Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПРОГРАММА ОРДИНАТУРА ПСИХИТАРИЯ.docx
Скачиваний:
212
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
235.58 Кб
Скачать

Тема 7 «Психические расстройства при сифилитических поражениях головного мозга»

Больной А., 47 лет, инвалид II группы. Родителей своих не знает. Воспитывался в детском доме. Рос крепким, здоровым мальчиком. По характеру с детства веселый, подвижной, общительный. Своей непоседливостью доставлял много хлопот учителям, хотя сердиться на него долго никто не мог. Обладая хорошими способностями, учился неровно. Окончил 8 классов средней школы и ремесленное училище получил специальность слесаря. В годы Великой Отечественной войны служил в зенитной артиллерии. Дважды был контужен - одна контузия была легкой, другая сопровождалась длительной потерей сознания. После лечения в госпитале вернулся в часть. После окончания войны 3 года продолжал служить в воинских частях за границей. Вернувшись домой, устроился на прежнее место работы. Считался одним из лучших слесарей на произ­водстве, ему поручали самую сложную и ответственную работу. Женат, имеет 2 детей. Младший сын умственно отсталый, учится во вспомогательной школе; старшая дочь здорова. Отношения в семье дружные. Алкогольные напитки употреблял нере­гулярно и в умеренных количествах.

Заболевание развивалось постепенно. Еще лет 9—10 тому назад на работе заметили, что больной стал менее понятливым, не понимал чертежи, в которых прежде разбирался с легкостью и делал не такие, детали, которые были нужны. Стал чрезвычай­но легкомысленным, внушаемым, хвастливым. Товарищи однажды в шутку посоветовали больному/ подать заявление директору предприятия с просьбой назначить ему оклад 1000 рублей в месяц, что больной тут же и сделал, вызвав всеобщее недоумение. По дороге с работы домой заходил в магазины и покупал на все имеющиеся у него деньги конфеты, ненужные безделушки. Конфеты съедал сам, а безделушки разда­вал детям во дворе. Все свободное время проводил в играх с детьми, причем так увлекался игрой, что всерьез ссорился и даже дрался. Постепенно стал объектом шуток и насмешек соседей, которые для забавы заставляли его плясать, лаять по-собачьи. Все это больной с радостью выполнял, не понимая, что ставит этим себя в глупое положение. Поводом к стационирования в психиатрическую больницу послужил случай, когда боль­ной на вокзале подошел к незнакомой женщине, взял у нее чемодан и, не торопясь, ушел с ним. Был задержан милицией, заявив при этом, что он просто пошутил. Поведение больного показалось странным, в связи с чем он был направлен на консультацию в психоневрологический диспансер и помещен ни лечение в больницу.

В процессе обследования сообщил, что во время службы за границей имел интимную связь с малознакомой женщиной, после чего спустя некоторое время на половом члене появилась небольшая язва. Скрыв это от врача воинской части, тайком лечился у частного врача. Язва исчезла, и в дальнейшем больной не вспоминал об этом. Консультант-невропатолог устано­вил, что у больного имеется ослабление реакции зрачков ни свет, миоз, неравномерность сухожильных рефлексов, отсутствие брюшных рефлексов, гиперкинезы лицевой мускулатуры. Анализ ликвора обнаружил следующее: жидкость прозрачная, содержание общего белка — 1,23‰, цитоз — 125/3, лейкоци­тарная форма — лимфоциты, реакция Панди + + +, Таката-Ара по дегенеративному типу + + +, Вейхбродт ++, Вассермана + + +, Ланге — 6665420000. В крови реакция Вассермана ++.

Больной получил курс лечения большими дозами пенициллина. Была рекомендована II группа инвалидности. С тех пор не работает, время проводит в безделии, благодушен, всем доволен, но своим домашним доставляет немало хлопот: то уйдет из дома и заблудится, то оставит дверь квартиры открытой, то поставит в неловкое положение жену, делая ей при посторонних людях сексуальные предложения и т. п. Трижды вновь поступал на лечение в психиатрическую больницу. Существенного улуч­шения в состоянии больного не наблюдалось, но за последние 5—6 лет не отмечалось и прогрессирования процесса. Последнее стационирование в психиатрическую клинику было вызвано не­лепым поведением больного на улице. Больной замахнулся пал­кой на незнакомую пожилую женщину и начал нецензурно ее ругать за то, что она везла детскую коляску. При этом заявлял, что он — «председатель горисполкома» и будет наводить «поря­док» на улице.

При соматическом обследовании существенных изменений со стороны внутренних органов у больного не обнаружено. Неврологический статус: лицо гипомимичное, маскообразное, зрачки узкие, правый зрачок уже левого. Реакция зрачков на свет резко ослаблена, на конвергенцию значительно живее. Коленные рефлексы не вызываются, ахилловы рефлексы понижены, брюшные отсутствуют. Отмечается смазанность речи, почерк неровный, буквы разного размера. В позе Ромберга пошатывается, походка с закрытыми глазами резко нарушена. Реакция Вассермана в крови положительная (+).

Психическое состояние. В отделении больной спокоен, постоянно благодушен, с лица не сходит улыбка. Поведение лишено целенаправленности. Пребыванием в больнице не тяготится и не высказывает никаких желаний. Бесцельно бродит по отделению, подходя то к одной, то к другой группе больных. В разговор с врачом вступает с большой готовностью. Фамильярен, к врачу обращается на «ты», нелепо смеется. В окружающей обстановке и собственной личности ориентирован правильно, но текущую дату, месяц и год назвать не может. Не понимает, за­чем его поместили в больницу, но и не делает попыток в этом разобраться. Интеллект снижен. В памяти больного сохранилось многое из прежних его профессиональных знаний, назы­вает разные, типы станков, слесарного оборудования, но объяснить их назначение не может. Па вопрос о том, какие события международной жизни ему известны, сказал, что «китайцы воюют с Гитлером». Не понимает разницы между скупостью и бережливостью, миром и перемирием: «Это все одно и то же!»

Не может обобщить в виде единого понятия такие простые предметы, как шкаф, стол, стул, диван. Благодаря грубому на­рушению способности к образованию суждений обнаруживает крайнюю внушаемость, неспособность возможное отличить от невозможного. Так на вопрос, можно ли деревянный стол пре­вратить в каменный? — отвечает: «Нельзя». — А если его поджечь? — «Тогда можно».

Внимание резко нарушено, с трудом концентрируется на смысле задаваемых больному вопросов. При чтении слова и фразы в тексте заменяет своими, из-за чего смысл текста утра­чивается. Счет в пределах 2 десятков совершает с большими ошибками, но при настойчивых просьбах решить задачу пра­вильно поправляется. Плохо запоминает и воспроизводит теку­щие события, имя лечащего врача, при экспериментально-психологическом обследовании из 10 предъявленных для запоминания слов, не может запомнить более двух.

Какой Ваш диагноз?

-Маниакально-депрессивный психоз

-Прогрессивный паралич

Ответ. Правильный ответ прогрессивный паралич. В психиатрической лите­ратуре можно найти описания циркулярной формы прогрессивного паралича, которая характеризуется сменой состояний воз­буждения и депрессии с ремиссиями. При любой форме прогрессивного паралича с самого начала заболе­вания удается установить нарастание органического слабоумия, деменции. Это проявляется в нелепом и легкомысленном пове­дении больного, неспособности вести свои дела, ненужных по­купках, бессмысленном воровстве, в снижении критики к своему доведению. В дальнейшем нарастает расстройство памяти, ослабление способности к суждениям, к элементарным умствен­ным операциям. Органическое снижение личности, слабоумие при прогрессивном параличе отчетливо выступает как при обо­стрении симптоматики, так и в периоде ремиссии. Присутствуют здесь также характерные для прогрессивно­го паралича неврологические симптомы (симптом Арджил-Робертсона, маскообразность лица, изменения сухожильных реф­лексов и т. п.).