Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
PhilosPosobie.pdf
Скачиваний:
148
Добавлен:
29.05.2015
Размер:
1.23 Mб
Скачать

безапелляционно проецировать на современность познавательные сюжеты истории.

В наши дни широко в научно-познавательный обиход входят компьютерные методы познания. В этой связи формируется относительно новая отрасль знания, которая называется «когнитология». Основу компьютерного метода составляют такие понятия, как «фрейм», «когнитивная схема», «когнитивная матрица», «когнитивная карта», и другие. Эвристическую базу компьютерных методов составляют познавательные алгоритмы, благодаря этому компьютерный подход позволяет формализовать различные процедуры познавательной деятельности, переложить на компьютер трудоемкие мыслительные операции нетворческого характера, оставив за человеком творческое начало.

Рассуждая о методах познания, мы должны помнить, что каждая конкретная познавательная проблема требует своего специфического метода решения. То, что способен дать, например, системный метод, нельзя ожидать от исторического и наоборот. В каждой науке накоплен значительный познавательный арсенал. Однако он, как правило, не систематизирован. Его необходимо выявлять из научных текстов и адаптировать применительно к задачам обучения и воспитания высококвалифицированных специалистов в системе высшего образования. В этом деле интересы науки, производства и образования совпадают. Совместные усилия ученых, производственников и педагогов обещают дать новый толчок в развитии духовной культуры общества.

5.5. Истина и заблуждения. Правда и ложь

Целью познания является истина. Истину можно определить как достоверное знание об объекте познания. Отсюда понятие истины распространяется на результат познания. Однако не только результат, но и ведущий к нему путь познания должен быть истинным.

Философское учение об истине располагает тремя концепциями по этому поводу. Первая рассматривает истину в контексте соответствия знания отражаемому объекту. Ее принято называть концепцией корреспонденции истины. Она была особенно характерна для философии и науки в так называемый классический период их истории.

Вторая концепция это концепция когеренции истины. Она констатирует ограниченность классической философии и науки в том плане, что абсолютизация объектной стороны познания ведет к элиминации через познание субъекта, то есть самого человека. Концепция когеренции истины исходит из того, что знание обусловлено не только объектом, но и субъектом познания. А поскольку субъект

191

познания коллективен, и поскольку объект далеко не всегда может быть осмыслен и освоен непосредственно, то истина, по мнению сторонников когерентной теории, возникает как некоторые утверждения на основе конвенции или соглашения.

Когерентный подход утверждается в неклассический период истории философии и науки. Разумеется, противопоставлять концепции корреспонденции и когеренции истины нельзя. Оба эти подхода скорее взаимно дополняют друг друга, нежели противостоят один другому. Из этого принципа комплексирования того и другого подходов и следует исходить, когда решается вопрос о конкретной оценке знания в свете категории истины.

Ни корреспонденция истины, ни когеренция ее не могут дать исчерпывающего ответа на все вопросы, возникающие в процессе познания. В таких случаях высшим судьей достоверности является практика. Концепция прагматизма истины как раз и представляет собой такую форму обоснования достоверности, которая основывается на проверке утверждений науки посредством практики.

Неизбежным спутником истинного знания является заблуждение. Человек не застрахован от ошибок, стремясь к достоверности результатов познания, он может полагаться по тем или иным причинам на недостоверную фактическую базу и недостоверные методы познания. При этом он может искренне не отдавать себе отчета в том и другом. Результатом такого познания могут быть недостоверные. Если они не являются результатом злого умысла, то они, тем не менее, в лучшем случае, есть заблуждение.

Взаимоотношения истины и заблуждения в познании весьма сложны и противоречивы. Известны случаи, когда по истечении времени обнаруживается, что считавшееся до того достоверным знание, на самом деле является заблуждением. Известны случаи и обратного свойства. Знания, воспринятые сначала как заблуждения, со временем подтверждаются данными науки и приобретают статус истины.

Диалектику соотношения истины и заблуждения нельзя понять, не принимая во внимание вопросы абсолютного и относительного в знании. Субъект познания нередко встает перед проблемой: может ли объективная истина быть выражена в человеческих знаниях сразу целиком и полностью, иначе говоря, может ли бесконечный в пространстве и во времени мир быть замкнут в конечную форму знания. Этот вопрос на философском языке формулируется как вопрос о возможности достижения абсолютной истины.

Ответ на него достаточно прост: абсолютная истина не достигаема, поскольку мир бесконечен во времени и в пространстве и потому неисчерпаем. Если под абсолютной истиной понимать полное

192

исчерпывающее знание о мире в целом, то, бесспорно, такая абсолютная истина недостижима.

Но утверждение о недостижимости абсолютной истины может стать аргументом о невозможности получения достоверного знания как такового. Ведь в каких-то пределах познание мира действительно невозможно. Человеческий разум при этом действительно наталкивается на непреодолимые препятствия. Этот момент познания и есть основание для агностицизма, который мы встречаем в истории философского и научного знания. Откровенного агностицизма в абсолютной форме нет, но как явление относительного порядка он был и остается неизбежным фактором теории и практики познания.

Рассматривая процесс познания с точки зрения абсолютного и относительного в истине, следует рассуждать диалектически. Мы не должны предполагать знания о мире как готового, неизменного и достижимого одномоментно. Мы должны рассматривать процесс познания в духе того, как из незнания рождается знание, как из не вполне достоверного знания складывается достоверное знание, каким образом неполное знание становится полным, неточное – более точным и т.д.

Понятие «правда» близко по значению к понятию «истина». Но в философии оно служит также выражением дополнительного смысла. С одной стороны, оно претендует на выражение подлинной истины, с другой, оно указывает на предельную личную убежденность говорящего или пишущего.

Врусском языке слово «правда» этимологически связано с корнем «прав». Соответственно «правда» может выступать в таких значениях как «обет», «обещание», «присяга», «заповедь», «правило», «договор», «закон» (вспомним из истории: «Русская правда» как свод законов). Во все времена человек был склонен истолковывать правду, исходя из божественного начала. В свете такой философии истина означает человеческое начало о знании, а правда – божественное начало. «Истина от земли восходит, правда с небес принимается».

Врусском народном фольклоре рядом с понятием «правда» употребляется понятие «кривда». Это говорит о том, что в оценочном плане знание может истолковываться по его достоверности или недостоверности не только исходя из соответствия или несоответствия знания отражаемому объекту, но и в зависимости от признания истины на уровне убеждения. В результате такой посылки истина нуждается не только в открытии, но и в осмыслении его на уровне убеждения. Правда означает такой жизненный идеал, когда поступки отдельного человека находятся в соответствии с требованиями морали и нравственности. Таким образом, в соотношении истины и правды может иметь место

193

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]