сутствии мужа, в его отсутствие могла встать, поесть. Муж выносил больную на прогулку на руках. Постоянно беспокоило наличие кома в горле, судорожные подергивания в конечностях, особенно после волнений. В больнице в процессе соответствующего лечения (фармакотерапия и психотерапия) вся симптоматика исчезла уже через месяц. Однако когда спустя месяц больную навестил муж, то при виде его у больной вновь возникла астазия-абазия, ком в горле, появились дисфагические явления, анорексия.

Невроз навязчивых состояний. Наряду с симптома-

тикой, характерной для других видов неврозов, астеническими и вегетативными расстройствами, клиническая картина этого вида невроза характеризуется наличием фобий (навязчивых страхов) и – значительно реже – других навязчивых явлений (действий, воспоминаний, влечений). Для всех навязчивостей характерным является постоянство, повторяемость, невозможность освободиться от этих нарушений усилием воли, ощущение их чуждости, осознание их неправильности, болезненности, иными словами, критическое отношение к ним.

Содержание фобий весьма разнообразно (страх заболеть тяжелым заболеванием, страх высоты, толпы, широких площадей, замкнутых пространств, страх за близких, страх сойти с ума, страх смерти, страх загрязнения и т. д.). Навязчивые страхи сопровождаются, как правило, выраженными вегетативными расстройствами и очень тягостны для больных.

Клиническая картина невроза может включать в себя ритуалы – защитные действия (так, например, чтобы оградить себя от опасности, больной должен несколько раз дотронуться до стола или особым образом раскладывать вещи на столе).

Невроз навязчивых состояний при правильном лечении может заканчиваться через несколько месяцев полным выздоровлением, но может иногда приобретать и затяжное течение с постепенным утяжелением симптоматики.

208

В динамике невроза условно выделены три стадии: на первой – страх возникает только в ситуации, которой больной боится, на второй – при мысли о возможности оказаться

вней, на третьей – условным раздражителем является слово, каким-либо образом связанное с фобией (при кардиофобии – «сердце», при клаустрофобии – «каюта» и т. д.). При затяжном течении невроза навязчивых состояний, так же как и при других затяжных неврозах, помимо утяжеления основной симптоматики возможно развитие депрессивных расстройств, истерических форм реагирования. Затяжные неврозы необходимо дифференцировать с вялотекущей шизофренией.

Лечение больных неврозами должно быть направлено

впервую очередь на устранение психогенного воздействия, способствующего возникновению невроза. При невозможности снятия психотравмирующей ситуации рекомендуется путем различных психотерапевтических методов изменить позицию больного и его отношение к этой ситуации. Важное место в комплексном лечении неврозов занимает общеукрепляющая терапия, физиопроцедуры, витаминотерапия. Широкое применение для лечения астенических состояний приобрели в последние десятилетия ноотропные препараты (ноотропил, аминалон). Очень многие невротические симптомы хорошо купируются применением различных транквилизаторов (феназепам, либриум, валиум, тазепам) или малых доз некоторых нейролептиков (аминазин, неулептил). Большое значение при лечении больных следует отводить и различным вариантам психотерапии в чистом виде или в комбинации с медикаментозной терапией, диетотерапией, музыкотерапией, библиотерапией. Чаще всего используют суггестивную психотерапию (при истерическом неврозе), рациональную психотерапию (при неврозе навязчивых состояний), аутогенную тренировку (при всех видах неврозов).

209

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)

ПТСР возникает как отставленная (развивающаяся не сразу, а через несколько недель после стресса) затяжная реакция на стрессовые события или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера (военные действия, природные катаклизмы, пребывание в концлагере, пытки, изнасилование, жестокое обращение и т. д.). Диагноз ПТСР ставится, если между психической травмой и возникновением расстройств прошло не более 6 месяцев. В развитии ПТСР выделяют ранний (острый), подострый и отдаленный этапы.

Существенное место в клинической картине занимают психогенные расстройства в виде астении с повышенной раздражительностью, страхами, нарушениями сна, снижением работоспособности, настроения с преобладанием депрессии с явлениями деперсонализации и дереализации, больные с трудом контактируют с окружающими, не интересуются проблемами родных, не соблюдают субординацию на работе, не справляются с заданиями, в результате многие из них теряют семью и работу. Характерно повторное переживание психотравмирующей ситуации во сне, наличие мучительных мыслей о случившемся, стремление избегать всего напоминающего травму, снижение памяти на события, предшествующие травме. У больных выявляются вегетативные, иммунные, нейроэндокринные, соматические расстройства. В процессе болезни происходит усложнение клинической картины от астенических и психовегетативных к аффективным, психопатоподобным (асоциальным, эксплозивным, истерическим) расстройствам, часто усугубляемым употреблением алкоголя и наркотиков и тяжелой неврозоподобной симптоматикой.

Определенное значение в развитии ПТСР имеют преморбидные особенности личности, астенические расстрой-

210