Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Делеви В.С. - Социально-психологическая реабилитация матерей наркозависимых подростков

.pdf
Скачиваний:
110
Добавлен:
13.08.2013
Размер:
1.27 Mб
Скачать

время рождения, оно является надежным биопсихическим знанием» [53 ]. Глубиннопсихологическая парадигма предполагает, что внутренние

конфликты выходят за пределы собственно психического пространства, переносятся через конверсию - соматизацию на тело, и тело превращается в некое подобие театральной сцены, на котором разыгрывается интрапсихический конфликт. В экзистенциально-гуманистической парадигме тело само по себе вовлечено в жизненное пространство пациента и не является пассивным объектом, воспринимающим конфликты, исходящие из психического пространства. Работая с телом, мы, конечно, имеем дело вовсе не с ним одним. Ослабляя "мышечный панцирь", мы разрушаем напряженную границу, которая может проходить между личностью и, например, другим. Снятие же так называемых мышечных зажимов в свою очередь может быть ослаблением конфликта между различными инстанциями. Исключительно физкультурные, на первый взгляд, экзерсисы призваны на самом деле производить изменения на психическом и личностном уровне.

Возможности превращать телодвижения в терапевтические метафоры безграничны. Взаимосвязь и взаимозависимость сфер сознания, эмоций и тела отмечена большинством наиболее видных современных психологов, в том числе, российских. А.Н Леонтьев отмечал, что сознание включает в себя не только смысловую, но и чувственную составляющие [121 ], В.П Зинченко пишет о действенной ткани[74], В.В.Налимов – о трансличностной и телесной составляющих[115].

Телесно – ориентированная психотерапия уходит корнями в древние духовные и целительские традиции. Современная телесно – ориентированная психотерапия опирается на научную психологическую базу и связана с именами В.Райха, А.Лоуэна, Ф.Александера, И.Рольф, А.Янова, М.Фельденкрайза, Д. Боаделла и др. В настоящее время плодотворно работают отечественные телесно – ориентированные психотерапевты В.Ю.Баскаков, А.П.Ананьев, Е.Э.Газарова, Т.Ю.Колошина, Г. Тимошенко и др..

114

«Тело – образ души (Хеберлин П.). «Тело – манифестация души (Кла-

гес)»[Цит. 115 ].

Первым ученым, обратившим серьезное внимание на невербальные средства коммуникации, был Чарльз Дарвин. В книге "Выражение эмоций у человека и животных" он пишет: "Выразительные движения лица и тела крайне важны для нашего благополучия. Они служат первым средством общения между матерью и ребенком; она одобрительно улыбается или неодобрительно хмурится, направляя его на правильный путь... Выразительные движения придают живость и энергию нашим словам; они часто выявляют наши мысли гораздо в большей степени, чем слова, которые могут солгать. Свободное выражение эмоции вовне усиливает ее, наоборот, подавление внешних признаков эмоции ее смягчает." [ ]

Основоположник современной научно обоснованной телесно – ориентированной психотерапии В.Райх так метафорически описал существо происходящего в процессе терапии:

"Можно выбраться из ловушки. Однако чтобы выбраться из тюрьмы, нужно понять, что ты в тюрьме. Ловушка — это эмоциональная структура человека, его характерная структура. Мало пользы в изобретении систем мысли по поводу природы ловушки; единственное, что нужно, чтобы выбраться — это знать ловушку и найти выход" [182 ].

Райховская теория "Характерной аналитической вегетотерапии" наглядно демонстрирует связь между характером и привычными для человека реакциями на стресс (у Райха - Панцирь характерный), паттернами сдерживания жизненной энергии, позже названной "оргонной", или органом, локализацией мышечных напряжений (у Райха - Блоки, зажимы, Панцирь) и типом невроза. Райх доказал, что мышечный и характерный панцири являются результатом многочисленных фрустраций: впервые они возникают в детстве и связаны с подавляемыми сексуальными ощущениями и страхом наказания. Телесным выражением фрустрации и страха становится сжимание, напряже-

ние.[182 ]

115

А.Лоуэн, вводя понятия телесного и умственного сознания, писал, что у многих людей, особенно у тех, которых характеризуют как интеллектуалов, преобладает умственное сознание. Они считают себя очень сознательными людьми и являются таковыми, но их сознание ограничено и сужено - ограничено их мыслями и представлениями и сужено из-за того, что они видят себя и весь мир только в рамках своих мыслей и образов. Они легко выражают свои мысли, но испытывают сильные затруднения в распознавании или выражении своих чувств. Обычно они не знают, что происходит в их телах, и точно также не знают ничего о людях, которые окружают их. Они говорят о своих чувствах, но не ощущают их и не действуют в соответствии с ними. Они сознают только идею чувств. О таких людях можно сказать, что они не живут полной жизнью, они думают о своем пути по ней. Они живут только умом.

Телесное сознание является полной противоположностью. «Человек с телесным сознанием знает, что и где он чувствует в своем теле. Но он также может вам сказать то, что чувствуете вы, и как он видит это в вашем теле. Он ощущает вас, как тело, и реагирует на вас, как на тело. … Телесное сознание занимает срединное положение между умственным и бессознательным»[131 ].

А. Лоуэн писал, что «человеку необходимо сознавать, что он чувствует. Он должен знать выражение своего лица, то, как он держит себя, как он двигается. Если же сознательного чувствования тела и его позы нет, человек расщепляется на бестелесный дух и разочарованное тело» [130].

По словам А.Веховского, тело это:

объективное тело, которое доступно внешнему наблюдению, медицинскому исследованию и научному изучению;

субъективное тело, которое доступно внутреннему наблюдению, опыту, чувствованию и может быть субъективно описано;

интеробъективное социальное тело, которое является частью какойлибо социальной системы, например, семьи, и в ней принимает на себя раз-

116

ные роли и должно развить соответствующие способности, чтобы функционировать в этих ролях;

— интерсубъективное культуральное тело, которое взаимодействует, коммуницирует, обменивается взглядами, ценностями и системами верований с другими, а также представляет часть культуральных правил и норм.

Четыре основных аспекта тела взаимно влияют друг на друга. Субъективное состояние можно соотнести с измеримыми нейропсихологическими характеристиками, а также с включением индивидуального Я в социальный и культурный контекст. Так как все эти аспекты взаимосвязаны, то психотерапевтические интервенции могут происходить в любой из областей.[45]

Указывая на основное положение телесно – ориентированной психотерапии – единство тела, сознания, эмоций - Мирка Кнастер формулирует 3 основных положения, от которых отталкиваются все методы телесно – ориентированной психотерапии:

1.Все ограничения движений, зажимы, блоки или возникновение дисбаланса происходят из – за мышечного напряжения и привычек.

2.Тело – это не камень, оно пластично и изменяемо, излечимо

иобучаемо, вы всегда можете что – нибудь предпринять.

3.Тело – это площадка для трансформации.[92 ]

Имеются прямые корреляции между стрессом и состоянием тела. «Многие люди как будто постоянно пребывают в ситуации стресса. Состояние мышечного напряжения и поддерживающая его повышенная, активность симпатической нервной системы стали для них хроническими. Нормальные, присущие организму процессы саморегуляции перестали действовать, и требуется помощь или стимуляция извне. Лишь преодолев мышечные зажимы и восстановив свободу движений, можно вернуть этим людям способность рационально и адекватно взаимодействовать с окружающей средой» [92 ]. Это обстоятельство делает метод привлекательным с точки зрения работы со стратегиями совладающего со стрессом поведения.

Один из ведущих отечественных телесно – ориентированных психоте-

117

рапевтов В.Ю.Баскаков пишет:

« Анализ используемых в телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике методов показывает, что основные причины, заставляющие психологов-практиков, психотерапевтов обращаться к данным методам, могут быть сведены в следующие основные группы:

1)телесный опыт как необходимая составляющая человеческого существования, условие его полноты и цельности;

2)физическое здоровье человека как общий энергетический фон и предпосылка успешного решения личностных проблем;

3)тело как своеобразная «материализация» (воплощение) структуры личности и психологических проблем;

4)тело как канал и способ «аргументации» и воздействия на личность;

5)использование тела в целях самопознания, самовоспитания;

6)телесный опыт как средство формирования эзотерического сознания

иэзотерической личности»[221].

Он же так формулирует общее направление действий в области телес- но-ориентированной психотерапии: это — «оказание помощи в установлении максимально полного и доверительного контакта человека с его телом. Контакта, необходимого для того, чтобы мы могли помочь телу избавиться от его проблем, и благодарное нам за это тело могло помочь нам избавиться от наших проблем»[222 ].

Телесно – ориентированная психотерапия включает в себя большое количество направлений.

В соответствии с целями и задачами нашей реабилитационной работы мы в качестве основного инструмента выбрали направление, называемое «танатотерапия», которое синтезирует свойства экзистенциального и телесно

– ориентированного подходов.

Танатотерапия является одной из разновидностей телесно – ориентированной психотерапии. Автором метода является уже упоминавшийся В.Ю.Баскаков.

118

Танатотерапия – это метод психотерапевтического воздействия на весь круг проблем человека и весь спектр телесности. Термин «танатотерапия» происходит от греческого Thanatos (Бог смерти) и «therapia» - лечение, уход, забота ( причём акцент делается на двух последних значениях).

«По свидетельству современников, Вильгельм Штекель (1868-1940) был первым, кто использовал термин «танатос» для обозначения влечения к смерти, который в последующем приобрел более широкое содержание и в настоящее время применяется в психоанализе для обобщенной характеристики любых деструктивных (саморазрушительных) тенденций.

Введя термин «танатос», Штекель с самого начала отмечал огромное психическое напряжение, связанное с темой смерти вообще. Еще в 1910 г. им высказывалось мнение, что в любых проявлениях повышенной тревожности присутствуют проявления инстинкта смерти, возникшего, по его мнению, как результат подавления сексуального инстинкта (в более широком смысле – инстинкта жизни, в психоанализе обозначаемого как Эрос).

Эту же позицию в последующем подтвердит З. Фрейд, а затем – К.Г.

Юнг» [190].

Концепция танатотерапии базируется на представлениях о страхе смерти и умирания как следствии страха перед жизнью. А.Шопенгауэр писал, что «страх смерти – не что иное, как оборотная сторона воли к жизни» Цит. по [ 65].

Этот базовый страх (страх смерти) генерализован, во – первых, потому, что проявляется одновременно на трёх уровнях: телесном, эмоциональном, ментальном, и, во – вторых, потому, что проявляется в виде страхов, связанных с любыми потерями, изменениями, расставаниями, т.е. с любыми процессами и явлениями, содержащими переходы из одного состояния в другое, окончания и начала.

М. Мамардашвили относил акт переживания небытия «к категории вечных актов и требует для перехода в состояние бытия определенного внутреннего усилия - усилия быть. Все, что может помочь субъекту быть, есть

119

только внутри него самого.

Не быть, уйти в небытие - значит отказаться от себя и потерять свое уникальное "Я" [135].

Страх смерти настолько силён, что приводит к истощению всей биопсихической структуры человека; это делает его еще менее адаптированным к трудностям жизни и уводит телесность от предусмотренного природой пути развития. Поэтому в танатотерапии на концептуальном уровне заложено оказание помощи клиенту (пациенту) в налаживании партнерских отношений со своим телом. Однако, это возможно лишь при содействии в установлении контакта с индивидуальными причинами дезадаптации: страхом смерти и его разновидностями (thanatos+therapia). Основным подходом в танатотерапии является body-tuning (определенный характер приемов и стиль их выполнения); именно этот подход способствует налаживанию разбалансированных телесных процессов и установлению контакта с причиной дезадаптации ("настройка" внутренней реальности человека происходит через "достройку" тела). Поскольку "внутреннюю реальность человека" создают общие, биопсихические процессы, то их гармонизация достигается высвобождением целительных биологических реакций, организующих и корригирующих общий энергобаланс человека (это - основа метода). Условия для "настройки" и актуализации биологических реакций создаются: обстановкой работы с пациентом (клиентом) (в положении лежа на утепленном полу); особенностями приемов; очень медленным темпом их выполнения; отношением танатотерапевтов к процессу терапии (помощь, забота); качеством терапевтического прикосновения. Перечисленные факторы психотерапевтического воздействия приводят к максимальному обездвижению и выраженному расслаблению тела (основательное "заземление") и снятию психического напряжения. В результате ослабления установок сознания (управляемого страхом смерти) эмоциональные реакции человека на актуализированные содержания протекают в "мягком" режиме. Только забота, помощь и такое тотальное расслабление создают условия для безопасной (не разрущающей) встречи-контакта с

120

фрустрирующими образами и чувствами, которые они вызывают, т.е. с основным содержанием причин страха cмерти данного индивидуума и соответствующими психосоматическими паттернами. Посколькy в танатотерапии воздействия крайне деликатны и дозированы, а также осуществляются в очень медленном темпе, то происходит не "ломка"старых паттернов, но их незаметное, часто неосознаваемое вначале, изменение (или заметное, но практически безболезненное). Это становится возможным благодаря тому, что в этих условиях организм вспоминает адекватные биологические компоненты поведенческих стратегий и тактик (хранимые генофондом человека), актуализация которых в обычной жизни подавляется страхом смерти и установками человека. В состоянии такого тотального расслабления тело с виду напоминает тело человека, умершего естественной, "правильной" - природосообразной cмертью (на лице появляется выражение спокойствия, само тело становится "объектным", т.е. обездвиженным, выражение расслабленным, очень тяжелым). Так как в танатотерапии работают с болезненными переживаниями в виде психосоматических паттернов не "ломая", а "настраивая" их, то отреагирование здесь исключается: это обеспечивает клиенту (пациенту) более полное представление о взаимосвязи и взаимообусловленности событий и пеpеживаний в его жизни...[19 ]

Технологически танатотерапия представляет собой комплекс процедур (воздействий) на фоне тотального расслабления тела. В таком состоянии тело напоминает тело человека, умершего естественной смертью; тело становится «объектным», т.е. расслабленным, тяжёлым, обездвиженным, не способным к самостоятельному действию; на лице – выражение спокойствия (для сравнения – «поза трупа» в Хатха - йоге).

Важно отметить, что танатотерапевтический процесс является не имитацией, но моделированием процесса «правильного умирания» (П.Флоренский).

В танатотерапии воздействия крайне деликатны и дозированы, осуществляются в очень медленном темпе, в «гомеопатическом» режиме, по-

121

этому происходит не «ломка» старых паттернов, но их постепенное, часто вначале неосознаваемое, изменение. В отличие от многих других методов телесно – ориентированной психотерапии (например, по А.Лоуэну), а также ряда других методов, в т.ч. трансперсональных, здесь не происходит бурного отреагирования; процесс скорее напоминает «настройку».

Такой подход способствует трансформации личности, которая происходит в результате умирания и смерти прежнего качества и появления нового.

Вконтексте работы с зависимостями и созависимостью процесс такой трансформации можно представить как растождествление пациента с зависимой личностью и отождествление с новой, здоровой личностью. Такая трансформация перекликается с законом контрастов, о котором говорил Платон, повторяя слова Сократа. П.С.Гуревич приводит рассуждение Платона о законе контрастов: «Сильное в этом мире…является из слабейшего. Быстрейшее порождается самым медленным. Не должна ли поэтому жизнь возникнуть из мёртвых…» [65 ]

Одним из важнейших и принципиальных критериев позитивной трансформации – выздоровления – является появление у созависимых желания и способности брать на себя ответственность за свою жизнь и поступки. Большое внимание теме личной ответственности человека уделял В.Франкл. Для него ответственность представляла, как пишет П.С.Гуревич, «саму сущность человеческого существования. С этих же позиций Франкл развивает свои мысли о смысле смерти. При попытке дать ответ на вопрос о смысле жизни – этого самого человеческого из всех возможных вопросов – человек должен обратиться к себе как к тому, с кого жизнь спрашивает, кто должен отвечать за свою жизнь. Он придёт к непреложному факту: человеческое бытие – это ответственное бытие.»[ 65]

Впрактическом применении танатотерапии в терапии зависимостей оптимальным является её использование в комплексе с рядом других психотерапевтических методов, причём этот комплекс определяется конкретной

122

ситуацией: состоянием пациента, или группы, квалификацией и методической «вооружённостью» терапевта или терапевтической команды и т.п.

Внашей реабилитационной программе мы, наряду с танатотерапией, в качестве вспомогательных использовали ряд других техник телесно – ориентированной психотерапии, экзистенциальной терапии, трансперсо-нальной психотерапии, процессуальной терапии, арт – терапии.

Мы ранее отметили, что зависимость от ПАВ является «семейным» заболеванием, т.е. на психоэмоциональном, личностном, духовном уровне болезнь втягивает в свою «орбиту» в той или иной степени, всех членов семьи,

впервую очередь, самых близких. Как зависимость, так и созависимость представляет собой длительное, хроническое страдание[6]. В Главе 1 приведён целый ряд определений, подчёркивающих те или иные стороны созависимости, в том числе, сформулированное нами определение созависимости в парадигме стресса и копинга.

Практика показывает, что наибольший терапевтический эффект достигается тогда, когда реабилитационная работа ведётся одновременно как с зависимым, так и с его близкими – созависимыми.

Терапевтические и реабилитационные программы для зависимых и созависимых, будучи принципиально сходными, имеют своё методологическое, тактическое, технологическое своеобразие.

Это, в частности, касается и танатотерапии.

Вреабилитации созависимых часто приходится сталкиваться с очень серьёзными обстоятельствами морального, этического, эмоционального свойства. Дело в том, что танатотерапия созависимых также направлена на трансформацию – умирание созависимой (т.е. своеобразно зависимой) личности и рождение новой, здоровой.

Но здесь необходимо иметь в виду следующее. Для родителей наркоманов их собственное избавление от созависимости, в их картине мира и в их интерпретации своего состояния, обусловлено выздоровлением их ребёнка. Они убеждены, что выздоровление их ребёнка, страдающего зависимостью,

123

Соседние файлы в предмете Наркология