Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПРОГРАММА ОРДИНАТУРА ПСИХИТАРИЯ.docx
Скачиваний:
212
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
235.58 Кб
Скачать

Тема 2 «Функционально психозы позднего возраста»

Больная Д., 74 лет. Психически больных в ближайшем родстве не было. Больная выросла в семье врача, получила высшее образование, рабо­тала стоматологом. Дважды была замужем. Первый муж умер от холеры, второй был арестован и умер в заключении. Имеет двух взрослых сыновей. По характеру была всегда энергичной, деловитой, вместе с тем упрямой и деспотичной. Близких друзей не имела, хотя круг деловых знакомств у нее был довольно ши­рок. Жила замкнуто, посторонних людей к себе пускать не лю­била, опасаясь ограбления. После ареста второго мужа одна воспитывала детей, сделала все, чтобы они получили высшее образование. В течение последних 15 лет не работала, получала пенсию. Время проводила в заботах о внуках, домой возвраща­лась лишь ночевать. Из перенесенных ранее заболеваний отмечаются частые ангины.

Первые признаки психического заболевания появились лет 6 тому назад. Стала неряшливой, небрежной, не следила за до­мом, большую часть времени проводила во дворе в разговорах с соседями. Говорила много, путано, часто вспоминала события времен своей молодости. Заметно снизилась память: больная не могла вспомнить имена своих знакомых, забывала свой адрес, часто ее находили на улице, где она жила 20 лет назад. Когда больная перешла жить в семью сына, то стала особенно замет­ной ее холодность по отношению к близким. Она не интересова­лась жизнью детей, внуков, редко вспоминала о сыне, лечившемся в больнице по поводу инфаркта миокарда, хотя всякий раз, садясь за стол, стереотипно задавала один и тот же вопрос: на­кормлены ли дети? Стала подозрительной, прятала свои вещи, однажды отказалась дать кровь на анализ, с внезапным раз­дражением заявив: «Черная сотня у меня кровь будет высасы­вать!» Постоянно ворчала, высказывала недовольство своей жизнью, старалась любыми способами открыть дверь и уйти из дома. В течение последнего года больная стала совершенно бестолковой, беспомощной, нуждалась в постоянном уходе, была неопрятна, неразборчива в еде. Играла с куклой, разговаривала с ней, как с ребенком, называя ее именем внука, а затем отор­вала кукле голову, руки и бросила ее. Плохо понимала, что ей говорят; не слушая других, продолжала говорить свое.

При соматическом обследовании установлено, что внешний вид больной соответствует ее возрасту. Питание удовлетворительное, кожные покровы дряблые, бледноватые, волосы седые. Тоны сердца приглушены, пульс учащен до 90 ударов в I мин.. АД — 130/90 мм рт. ст. Неврологически — тремор головы, реак­ция зрачков на свет и конвергенцию вялая, сухожильные и надкостничные рефлексы несколько оживлены, отмечается слабо выраженный хоботковый рефлекс. В анализах крови и мочи существенных изменений нет.

В отделении больная суетлива, постоянно в движении, многоречива. Не делает никакой разницы в своем обращении с врачами, младшим медицинским персоналом, другими больными. С видом озабоченности постоянно обращается ко всем с вопросами и просьбами. То просит пойти с ней «вверх» — там подарки будут давать, то спрашивает, как пройти в Ленинский район города, где якобы собрались ее родные и ждут ее прихода, то заявляет, что ей нужно готовить обед — сейчас вернется муж с работы. Часто заглядывает в кабинет врача, деловито спрашивает: все ли в порядке, и не дождавшись ответа, выходит, гром­ко хлопнув дверью. Вмешивается во все дела в отделении, всем мешает, чужие вещи складывает под свою кровать или садится у двери, заявляя, что она собралась ехать в Ленинград и ждет поезда. По ночам будит других больных, стаскивает с них одеяло. Вести с больной целенаправленную беседу совершенно невозможно. Внимание ее отвлекается случайными предметами, отве­ты ни вопросы лишены смысла, бессвязны, вместо ответа она часто повторяет имя своего покойного мужа, начинает напевать. «Где эта улица, где этот дом...» или декламирует детские стихи на немецком языке. Не может сказать, где она находится: «Я на­хожусь тут, где тебе надо... Сейчас лето, потому что все танцуют u все прыгают...» Женщину-врача принимает за своего внука. Свой возраст называет по-разному — в пределах от 14 до 78 лет. Иногда правильно называет свою профессию, предлагает свои услуги: «Приходи, приходи, тебе никто таких зубов не сделает!» Вся речь больной состоит из отрывочных фраз, отдельных слов, но грамматически построена правильно и сопровождается выразительными жестами. Настроение у больной, в основном, деловито-серьезное, иногда благодушное. Но временами больная без причины озлобляется, начинает грубо браниться, всех называет «бандитами», возмущенно говорит о «безобразиях, которые творятся вокруг», о «фактах воровства».

Поставьте диагноз психического заболевания:

-Старческий психоз

-Пресенильная депрессия

-Пресенильный параноид

Ответ. Правильный ответ старческий психоз. Прежде всего, старческий психоз (сенильная деменция) развивается в более позднем возрасте — обычно после 70 лет. Далее, при старческом психозе наступает слабоумие с грубым нарушением памяти, рас­падом речи. Настроение у больных с сенильной деменцией бывает обычно угрюмым, раз­дражительным, бред представлен идеями обнищания, ограбле­ния, нигилистическими бредовыми идеями. При старческих психозах в течение нескольких лет наступает глубо­кое одряхление и смерть в состоянии физического и психического маразма.