Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Mod_3_Kriminol.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
26.05.2015
Размер:
322.05 Кб
Скачать

3.12. Предупреждение насильственных преступлений

против личности

Понятием насильственных преступлений может быть охвачен широкий круг уголовно наказуемых деяний. В 6 разделах и 13 главах УК РФ 1996 г. имеется 55 статей об ответственности за преступления, совершаемые с применением насилия. Конституирующим признаком в них является насилие над потерпевшим (жертвой), понимаемое как беззаконное применение силы, принудительное, т.е. совершаемое против воли другого лица, воздействие на него. при этом имеется в виду и насилие "инструментальное" (например, направленное на ограбление), и насилие как самоцель (например, бессмысленное истязание потерпевшего).

С 1997 года в отчетах ГИЦ МВД РФ к преступлениям против личности относятся: убийство и покушение на убийство; убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление; причинение смерти по неосторожности; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта; истязание; изнасилование и покушение на изнасилование. В последнее время доля этих преступлений в общем числе всех зарегистрированных преступлений в России ежегодно составляет 6 – 8 %.

Эскалация криминального насилия - одна из острейших проблем современности, волнующая все мировое сообщество. Значительно обострилась она за годы реформ и в России, о чем свидетельствует как динамика количественных показателей, так и неблагоприятные изменения качественных характеристик. Прежде чем приводить факты, подтверждающие этот тезис, необходимо сделать некоторые оговорки.

Во-первых, единого целостного учета всех насильственных преступлений не существует. При статистической регистрации они распределяются по подгруппам, выделенным по самым различным основаниям (объект посягательства, степень тяжести, принадлежность к уличной, групповой, вооруженной преступности и т.д.).5 Это вынуждает вести анализ насильственной преступности по частям (отдельным ее разновидностям или подвидам).

Во-вторых, менее случайными и более закономерными являются криминологические характеристики насильственной преступности, определяемые за ряд лет и даже десятилетий. Поэтому неизбежно обращение к статистическим показателям, базирующимся на ранее действовавшем (до января 1997 г., когда вступил в действие УК РФ) законодательстве. В этой связи следует отметить, что многие различия в законодательных формулировках имеют не содержательный, а в основном терминологический характер. Например, то, что в УК РСФСР 1960 г. (ст. 108) называлось тяжким телесным повреждением, в УК РФ 1996 г. именуется умышленным причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 111).

Закономерность насильственной преступности наиболее выпукло просматривается на основе анализа состояния, коэффициента и других криминологических показателей, прежде всего умышленных убийств, посягающих на высшую ценность человеческого общества - жизнь людей. Их удельный вес невелик (около 1% всех регистрируемых преступлений). Но, как справедливо отмечается в литературе, именно положение дел с умышленными убийствами является как бы обобщенной, суммирующей характеристикой общей криминологической обстановки, более того- индикатором всей социальной ситуации в стране .

Пик этих преступлений был достигнут, по данным уголовной регистрации, в 1994 г., когда их число составило 32,3 тыс., а коэффициент (на 100 тыс. жителей) — 21,8. Для сравнения можно указать, что в 1956 г. в СССР было зарегистрировано 9,6 тыс. убийств, коэффициент составил 4,9. 6

В последующие годы число зарегистрированных умышленных убийств (с покушениями) стало снижаться, затем вновь возрастать и в 2002 г. достигло той же цифры - 32,3 тыс. (В 2003 г. это число уменьшилось на 2 % и составило 31,6 тыс.). Серьезные недостатки в работе государственных органов, прежде всего правоохранительных, привели к тому, что вопреки традиционным и вполне обоснованным представлениям о ничтожной (близкой к нулевой) латентности убийств все большее их количество, как отмечено выше (см. тему 2.5) стало оставаться за пределами уголовной статистики. Более 10 лет (с 1992 по 2002 гг.) в официальных документах не учитывались убийства, совершаемые в Чеченской республике, где криминальное насилие стало почти нормой жизни. Самые осторожные замеры уровня латентности убийств применительно к отдельным регионам, видам расселения людей показывают, что он значительно превышает традиционные "нормативы". Так, в литературе приводились данные о том, что латентность убийств, совершенных в сельской местности, достигает 15%. На неполноте регистрации фактически совершенных убийств сказывается и пробел в официальной статистике. Так, одновременное убийство двух и более человек учитывается как одно преступление.

Изменяются, и, как правило, в худшую сторону, качественные характеристики совокупности убийств. Это опережающий рост убийств при отягчающих обстоятельствах, увеличение числа групповых убийств, доли убийц, ранее отбывавших наказание. По мотивации, обстановке совершения и другим признакам основной массив убийств по-прежнему относится к бытовой, как правило, "пьяной" преступности: лишение жизни жен (мужей), сожительниц (сожителей), других членов семьи, родственников, соседей, а также собутыльников из числа случайных знакомых и т.п. Но доля бытовых убийств с 2/3 снизилась примерно до половины; если в пьяном виде в 80-е годы совершалось до 90% убийств, то в 90-х годах — около 60%. Стало больше предумышленных, тщательно подготовленных, спланированных убийств. Появились и численно возрастают совершаемые с целью устранения конкурентов по бизнесу, участников соперничающих криминальных группировок, исполнителей ранее совершенных преступлений, лиц, не возвращающих долги и пр., убийства по найму. Для совершения убийств стали часто использоваться новейшие образцы стрелкового оружия (в том числе такого, которого нет на вооружении правоохранительных органов), гранаты, мины, взрывные механизмы, управляемые по радио, вмонтированные в бытовые приборы, сувениры, игрушки и т.д. Усиливается жестокость убийств. Они чаще стали сопровождаться изуверскими пытками, издевательством над жертвами.

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью среди преступлений против личности устойчиво преобладает как по состоянию (абсолютному числу зарегистрированных преступлений и выявленных лиц), так и по коэффициенту. В предыдущее десятилетие пик пришелся на 1993 год, когда было зарегистрировано 66,9 тыс. этих преступлений. Далее имело место снижение (процесс шел с некоторыми отклонениями), и в 2003 году число этих преступлений в статистической отчетности составило 57,1 тыс.

Количество зарегистрированных фактов причинения средней тяжести вреда здоровью в 2003 г. по сравнению с 2002 г. выросло на 14% и составило 40 тыс. (в 2000 году их было 29,6 тыс.).

Динамика таких преступлений, как умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои характеризуется различными тенденциями и темпами. Однако делать однозначные выводы по поводу их колебаний весьма затруднительно в силу таких субъективных факторов, как отношение к этим преступлениям самих потерпевших, а также степень требовательности руководства к сотрудникам правоохранительных органов, прежде всего милиции общественной безопасности, по линии которой регистрируются рассматриваемые деяния, за полноту их выявления. Так, в конце 90-х годов наблюдался ежегодный рост преступлений, предусмотренных ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), и в 2000 году их было зарегистрировано 25,5 тыс. Однако затем этот показатель стабильно уменьшался, сократившись в 2003 году почти вдвое (зарегистрировано лишь 13,3 тыс.).

Поскольку данная статья УК РФ относится к числу тех, которые принято именовать нормами с двойной превенцией (применение такой нормы, напомним, позволяет на определенный период исключить возможность совершения привлеченным к уголовной ответственности лицом нового, возможно, более тяжкого преступления), то данный процесс никак нельзя считать позитивным.

Более того, судя по официальным данным, на протяжении ряда лет прослеживается достаточно заметная тенденция ослабления борьбы с преступлениями против жизни и здоровья путем сокращения практики применения указанных норм Особенной части УК РФ.

О явной недооценке правоохранительными органами профилактического значения соответствующей статьи УК в предупреждении убийств, в особенности в сфере быта, свидетельствует, в частности, сокращение количества зарегистрированных фактов угрозы убийством (ст. 119 УК РФ), число которых только за два года снизилось более чем на четверть (с 94,3 тыс., выявленных в 2001 г. до 68,6 тыс. в 2003 году).

Кстати, такова же динамика и хулиганства. Период 1992-1999 гг. характеризуется незначительным ростом регистрации этого преступления (с 121 тыс. в 1992 г. до 128,7 тыс. в 1999 г.), однако затем число хулиганских проявлений стало снижаться: в 2000 г. их было зарегистрировано 125.1 тыс., а в 2003 г. лишь 114 тыс. Вряд ли эти цифры отражают реальное состояние данного вида преступлений. Скорее всего, сказывается ослабление борьбы с хулиганством, своевременное пресечение которого также играет большую роль в предупреждении тяжких насильственных преступлений.

В ближайшие годы, в силу известных законодательных решений декабря 2003 года по данному составу преступления, положение вряд ли изменится к лучшему.

Как отмечалось ранее (см. тему 2.6), особым свойством в насильственной преступности обладают изнасилования. И ранее не отличавшиеся высоким уровнем регистрации, в последнее время они становятся все более латентными. Если в начале 90-х годов фиксировалось ежегодно 13 – 14 тысяч этих преступлений (с покушениями на них), что составляло всего 0,5% от всей зарегистрированной преступности, то в 2000-х годах их стало на треть меньше (в 2003 году зарегистрировано 8085 изнасилований с покушениями – менее 0,3% от всей преступности).7

На снижении регистрации изнасилований скорее всего сказываются такие факторы, как декриминализация в сознании определенной части населения посягательств на половую неприкосновенность личности, коммерциализация интимных отношений, а также усиление страха потерпевших перед преступниками.

Для характеристики современной насильственной преступности существенное значение имеет возрастание количества таких преступлений, как бандитизм, терроризм, похищение человека, захват заложников. Хотя применительно к этим разновидностям уголовно наказуемого насилия, в отличие от рассмотренных ранее, счет идет не на тысячи, а на сотни, даже на десятки, данные преступления являются весьма тревожным симптомом усиливающейся социальной дезорганизации, криминализации общественных отношений. Они, как правило, отличаются повышенной общественной опасностью, что усиливает страх населения перед преступностью.

Детерминанты насильственной преступности отличаются значительным разнообразием. На макроуровне приходится констатировать некоторые устойчивые для страны традиции, особенности российского менталитета, создающие не только фон, но и хорошо удобренную почву для криминального насилия. Решающее значение здесь имеют социальные (в самом широком смысле этого слова) условия с их большой инерционностью и преемственностью, особенности исторического развития страны.

Насыщенность российской жизни насилием, как свидетельствуют документы и историки, была велика всегда. Цена человеческой жизни на протяжении веков оставалась невысокой. Массовые порки людей считались нормой жизни в годы правления самых просвещенных государей. В обыденном сознании, в официальной идеологии, в ученых трактатах получили распространение моральные, политические и другие оправдания тотального насилия. Это можно проследить в самом широком диапазоне: от элементарных семейных "истин" типа: "бьет - значит любит" до философских "учений" о насилии как "повивальной бабке истории".

В обновляющейся России провозглашен приоритет личности, ее прав и свобод, законодательно закреплены гарантии защиты жизни, здоровья, достоинства, других человеческих ценностей. К сожалению, в этом деле пока больше деклараций, красивых слов, нежели реальных дел.

Макроусловия современного российского общества весьма благоприятствуют криминальному насилию. В обществе переходного периода резко увеличилась конфликтность. К прежним конфликтам добавились новые, например, межнациональные. В целом можно говорить о значительном увеличении в жизни общества поводов для совершения насильственных преступлений. К тому же они часто совершаются в результате провоцирующего поведения потерпевших, что весьма характерно для детерминации насильственных преступлений.

Несмотря на разнородность насильственных преступлений, характеристика личностных качеств насильственных преступников достаточно однородна. Объединяет их выраженный криминальный эгоизм, нередко переходящий в эгоцентризм, неуважительное отношение к людям, пренебрежение их интересами. Жизнь, здоровье, честь и достоинство людей в глазах насильственных преступников девальвированы, обесценены, причем часто это сочетается с высоким и даже сильно завышенным уровнем самооценки.

Сплошными статистическими наблюдениями, а также выборочными исследованиями фиксируются некоторые довольно устойчивые сдвиги от средних величин: большее, чем применительно ко всем лицам, совершающим преступления, преобладание мужчин, увеличенная доля горожан (среди них особенно - недавних жителей сельской местности, не сумевших адаптироваться к новым условиям), повышенный удельный вес преступников, имеющих психические аномалии в пределах вменяемости. Отмечается повышенная склонность к насилию преступников молодого и среднего возрастов (18-39 лет). Однако в сфере семейно-бытовой велика криминальная активность и старших по возрасту лиц.

Предупреждение насильственной преступности, с учетом многообразия форм ее проявления и сложного характера детерминации, осуществляется различными мерами. Решающее значение имеют крупномасштабные общесоциальные меры, способствующие устранению (блокированию, нейтрализации, уменьшению сферы действия) социально-экономических, политических и идеологических детерминантов криминального насилия. В частности, средствами убеждения, воспитания, просвещения необходимо всячески противостоять распространению в массовом сознании культа силы, суперменства, ориентации значительной части граждан, особенно молодежи, на насильственные варианты разрешения жизненных проблем.

Большое предупредительное значение имеет укрепление семейных устоев, повышение культуры быта и межличностных отношений, усиление социального контроля, в том числе с использованием возможностей современной медицины, за лицами с агрессивно-конфликтной направленностью поведения (ранее судимыми за насильственные преступления, имеющими психические аномалии и др.).

В предупреждении рассматриваемых преступлений используются также возможности виктимологической профилактики. Например, среди населения распространяются популярные брошюры, буклеты, памятки с советами о том, как следует вести себя в конкретных случаях возможных насильственных посягательств.

В интересах предупреждения насильственных преступлений следует регулярно проводить социологические опросы населения о состоянии личной безопасности, степени защищенности граждан от противоправных посягательств. По их результатам вносить соответствующие коррективы в практику правоохранительных органов.

Необходимо расширять сеть кризисных центров, фондов милосердия, учреждений социально-психологической помощи и других государственных, муниципальных и частных структур, призванных способствовать предупреждению конфликтов в семье, в сфере быта.

Предупреждению, как самих насильственных преступлений, так и ситуаций, чреватых угрозой их совершения, способствуют своевременные и адекватные меры административно-правового воздействия на лиц, нарушающих антиалкогольное и антинаркотическое законодательство, допускающих действия, квалифицируемые как мелкое хулиганство.

Следует воссоздать систему субъектов общественной профилактики с учетом того, что они должны функционировать на иных, чем прежде, подходах и принципах, в новых организационных формах (на добровольной, возмездной основе, без администрирования, целенаправленно и т.д.). Очень важно найти оптимальные формы стимулирования, поощрения и развития гражданской активности, основанной на естественном стремлении людей объединиться в целяx защиты себя, своих детей, близких от преступных посягательств. В этой связи заслуживает внимания отечественный и зарубежный опыт создания локальных общин, образованных по территориальному и иным признакам (например, уличных, квартальных, домовых комитетов, ассоциаций родителей и учителей и т.п.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]