Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Mod_3_Kriminol.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
26.05.2015
Размер:
322.05 Кб
Скачать

72

РОССИЙСКИЙ

НОВЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

00.0184.03.01

Э.И. ПЕТРОВ

КРИМИНОЛОГИЯ

МОДУЛЬ 3

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

ПРЕступЛЕНИЙ

Москва

2014

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

00.0184.03.01

Рабочий учебник

Фамилия, имя, отчество

студента_________________________________________________________

Факультет _______________________________________________________

Номер договора __________________________________________________

Э.И. ПЕТРОВ

КРИМИНОЛОГИЯ

МОДУЛЬ 3

пРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

преступЛЕНИЙ

Москва

2014

Э.И. Петров - кандидат юридических наук, профессор

Рецензент: кандидат юридических наук, доцент А.А.Смердов

Рекомендовано

научно-методическим

советом РосНОУ

КРИМИНОЛОГИЯ

Модуль 1. Предмет, метод и история развития криминологии

Модуль 2. Преступность и ее детерминанты,

личность преступника

Модуль 3. Предупреждение преступлений

Модуль 3

Для студентов Российского нового университета

00.0184.03.01

© Э.И. Петров, 2014

© РосНОУ, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ……………………………

НАУЧНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ

3.11 Понятие и особенности предупреждения преступлений…..

3.12 Предупреждение насильственных преступлений

против личности………………………………….………….

3.13 Предупреждение общеуголовных преступлений

против собственности……………….……………….………

3.14. Предупреждение преступности несовершеннолетних…….

3.15. Предупреждение экономической преступности……………

3.16. Предупреждение рецидивной, профессиональной и

организованной преступности………………………………

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ……………………………..

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ………..……

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ…………………………….

БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

В модуле анализируются проблемы теории и практики предупреждения преступлений. Представлено определение понятия этой многоаспектной и разносторонней деятельности, которая является важнейшей частью борьбы с преступностью и состоит из имеющих сугубо специфические особенности мер по: а) профилактике, б) предотвращению и в) пресечению преступлений. Рассматриваются криминологическая характеристика и меры предупреждения насильственной преступности против личности, общеуголовных преступлений против собственности, преступности несовершеннолетних, экономической, рецидивной, профессиональной и организованной, преступности.

НАУЧНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ

3.11 Понятие и особенности предупреждения преступлений

В литературе (как отечественной, так и зарубежной) предупреждение преступлений обычно рассматривается в широком (общесоциальном) и узком (специально-криминологическом) аспектах.1

В первом случае имеется в виду функционирование всех позитивных социальных институтов в экономической, политической, культурной и иных сферах, полезные обществу меры и действия. В совокупности это принято называть общесоциальным предупреждением преступлений..

Говоря обо всем названном «наборе» институтов и мер, ученые считают, что он реализуется «в целях (выделено мной — Э. П.) устранения причин преступности и условий, способствующих их действию»2. Видимо, это верно лишь постольку, поскольку цели любой социальной функции могут быть не только явными, но и латентными (по Р. Мертону). В данном случае говорится о «скрытой» (побочной) цели, так как действия в сфере экономики, политики, культуры и т. д. ориентированы не на устранение детерминантов преступлений, а на достижение результатов в соответствующих сферах жизнедеятельности общества (в экономике, политике, культуре и т.д.). Особенность общесоциального предупреждения состоит в том, что оно не прямо нацелено на преодоление негативных явлений, а лишь способствует этому.

Необходимо отметить, что термин «общесоциальное» характеризует не столько «количественную» (по размерам, масштабу), сколько «качественную» (по направленности функций) сторону предупреждения, так как оно реализуется не только на общем (по всей стране), но и на особенном (в регионах, отраслях), а также на единичном (в отношении конкретных лиц) уровнях.

Иллюстрацией мер предупреждения этого вида на общем уровне могут служить государственные правовые акты по стабилизации экономики. Хотя основной целью здесь является улучшение экономической системы, однако реализация этих мер (разумеется, в случае успеха) либо непосредственно вызовет какие-то позитивные изменения в криминологической ситуации, либо окажет влияние на совершенствование борьбы с преступностью. В другом случае (на уровне особенного) эффективное выполнение, скажем, региональной программы социальной помощи населению будет способствовать нейтрализации отдельных криминогенных факторов в соответствующей среде. Примером действия меры общесоциального предупреждения на единичном (индивидуальном) уровне может служить расселение жильцов коммунальной квартиры (скажем, такой, в которой конфликты соседей грозят перерасти в поножовщину). Для местной администрации в этой ситуации реализуется лишь одна цель — сдвиг в решении жилищной проблемы. С криминологической же точки зрения — устраняется существенное условие возможного преступления.

Общесоциальное предупреждение по сути служит основой, базой для всей совокупности мер, прямо и непосредственно направленных на недопущение преступлений, т. е. специального предупреждения. Чем совершеннее общесоциальное предупреждение, тем меньше «поле деятельности», а значит, выше результаты, специального предупреждения, и наоборот. Подтверждением сказанному являются современные показатели и тенденция преступности во всех государствах, недавно бывших республиками СССР или состоявших в «социалистическом лагере».

Сегодня, к сожалению, невозможно ожидать радикальных позитивных итогов от мер специального предупреждения. Сколь бы масштабными и мощными они ни были, без достижения стабильности и позитивных сдвигов в экономике, политике, культуре положительные результаты будут всегда локальными и весьма кратковременными.

Что же представляет собой специальное (иногда говорят – специально-криминологическое) предупреждение преступлений?

В юридической литературе его понятие определяется по-разному. Одно из наиболее распространенных, разработанных по итогам научных дискуссий 60-х — начала 70-х годов и до сих пор имеющее многочисленных сторонников, сформулировано так: «Специально-криминологические меры предупреждения преступности— это меры, осуществляемые ... государственными органами, общественными организациями и отдельными гражданами специально (целенаправленно) в целях устранения конкретных криминогенных факторов, исправления и перевоспитания лиц, могущих совершить или уже совершивших преступления».3

В целом дефиниция представляется удачной. Не случайно, хотя и в разных модификациях, она повторяется во многих работах.

Вместе с тем здесь нужны некоторые уточнения. Вряд ли правомерно наделять функциями по осуществлению специального предупреждения всех субъектов, если иметь в виду явную (не латентную!) цель их деятельности. Кроме того, специальное предупреждение преступлений — это не только осуществление мер, но и функционирование определенных социально-правовых институтов, само существование которых оказывает криминологически значимое воздействие на преступность и ее виды.

С учетом этих оговорок, специальное предупреждение преступлений можно представить как функционирование специальных институтов и деятельность специальных государственных и негосударственных органов, а также их представителей в целях выявления и устранения (нейтрализации) детерминантов преступлений, оказания позитивного корректирующего воздействия на лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений. Однако это – лишь часть предупреждения, которую правильнее именовать профилактикой. Кроме нее предупреждение включает в себя меры, направленные на недопущение реализации замысла или приготовления к преступлению (что можно назвать предотвращением), а также на исключение возможности окончания начатого (на стадии покушения), завершения длящегося или продолжаемого преступления, а также продолжения систематической преступной деятельности (т.е. – пресечение преступлений).

Так же, как общесоциальное, специальное предупреждение реализуется на трех уровнях - общем, особенном, единичном. Примером общего уровня может служить действие законодательных актов, направленных на борьбу с преступностью. К ним относится и Уголовный кодекс: какая-то часть людей не совершает преступлений именно потому, что Кодексом предусмотрена за их совершение жесткая ответственность. В УК РФ, кстати, содержатся еще и нормы с так называемой двойной превенцией. Это статьи Особенной части, применение которых исключает возможность совершения других (как правило, более тяжких) преступлений: 117 («Истязание»), 119 («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»), 151 («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий»), 222 («Незаконные приобретение, передача, сбыт… оружия…») и другие.

Уровню особенного отвечает, например, реализация региональной программы борьбы с преступностью на соответствующий период. Мерами того же (особенного) уровня являются и решения региональных органов власти, направленные на предупреждение различных видов преступлений, а также специальные акции правоохранительных органов (например, краевая, областная операция «Подросток») и т. п.

Предупреждение преступлений на единичном уровне — это наиболее распространенная деятельность правоохранительных органов (прежде всего милиции) и их представителей по осуществлению воздействия на конкретное лицо и его окружение в целях недопущения совершения этим лицом уголовно наказуемого деяния.

В столь подробном рассмотрении понятий, видов, уровней предупреждения преступлений заключается не один только теоретический смысл. Прикладное значение этих вопросов состоит в том, что при осуществлении предупредительных мер на практике наблюдаются смещение, дублирование функций различных субъектов, параллелизм в их работе. Эти проявления особенно нежелательны в условиях существующего уровня дезинтеграции в социальной и правовой сферах.

Существенно снижает роль и возможности организации специального предупреждения преступлений бытующее не только среди населения, но в ряде случаев и среди руководителей властных структур мнение о том, будто за весь объем предупредительных функций ответственны лишь правоохранительные органы. Между тем специальное предупреждение производно от предупреждения общесоциального, т. е. эффективно лишь постольку, поскольку эффективны меры в иных сферах жизнедеятельности общества. Разумеется, многое в состоянии правопорядка зависит и от указанных органов. Однако распределение обязанностей по предупреждению преступлений должно основываться на реалиях, а они в свою очередь диктуют необходимость четкого определения функциональных границ, причем учитывать следует как виды, так и уровни предупредительной деятельности.

В литературе справедливо указывается, что предупреждение преступлений «включает в себя профилактику, предотвращение и пресечение».4 Вместе с тем правильным, по нашему мнению, это утверждение является только отчасти. Если вести речь об обоих видах — общесоциальном и специальном, - то предупреждение полностью охватывает лишь профилактику: правомерно говорить, например, об общесоциальной и специальной профилактике преступлений (причем тоже на указанных выше трех уровнях). Что касается предотвращения и пресечения преступлений, то это сугубо специфичные, исключительно целенаправленные разновидности превентивной деятельности и, на наш взгляд, могут рассматриваться лишь в составе специального предупреждения, причем только на одном – единичном уровне. .

Иными словами, можно утверждать, что профилактика, предотвращение и пресечение в целом составляют специальное предупреждение преступлений. Учитывая столь широкий функциональный диапазон этого вида предупреждения, надо сказать, что эффективность предупредительной деятельности полностью зависит от совокупных усилий ее субъектов — государственных и негосударственных. В связи с тем, что решающую роль во всем объеме этой деятельности играет устранение детерминантов преступлений, рассчитывать на возможности одних только правоохранительных органов - нереально. Это не означает, что данные органы совершенно бессильны в данном направлении. В ряде случаев они могут устранять даже причины преступлений. Ликвидация же или нейтрализация некоторых криминогенных условий — еще более посильная для них задача. Но постоянный реальный результат предупредительной деятельности может принести лишь тесное взаимодействие субъектов этой деятельности, при должной активности каждого из них.

В этой связи практическое значение обретают, казалось бы, сугубо теоретические вопросы: чем отличаются понятия «профилактика», «предотвращение», «пресечение», кого следует считать их субъектами?

В литературе встречается мнение, что первые два понятия следует использовать как взаимозаменяемые (чаще речь идет о синонимичности терминов «предупреждение» и «профилактика»). На наш взгляд, это серьезное заблуждение, причем - чреватое негативными последствиями не только в теории, но и на практике.

Во-первых, в науке, особенно когда речь идет о таких важных категориях, как понятия, вряд ли вообще допустимы синонимы. Иначе неизбежно смещение представлений не только о форме, но и о сущности явлений. Во-вторых, для организации конкретной деятельности ее обозначение различными терминами имеет такие недостатки, как невозможность определения точных оценочных критериев, затруднения в возложении тех или иных обязанностей на соответствующие субъекты, а в результате - снижение ответственности за качество их исполнения.

На наш взгляд, главные отличия рассматриваемых видов предупредительной деятельности — в их временной дистанции от преступлений и в степени интенсивности, динамичности. Профилактика реализуется в период, достаточно отдаленный от преступлений (т. е. значительно раньше, чем потребуется «вмешательство» в виде предотвращения и тем более пресечения). Объектами профилактического воздействия могут быть не только конкретные лица, явления и процессы, но и социальные общности, широкий круг детерминантов (объектами двух других видов деятельности – предотвращения и пресечения - обычно являются только определенные лица, события, факты). Меры по профилактике должны быть систематическими, планомерными, непрерывными (в отличие от предотвращения и особенно пресечения, которые реализуются, как правило, в жесткой зависимости от ситуаций, а потому обычно кратковременны и динамичны).

Профилактика преступлений представляет собой совокупность мер по выявлению и устранению детерминантов преступности и ее видов, а также установлению лиц, которые по объективным данным могут совершить преступления, и оказанию на них позитивного корректирующего воздействия. При этом выделяются два вида профилактики — 1)общая (не общесоциальная!) и 2)индивидуальная. Уровневый подход позволяет о первом из них говорить как о деятельности и мерах, реализуемых на уровнях общего и особенного, а во втором — на уровне единичного.

Предотвращение можно рассматривать как меры единичного уровня, осуществляемые в целях недопущения замышляемого или готовящегося преступления. Главным образом это работа правоохранительных органов (их соответствующих служб и подразделений), выражающаяся в склонении лица, замышляющего либо приготавливающего преступление, к добровольному отказу от его полного совершения.

Что касается пресечения преступлений, то этот вид предупредительной деятельности представляет собой совокупность специальных мер, реализуемых также на единичном уровне, и направленных на недопущение: а) завершения начатых (на стадии покушения) преступлений; б) окончания продолжаемых или длящихся преступлений; в) продолжения преступной деятельности (например, преступной группы, организации). В зависимости от ситуации субъектами этой деятельности могут выступать любые службы и подразделения правоохранительных органов и их представители.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]