Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
Скачиваний:
256
Добавлен:
26.08.2013
Размер:
3.16 Mб
Скачать

519

  1. C. Соловьева о «душе мира», обрел национальное и социальное своеобразие, связанное с общественными потрясениями и идейными исканиями предреволюционных десятилетий.

У лирических героев Блока и Белого внутренний мир личности — показатель общего трагического состояния мира, «страшного мира» российской действительности, обреченного на гибель, вместилище пророческих предощущений близкого обновления. Восприятие эпохи выражалось в виде знамений-символов — природных и бытовых (закаты, зори, пожары, рассветы), исторических (скифы, монголы), библейских и культовых. В сознании символистов это мыслится как «жизнетворчество», как дело общекультурного созидания, призванного преодолеть исторический разрыв между людьми, между художником и народом.

В революции 1905-1907 гг. символисты увидели начало катастрофических предчувствий, теперь выпукло проявляются разное отношение к «старой» культуре, полярность концепций исторического развития России, идеологических симпатий, это привело к распаду символистского движения в 1910-е гг. Осознание новых событий было выражено у А. Белого в романе «Петербург» (1916 г.), у А. Блока — в поэме «Возмездие» (1922 г.) и других.

Символизм — сложное явление в художественной культуре начала века. Его влияние испытали разнообразные художественные течения, эстетическая доктрина осталась достоянием истории, а творчество крупных поэтов-символистов вошло наследием в культуру XX в.

Русское художественное объединение «Мир искусства» оформилось в 1900 г. в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А.Н. Бенуа и

  1. П. Дягилевым. С течением времени «Мир искусства» включал многих петербургских и московских живописцев и графиков (И.Э. Грабарь, К.А. Коровин, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, В.А. Серов, И.Я. Билибин и др.).

Мирискусники противопоставляли тревожной реальности исконные духовные и художественные ценности, выдвигали принцип эстетизации действительности, отводя искусству роль преобразователя жизни. Они были за «свободное» и «чистое»

520

искусство, отрицали тенденциозность, отвергали как академизм, так и творчество передвижников, выступали с критикой эстетики Чернышевского и Стасова.

«Мир искусства» формировался на основе поэтики символизма и неоромантизма. Их творчество часто проникнуто духом иронии, широко используются приемы гротеска, элементов игры, карнавала и театра, мотивов маски и куклы-марионетки, сна и видений, тяготение к «роковой» символике, к сказочному, эротическому. Было и увлечение средневековым русским искусством, фольклором, древнерусской историей. Живописным работам присущ утонченный декорати- визм, стилизация мотивов рокко и ампира. Мастера «Мира искусства» немало способствовали развитию искусства книги в России (они сделали русскую книгу красивой и художественной), живописного и графического портрета. Большой вклад в русскую культуру мирискусники внесли в области театральной и декоративной живописи. В их произведениях нашел свое отражение формировавшийся стиль модерн, характерными чертами которого были в живописи и графике декоративность цвета, нарочитая манерность, уплощенность пластической формы.

Специалисты отмечают, что увлечение мирискусников западноевропейской культурой приобретало оттенок космополитизма. Это было характерно для А.Н. Бенуа (1870-1960), являющегося поклонником эпохи Людовика XIV и посвятившего этому времени многие свои работы. Бенуа — живописец, график, историк искусства, художественный критик, театральный деятель. Его книга «История русской живописи XIX в.» выражает критическое отношение мирискусников к передвижникам. Работал художник и над темами из русской истории («Парад при Павле I», «Петербургская улица»), но прошлое передавал, игнорируя социальную трактовку темы. Реалистические традиции его творчества все-таки проявились в великолепных иллюстрациях к поэме А. Пушкина «Медный всадник».

К.А. Сомов (1869-1939), когда учился в Академии художеств у И.Е. Репина, следовал реалистическим традициям

521

(«Дама в голубом»). Но со временем миром его излюбленных тем становятся стилизованно-галантные сценки. Реальный взгляд остается лишь в портретах представителей художественной интеллигенции (Блока, Остроумовой-Лебедевой и др.).

И.Я. Билибин представлял целое течение в книжном оформлении русской сказки. Много сделали для развития театральной живописи А.Я. Головин и Л.С. Бакст.

В литературно-художественном иллюстрированном журнале «Мир искусства» утверждалась эстетика индивидуализма, сближение со стилем модерн. Журнал занимался также популяризацией русского искусства XVIII — начала XIX в. В ранний период печатал много материалов о народном творчестве, кустарных промыслах. Журнал широко знакомил читателей с современной русской и зарубежной художественной жизнью, делал обзоры иностранных изданий, воспроизводил выставочные экспозиции, репродукции русской и западноевропейской живописи и графики. В литературной части печатались религиозно-философские сочинения Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, Н.М. Минского, В.В. Розанова, литературно-критические статьи В.Я. Брюсова, А. Белого, во многом определявшие эстетическую и литературную программу русского символизма.

Кризисом культуры начала XX в. было вызвано к жизни художественное течение авангардизм. Наиболее интенсивно его черты выявились в ряде школ и течений модернизма (фо- визм, футуризм, кубизм, экспрессионизм, сюрреализм, литература «потока сознания» и др.). В потоке авангардизма оказывались разные мастера с непохожими творческими направлениями. В авангардизме отразились упадок буржуазной цивилизации, кризис искусства, растерянность, отчаяние перед лицом общественной катастрофы, потрясений. Но имели место и бунтарские настроения, отражающие протест.

Чаще же это бегство в анархический цинизм всеобщего ниспровергательства, настроение тревоги, боли, отстранение от жизни, нигилизм, формотворчество. Авангардизм в целом был пропитан мелкобуржуазным индивидуализмом. Со временем он приобретает все более подчеркнутый элитарный рафинированный характер. Так, один из основоположников

522

абстрактного искусства В.В. Кандинский (1866-1944) в стремлении утвердить принципы «чистой» живописи провозгласил творческий процесс художника самовыражением и саморазвитием духа», что отражало индивидуалистические тенденции культуры буржуазного общества.

К.С. Малевич (1878-1935), участник выставок «Бубновый валет» (1910 г.), «Ослиный хвост» (1912 г.), в своем творчестве стремился совместить принципы кубизма и футуризма («На сенокосе», «Станция без остановок»). Как один из основоположников абстрактного искусства, он дает мистическое толкование своих экспериментов, сводит предметную форму к комбинациям рассеянных на плоскости контрастных по цвету простейших геометрических элементов.

Как Кандинский, так и Малевич через субъективистски- мистические формы стремились проникнуть в «тайный смысл» мироздания, что и было проявлением абстракционизма, отмеченного экспрессионистической эмоциональностью у Кандинского и геометрическим схематизмом у Малевича.

Художник-конструктор, театральный художник, график, живописец В.Е. Татлин (1885-1953) первоначально был близок к кубизму и футуризму («Натурщица», 1913 г.), отрицал образно-познавательную сущность искусства. Но, обратившись к экспериментам с материалами (стекло, металл, дерево), в 20-е гг. XX в. перешел от формальных поисков к «производственному искусству», получившему в дальнейшем значительное развитие.

Объединение московских живописцев «Бубновый валет» ведет начало от одноименной выставки в 1910 г. Эта группа художников (П.П. Кончаловский, А.В. Куприн, А.В. Лентулов, И.И. Машков, В.В. Рождественский, P.P. Фальк и др.) отрицала традиции как академизма, так и реализма XIX в. Для них характерны поиски в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма, а также обращение к приемам русского лубка и народной игрушки. Через жанры натюрморта, пейзажа и портрета это движение утверждало идею «самоценности» живописи. Художники стремились к выявлению изначальной материальности и «вещности» натуры. Но в последующие годы многие члены «Бубнового валета», преодолев увлече