Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТАУП_Учебное пособие.docx
Скачиваний:
88
Добавлен:
05.06.2015
Размер:
334.75 Кб
Скачать

9.2. Институт несостоятельности за рубежом: становление и развитие

Начиная с Античного Рима, банкротство рассматривалось как акт мошенничества со стороны должника. Римское право, ставшее источником всего Европейского законодательства, предусматривало наказание за банкротство в виде обращения банкрота в рабство или расчленения его тела (выбор предоставлялся кредиторам). Позднее Римский закон «bonorum vendito» от 105 г. до н.э. смягчил наказание за банкротство, ограничив его потерей Римского гражданства, запретом на браки со свободными гражданами и др. В Средние Века обращение с несостоятельными должниками приобрело характер общественного порицания и позора.

Первым законом о банкротстве считается английский закон Георга II «О предотвращении мошенничества банкротов» от 1732 г. № 5, предусматривающий наказание вплоть до смертной казни для тех должников, которые больше 42 дней после наступления срока платежа не исполняли платеж размеров свыше 20 фт. ст. и скрывались от властей.

США приняли свой первый закон о банкротстве в 1800 г. Во Франции, Германии и Испании первые законы о банкротстве были приняты в начале 19 века. Как правило, все эти законы предусматривали тюремное заключение для должника, ликвидацию финансово несостоятельной компании и распределение оставшихся активов этой компании среди кредиторов. Однако возникновение такого явления, как экономические кризисы, способствовало последовательной декриминализации банкротства, лишению банкротства статуса и репутации преступления.

Реабилитационные процедуры по реструктуризации задолженности должника с целью продолжения его деятельности впервые появились в Австрийском законодательстве в 1914 г. Однако они редко применялись на практике. Современные реабилитационные процедуры в зарубежном законодательстве о банкротстве появились после 1978 г., когда в США была принята Глава 11 Кодекса о банкротстве. В последующие годы произошла существенные реформы законодательства о банкротстве во многих зарубежных странах.

Содержание реабилитационных процедур чаще всего состоит в сочетании реструктуризации задолженности, оформляемой мировым соглашением, с мероприятиями по реорганизации самого должника. Для осуществления реабилитационной процедуры, как правило, необходимо:

  • наличие плана реализации процедуры, содержащего сроки или критерии ее осуществления, план выплаты задолженности, план мероприятий по восстановлению платежеспособности должника;

  • согласие кредиторов на осуществление реабилитационной процедуры8;

  • наличие назначенного судом специального независимого от должника лица, управляющего процедурой вместо руководителей должника (аналог российского внешнего управляющего) или контролирующего ход процедуры (аналог российского административного управляющего).

Реабилитационные процедуры банкротства нацелены на оздоровление и сохранение должника как субъекта хозяйствования и собственности. Но есть и такой тип антикризисного управления, результатом которого может быть сохранение должника только в двух формах: имущественного комплекса и бизнеса. Речь идет о самом настоящем банкротстве, то есть о ликвидации должника как юридического лица, при которой собственники должника перестают быть таковыми. Но если банкротство завершается сохранением функционирующего имущественного комплекса и бизнеса должника, – есть все основания говорить об антикризисном управлении бизнеса должника.

В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой институт несостоятельности состоит из следующих ключевых элементов:

  1. законодательство;

  2. судебная система;

  3. система принудительного исполнения судебных актов (исполнительное производство);

  4. государственные органы по несостоятельности;

  5. профессиональные специалисты по несостоятельности;

  6. общественное мнение о несостоятельности.

Основные требования, которым должны удовлетворять системы и процедуры несостоятельности за рубежом:

    • предсказуемость;

    • справедливость;

    • прозрачность распределения рисков среди всех участников процедур несостоятельности;

    • защита и максимизация стоимости активов должника в интересах всех заинтересованных сторон и экономики в целом.