Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Морфология_Конспекты.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
147.09 Кб
Скачать

Тема: литература

Литература (от лат. буква) – в широком смысле – вся общественно значимая письменность. В более узком смысле – художественная литература, письменная форма искусства слова.

Литература – это познание и творчество. «Литература – это искусство пластического изображения посредством слова» (М. Горький).

До знаменитого трактата Г.Э. Лессинга представления о литературе были бессистемными и не обоснованными научным анализом.

Основные положения трактата г.Э. Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (1766):

  • благодаря истинности и выразительности самое отвратительное в природе становится прекрасным в искусстве;

  • поэту открыта для подражания вся безграничная область совершенства;

  • внешняя, наружная оболочка для поэта – одно из ничтожнейших средств пробуждения интереса к образам;

  • поэт не должен браться за изображение того, что не предназначено непосредственно для глаза;

  • поэзия в своих подражаниях действительности употребляет членораздельные звуки, воспринимаемые во времени;

  • средства выражения должны находиться в тесной связи с выражаемым;

  • предмет поэзии – действия;

  • поэзия может изображать также и тела, но опосредованно, при помощи действий;

  • насколько жизнь превосходит картину, настолько поэт выше живописца.

Слово литература употребляется давно, но термином оно становится приблизительно в 18 в. на Западе, а в России – в 19 в. Фольклор, предшествующий литературе не является в точном смысле искусством слова. До-литературное бытие искусства слова звучащее слово. По мысли Г.В.Ф. Гегеля, «говорящий индивид есть единственный носитель чувственной наличности и действительности поэтического произведения. Поэтические произведения должны произноситься, должны петься, декламироваться, воспроизводиться… подобно музыкальным произведениям… Печатные или писаные буквы… лишь безразличные знаки для звуков».

В связи с переходом к литературному бытию природа словесного искусства изменяется. Человеческое слово – общий материал и словесности, и литературы, но «словесность возникает с того времени, как человек начинает создавать культуру и жить её жизнью; литература начинает существовать с того момента, когда словесные произведения превращаются в особую отрасль общественной жизни и деятельности, когда они начинают выполнять свою собственную общественную миссию, т.е. когда словесное творчество получает значение особой социальной категории» (Н.И. Конрад).

Став письменным, искусство слова вошло в широкий круг не-художественной словесности. Возникла необходимость определить специфику словесного искусства для отграничения его от других форм письменной речи. Расширилась зона сравнения: если раньше искусство слова соотносилось только с другими «формами» искусства, то теперь оно сопоставляется с другими «содержаниями» – философским, научным, информационным и т д. Это позволило выявить в искусстве зону искусства и не-искусства. Отсюда – две тенденции во взглядах на специфику искусства:

1) искусство – только духовная деятельность, а труд писателя принципиально родствен труду мыслителя,

2) искусство принципиально иная форма деятельности.

Литературный образ

Невещественность материала словесного искусства («дух в форме самого духа», по словам Г.В.Ф. Гегеля), делает изучение категории литературного образа трудным. В искусстве слова процесс практического творения образа менее заметен, чем, например, в живописи. «Наличной» вещественностью литературы является грамматический и синтаксический строй языка: поэзия – «особым образом организованный язык» (Р. Якобсон). Словесная форма образа зависит от состояния языка. Язык не просто инертный материал, но и «творение человека и поэтому несёт в себе культурное наследие той или иной языковой группы» (Р. Уэллек, О. Уоррен). Литературный образ получает «дополнительный источник отражения – наличное содержание его материала» (П.В. Палиевский).

Основные положения статей В.В. Кожинова «Художественный образ и действительность» и «Литература»:

  • Часто кажется, что словесный образ рождается вне формы, до формы – как чисто психологическое явление, а затем уже писатель переводит его в словесную форму. Это не так. Звучащее или написанное слово – такая же материальная предметность, как краски, камень, звуки.

  • В отличие от других видов искусства, в которых художник имеет дело с чувственной предметностью, литература использует такой материал, который не является по отношению к образу чем-то пассивным, внешним, чужеродным. Материалы других искусств даны человеку самой природой. Они естественны. Материал литературы – слово. Он условен. Слова – общеупотребительные символы, знаки. Они не имеют ничего общего с теми предметами, которые они обозначают («произвольность знака»).

  • Образы других искусств воздействуют на нас непосредственно – на наши органы чувств (мы их видим, слышим).

  • Литературный образ возникает тогда, когда мы мылено представляет себе значение услышанного или прочитанного слова. Поэтому писатель более свободен по отношению к своему материалу, чем художник или музыкант (зачем лепить негра из белого мрамора?).

  • Таким образом, литературный образ уступает образам других искусств по силе непосредственного чувственного воздействия, но превосходит образы других искусств степенью своей осмысленности.

  • Литературный образ ставит перед читателем реальное и живое бытие – художественную действительность. Дело не только в «наглядности» и «изобразительности», к которым часто сводят природу литературного образа, а в особой твёрдости и точности слова, которое запечатлевает тончайшие оттенки содержания. Сама речь как бы становится действие, «бытием».

  • Художественное слово обладает своеобразием, оно не тождественно слову вообще. Автор не просто говорит или пишет, он «разыгрывает» речь, не просто сообщает что-то, а созидает художественный мир, который «не требует признания его за действительность» (Л.Фейербах). Автор борется с материалом, как художник, воплощая пространство, борется с плоскостью листа или холста. Но и любуется словом, играет им (например, М. Горький придумал игру в «замужества»: банк – муж банки; пух – муж пушки).

  • Между писателем и читателем складываются особые отношения: писатель не сообщает, не высказывает что бы то ни было, а разворачивает, осуществляет перед читателем самую жизнь, превращая его в участника и, тем самым, эксплицируя на него художественность, одарённость автора. В момент восприятия художественного произведения, читатель становится как бы художником. Но, строго говоря, читатель воспринимает не жизнь, а последовательность художественных высказываний, которые он сам связывает в единое целое. Поэтому, в сущности, читатель сам творит жизнь в своём воображении. Таким образом, литературное произведение ценно не только воплощёнными в нём мыслями, но и пронизывающей его стихией великого творчества – читатель приобщается к процессу гениального творчества и открывает творческие способности в себе самом.

Поэзия и проза

Поэзия и проза – две формы искусства слова, отличающиеся организацией художественной речи (поэзия – от греч. создаю, творю; проза – от лат. прямая, простая и обращённая вперёд). Древний смысл термина прозанехудожественные словесные произведения, термина поэзия – вся художественная словесность. Новый смысл термина проза – стилевая категория для обозначения разнообразных произведений, характеризующихся отсутствием законченной системы композиционных повторов, присущих поэзии. Новый смысл термина поэзия – это стилевая категория для обозначения стихотворных произведений, т.е. произведений, отличающихся системой параллельных речевых рядов и стройностью фразостроения (А. Квятковский).

Поэзия определяется Б.В.Томашевским как ритмическая речь, а проза – как речь обычная. Он подчёркивает, что прозаическая речь строилась в литературе по тем же законам, что и всякая письменная речь, а поэтическая речь не имеет никакого соответствия в речи практической. Под ритмом Б.В.Томашевский подразумевает определённую звуковую организацию речи: распадение речи на отдельные звуковые отрезки (стихи), каждый из которых обладает своеобразной мерой (размером). Б.В.Томашевский обращает внимание на этимологию слов, характеризующих прозу и поэзию. Термин проза восходит к латинскому prorsa (oratio) – обращённая вперёд (речь), т.е. это речь, непрерывно развивающаяся. Слово стих восходит к греческому ряд, линия, строка. Слово строфак греческому глаголу вращаю, возвращаюсь, т.е. поэзия – это речь возвращающаяся (произнёс один стих – возвращаешься и начинаешь второй стих, затем третий и т.д.).

«Свидетельством зарождения поэзии является двустишие, переданное нам Геродотом с сообщением о смерти павших при Фермопилах греков. Содержание исключительно просто: это сухое сообщение. Интерес был в том, чтобы изготовить надпись, чтобы высказаться об известном деянии перед современниками и потомками только ради самих этих слов; так выражение становится поэтическим, т. е. оно хочет проявиться как действие, оставляющее содержание простым, но преднамеренно строящее высказывание. Слово, овладевающее представлениями о себе, обладает таким достоинством, что оно стремится к отличию от других способов речи и создаёт двустишие» (Г.В.Ф. Гегель).

Таким образом, искусство слова начинается тогда, когда высказывание не фиксирует реальный факт, а создаёт факт художественный. И.В.Гёте писал, что прозаические произведения следует «набрасывать» предварительно в стихах. Стихотворная форма своей «ладностью» подтверждает истинность высказывания, одновременно «манифестируя» свою условность. Поэзия обнаруживает в действительности, в её естестве, строгость и красоту структуры. «Идея поэзии есть проза» (В. Беньямин).

Период прозаического подчинения поэзии был очень долгим. Искусство прозы начинает формироваться в период позднего Средневековья. Проза существует как письменная форма искусства слова. В отличие от поэзии, сосредоточенной на самодостаточной красоте слова, проза сосредоточена на сюжете. Сущность поэзии традиционно определяется как выражение, проза же стремится изображать, изображая даже слово (В.В. Кожинов).

Жанрово-родовая классификация литературы

Хрестоматийное определение рода: литературный род единство художественной структуры, повторяющееся во многих произведениях на протяжении истории литературы и обусловленное характером отношения автора к отображаемым явлениям. Но род не может существовать непосредственно: род проявляется только через жанр.

Жанр (франц. – род, вид) – содержательно-структурное единство, повторяющееся в произведениях литературы, разновидность литературного рода.

Однако соотношение рода и жанра не исчерпывается этим. В античной эстетике, прежде всего – в трактате Аристотеля «Поэтика, или Об искусстве поэзии», род определяется как способ подражания природе, а жанр – как предмет подражания. Таким образом, изначальная природа рода и жанра не одинакова. Современная система «ветвления» рода на различные жанры одновременно учитывает относительную самостоятельность категории рода не только как способа изображения (по Аристотелю), но и как некой метаморфологической категории, способной характеризовать различные способы и формы изображения.

В поэтике Аристотель выделил три основных способа подражания природе (литературного рода):

эпический – «поэт рассказывает о событиях как о чём-то отдельном от себя «(Аристотель). Таким образом, основные и определяющие черты эпоса: повествовательность (автор рассказывает), событийность (о событиях), объективированность изображения (как о чем-то отдельном от себя);

лирический – «поэт не меняет своего лица» (Аристотель); определяющие черты лирики: субъективированность и индивидуализированность выражения; лирика выражает самого поэта, его состояние (ранняя анонимная лирика – коллективного поэта, поздняя – творческую индивидуальность); сюжет лирики – события души, единица психологического сюжета – душевное движение, воспоминание, нервный импульс и т.п.; отсюда – выбор стихотворной формы, в которой есть дополнительные средства, помогающие передать душевное состояние: ритм, рифма;

драматический – «поэт показывает героев как действующих и деятельных» (Аристотель); определяющие черты драмы: не рассказ о героях, а показ их, герои должны быть способными на действия (деятельные) и действовать (действующие) – драма предназначена для сцены.

Эпические жанры:

роман – большое повествовательное произведение с многими персонажами, сложным разветвлённым сюжетом, возможными вставными повествованиями и т.п.; в романе наиболее ярко проявлены основные черты эпоса как литературного рода: повествовательность, событийность, объективированность.

повесть – небольшое произведение, отличительными чертами обычно считаются хронологичность и наличие голоса повествователя;

рассказ – произведение об одном событии с небольшим количеством персонажей; характерная черта рассказа – рассказывание, повествовательность; отсюда – более очевидная, чем где бы то ни было невозможность пересказа; небольшой объём способствует увеличению роли детали, стилистической точности и ёмкости языка.

новелла – по мнению некоторых – синоним рассказа или его разновидность; с другой точки зрения – особый жанр, возникший из сценки; отсюда – особо интригующая фабульность, относительно самостоятельная эстетическая значимость событийной основы (в отличие от рассказа новеллу можно пересказать, не повредив увлекательности сюжета) как одна из основных отличительных черт жанра новеллы; другие особенности: неожиданность финала (новелла – от итал. новость), ролевой характер героев (психологическая насыщенность персонажей приносится в жертву эстетической значимости фабулы, функция персонажа – прежде всего выявить интригу сюжета, а не раскрыть себя); примеры новеллы – произведения О.Генри, Э.По, Г.Мопассана;

очерк – малая эпическая форма; отличительная черта – документальная основа, на которой создаётся произведение;

басня – малая эпическая форма; отличительные черты: нравоучительность; аллегоризм; басня, как правило, имеет мораль и пример, подтверждающий поучение; наличие примера указывает на демократический характер басни, на её желание быть всем понятной; удобным средством, позволяющим высказаться нравоучительно и доступно, является аллегория – вид тропа, при котором общее понятие (глупость, хитрость) выражается конкретным образом (осёл, лиса) на основе всем известной и постоянной связи; басня может быть написана и в прозе, и в стихах, но повествовательный, событийный и объективированный характер изображения сохраняется.

Лирические жанры чрезвычайно многообразны, так как лирика выражает состояния души, она всегда – «на случай»; как правило, стихотворения делятся на жанры в зависимости от того, что выражает произведение, или какую ситуацию оно «обслуживает»:

элегия – грустное стихотворение, с оттенком интимности;

мадригал – комплиментарное произведение, признание в любви;

эпитафия – стихотворение на смерть;

эпиталама – стихотворение, прославляющее брачный союз;

послание – обращение к кому-либо;

ода – торжественная песнь;

гимн – хвалебная песнь;

песня – строфическое стихотворение, предназначенное для пения;

романс – стихотворение на тему любви, которая трактуется в бытийном аспекте, как вечная тема, и др.

Драматические жанры:

трагедия – драматический жанр, в котором, по Аристотелю, предметом изображения является действие значительное и законченное, развивающееся от счастья к несчастью и приводящее к гибели героя или крушению его основных жизненных принципов и ценностей; в основе трагедии – «большая ошибка»; герой – человек лучше обычного, но не на столько, чтобы нельзя было представить себя на его месте; герой не виноват, и поэтому, наблюдая за его судьбой, зритель переживает страх за героя и испытывает сострадание к нему; герой трагедии наказывается за нечаянно совершённый поступок, утверждая этим незыблемость закона; именно осознавая этот высокий принцип и переживая за героя, зритель испытывает чувство трагического очищения – катарсис; Аристотель считает, что конфликтом трагедии может быть столкновение таких характеров, которые по природе своей не должны враждовать, т.е. должны нарушаться родственные связи;

комедия – драматический жанр, героем которого является человек хуже обычного, а действия изобличают различные пороки, но, как пишет Аристотель, никому не приносящие особого вреда и ни для кого не опасные; из этого следует, что комедия – жанр лёгкий, смешной, показывающий жизнь в её повседневности, а не в столкновении сущностных сил; героями комедии бывают обыкновенные люди; отсюда – житейские конфликты, простота языка, его живость, а, следовательно, – жизнестойкость комических жанров, их «народность»;

драма (в узком смысле) – драматический жанр, в котором предметом изображения являются серьёзные и, как правило, неразрешимые конфликты; предмет драмы – жизнь, взятая в аспекте драматических коллизий, чаще всего психологических или социально-психологических; драматический конфликт, в сущности, всегда открыт, поэтому драма трагичнее трагедии, которая всегда оптимистична благодаря катарсису.