Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы билеты_ядов.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
19.02.2016
Размер:
967.17 Кб
Скачать

31. Основные стратегии общенаучных подходов к анализу социальных изменений по р.Будону.

Раймон Будон проанализировал возможности общенаучных методологий в применении к прогнозу социальных процессов пять методологических стратегий предсказания еще неизвестного на основе имеющегося знания,

а) Методология Локка относительно причинных зависимостей

Логика: если имеют место условия a, b, c и некоторые другие, то, следуя предшествующим наблюдениям, можно ожидать наступления эффекта х. В малых социальных системах вроде производственной организации логика детерминизма «работает».

Например, если правила всем ясны и строго исполняются, заработки непосредственно связаны с продуктивностью работника и т. д., то аналитик организации способен предсказать ее общую успешность.

в крупных социально-культурных системах. – никогда нет уверенности, что мы учли все существенные детерминанты2. Егор Гайдар рассуждал именно по этой логике, предлагая шоковую стратегию рыночных реформ: отпускаем цены, и предприятия, не способные конкурировать на рынке продукции, становятся банкротами. Выживают и процветают

учитывающие рыночную коньюнктуру. Пример — шоковая терапия в Венгрии, Польше…

б) Вторая модель. в принципе та же, но это детерминация с обратной связью. иллюстрирует ее теорией МакПартленда, который предсказывал цепочку: протестанты-трудоголики воспитывают своих детей в том же духе, и экономический прогресс набирает мощную инерцию. Будон обращает внимание на то, что прогресс не может быть исключительно линейным, так как общество становится мультикультурным, в котором собственно протестанты далеко не всегда доминируют.

в) Третья логика — расчет тенденций путем исчисления их темпов — экстраполяция. Так рассуждали демографы, пока не осознали, что предсказания Томаса Мальтуса в конце XVIII в. о перенаселении человечества и мировом голоде блокируются прогрессом в сельскохозяйственном производстве и сознательным ограничением рождаемости.

г) Революции как форму социальных изменений Будон рассматривает по Куну (революции в науке). Однако в реальной науке имеют место и революции как полное отвержение прошлого, но в такой же мере и накопление данных с их переосмыслением. Пример: общей теории физики до сих пор нет. Имеет место научная революция — радикальная смена парадигмы. Но историки великолепно накапливают знания и переосмысливают их.

д) Будон включает в общенаучные модели девелопментализм —

теории стадиального безвозвратного линейного развития. Общий вывод из работы Р. Будона «Теория социальных изменений » таков, что ни одна из рассмотренных общенаучных методологий не может быть принята в качестве универсальной, но каждая в определенных границах имеет познавательный ресурс.

32.. В чем ограниченность девелопментализма?

Эволюционизм — лидирущая идея в классической социологии вплоть до Т. Парсонса, каковую сегодня подвергают уничтожительной критике Истоки эволюционизма — принятие метафоры развития биологического организма, с одной стороны, и глубокая

вера в лучшее будущее человечества, с другой.прогрессистская идея - именуют девелопментализмом, - утверждение постоянного однонаправленного и безвозвратного развития обществ.

Уже Ф. Теннис сомневался в безусловности преимуществ современного общества по сравнению с традиционной общиной. Индустриализация и быстрая урбанизация в конце ХIХ – начале ХХ в., возникновение городов-гигантов наряду с преимуществами вызвали столь серьезные негативные последствия, что люди бросились сооружать поселения наподобие сельских общин (современные дачи). Научнотехнический прогресс привел к производству не только общеизвестных благ, но и смертоносного оружия и т. д. и т. п. В области политики девелопменталистский подход столкнулся с инволюциями разного рода (например диктаторские режимы) и неспособностью современных социальных институтов обеспечить безопасность граждан и справедливость при осуществлении социальной политики3.

Р. Нисбет назвал «метафору роста», ошибочной а Ч. Тилли в 1984 г. писал, что исторические факты опровергают утверждения о существовании каких-либо различимых стадий в историческом процессе и, более того, ставят под сомнение любые описания прогресса5. В самом деле, не отсюда ли проистекают многообразные «пост»-состояния как якобы новые и прогрессивные этапы развития обществ? Гидденс усомнился в идее постмодерного общества, назвав его обществом high modernity6, что можно понять и как тупик модерности и как его высшую стадию

Крайне изобретательными оказались советские философы. Понимая, что со строительством социализма, как это предсказывали Маркс и Энгельс, что-то не получается, придумали его стадии: «в основном» построенный социализм, затем «зрелое» социалистические общество, а дальше при М. Горбачеве возникла метафора «рыночного социализма.

Решающий удар по девелопментализму нанес Э. Валлерстайн7, утверждая, что возникновение глобальной капиталистической миросистемы в принципе требует переосмыслить классику ХIХ – начала ХХ в.

Наиболее сомнительной он полагает концепцию развития, потому что она опирается на внутренние источники прогресса обществ, каковые радикально корректируются изменениями в миросистеме, не говоря уже об утрате социально-экономической (частично и политической) автономии государств. Эта мысль совершенно согласуется с

формулой Ф. Фукуямы о конце истории отдельных стран.

Возникает непростая проблема и с изложением курса «Социологические

теории». Моя позиция состоит в том, что почти ничто из классики не утратило своей актуальности для понимания социальных процессов в современных обществах (в смысле обществ ХХI в.). Любая социальная теория — идеальный конструкт, каковой по определению не редуцируется в многообразие социальных фактов и событий8. Выше говорилось, что некоторые из классических теоретических конструктов к нашему времени вообще не относятся, но большинство фундаментальных открытий социологии ХIХ – начала ХХ в. остаются «работоспособными». Пусть «деятельностники» отрицают девиацию, поскольку понятие «девиация» связано со стабильной социокультурной системой. Но если учесть особенности наших социальных институтов и российского менталитета, девиация как социологическая конструкция совершенно уместна. Эти рассуждения ничуть не опровергают главный пафос критиков девелопментализма — если мир в целом не столько прогрессирует, сколько трансформируется, то следует активно влиять на трансформационные процессы.