Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Konsul_shpor.docx
Скачиваний:
34
Добавлен:
20.03.2015
Размер:
141.93 Кб
Скачать

11. Стадии развития переноса Терапевтические возможности трансферентных отношений.

Уже стало общеизвестным местом то, что клиент испытывает по отношению к психотерапевту целый конгломерат чувств, которые могут носить как положительный, так и отрицательный характер.

Особенность этих чувств состоит в том, что они «ложны»

Стадии развития

Интрасубъективная стадия

Эта стадия начала взаимоотношений между психотерапевтом и клиентом. Отношения как таковые только начинаются. Их ещѐ нет. Клиент только раскрывает перед терапевтом первые страницы своего мира, терапевт только знакомится с «особенностями клиентского письма».

При этом перенос как таковой выражен очень слабо или его нет вообще. Он представлен в недифференцированных реакциях на терапевта, таких как симпатия-антипатия, доверие-недоверие, комфортно-дискомфортно

Именно на этой стадии клиент начинает посвящать терапевта в особенности своей жизни и постепенно… приклеивает к психотерапевту эмоциональные ярлыки.Происходит это за счет того, что клиент, вспоминая свои забытые либо вытесненные чувства, вводит их в пространство терапевтического сеанса.Короче, эмоции клиента начинают ассоциироваться с личностью терапевта. А так как это эмоции нерядовые (вытесненные, запретные, двусмысленные), то и к терапевту клиент начинает относиться «по-особенному».

На этой стадии от терапевта требуется, как правило, только понимание и принятие. Всѐ остальное клиент делает сам.

Интерсубъективная стадия

Вторая стадия начинается тогда, когда клиент уже дал достаточно материала, а также когда у него актуализировались и были представлены на сеансе некоторые детские воспоминания и переживания.

Теперь венцом отношений становится сопротивление возникновению переноса.

Клиент, почувствовав «угрозу» вспоминания своих ранних, детских переживаний, стремится «не допустить» их повторения. Он активно препятствует

развитию собственной переносной реакции. Вытесняет и подавляет ее.

В реальности всѐ это выглядит, как отказ клиента от дальнейшего прохождения терапии или же стремление поскорее ее закончить.Связаны подобные сопротивления возникновению переноса с

бессознательными страхами. Они состоят в нежелании повторения ярких и сильных, но запретных переживаний из детского опыта.

Клиент начинает воспринимать процесс своей психотерапии как опасный и ненужный, который необходимо поскорее завершить.

При этом клиент не желает рассказывать терапевту значимые события своей жизни, стремиться поскорее окончить сеанс, прекратить терапию и избавиться от психотерапевта вообще.

Данный вид сопротивления называют еще сопротивлением вовлечению в перенос.

В последнем случае делается акцент именно на бессознательном нежелании

клиента вспоминать и осознавать прошлый вытесненный опыт.

Понятно, что основные терапевтические усилия на этой стадии производятся в направлении смягчения клиентской тревоги и проявляющихся страхов.

Когда клиент проходит вторую стадиюразвития переноса и при этом продолжает давать материал, то по мере погружения в свои детские воспоминания у него возникает третья стадия –

Актуализация переноса.

Интересно, что на третьей стадии первоначальное сопротивление вовлечению в перенос переходит

в сопротивление осознанию переноса.

Клиент «не рассказывает», а «показывает», как те или иные межличностные отношения у него были представлены в детском опыте. Причем показывает на самом терапевте, включая его в пространство своих взаимоотношений.

Именно на этой стадии клиент начинает испытывать сильные чувства по отношению к психотерапевту, но… не осознаѐт связи этих чувств с объектами из прошлого опыта.

На этом этапе одним из основных терапевтических факторов становится символическое конституирование клиента, когда последний, артикулируя и проговаривая свои желания, дает им разрядку, тем самым, снимая психическое напряжение.

Транссубъективная стадия

По мере терапевтической работы и по мере осознания своих трансферентных реакций клиент переходит на ту стадию развития переноса, когда ему комфортно в своем переносе.

Это апогей развития переноса, когда последний начинает носить неврозоподобный характер (невроз

переноса).

На данном этапе клиент уже осознает свой перенос, понимает «истинную» природу своих чувств, но … ему хорошо в переносе, когда терапевт для него вроде как новая родительская фигура: и позаботится, и поддержит и «обласкает».Эта стадия, когда терапевт говорит с клиентом на «одном языке». Они оба к этому времени уже достаточно выучивают и «знают» друг друга. Пространство общности смыслов установлено и влияет на всѐ, что происходит на сеансе.

Также эта стадия наиболее благоприятна

для развития Я-объектной связи с клиентом.При этом терапевт делает акцент в своей работе на разносе тех ярлыков, которые в беспорядке были на него навешены клиентом на более ранних стадиях развития переноса: отделяет зерна от плевел. Или, как ещѐ говорят, он помогаетклиенту более адекватно коттектировать либидо к его значимым объектам.

Клиента и на этой стадии не оставляет сопротивление. Теперь оно направлено удержание переноса (сопротивление разрешению переноса).

Как это ни странно, клиент не хочет выходить из своего трансферентного состояния, ему комфортно в нем.

Кстати, сама психотерапия в рамках этой стадии может длиться «сколь угодно» долго. Клиент оказывается втянутым в тот процесс, из которого в начале хотел «убежать».

И уже терапевт вынужден проводить отдельную работу по выводу клиента из, уже ставшей похожей на хобби, психотерапии.

Итогом этой стадии выступает также интериоризация клиентом образа психотерапевта, когда этот образ становится фигурой внутреннего

аналитика.Наконец, последняя, пятая стадия развития

переноса характеризуется его угасанием в силу проработанности, снижением эмоциональной значимости в силу эмоциональной отреагированности и осознанностью. Кроме того, на этой стадии клиент научается справляться с амбивалентностью своих чувств, а весь полученный от проработки трансферентных отношений опыт может применить в жизни.

БИЛЕТ 12. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС,

ПРОРАБОТКА, ТОЛКОВАНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ,

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ (РАБОЧИЙ) АЛЬЯНС – взаимоотношения между

пациентом и аналитиком, дающие возможность осуществлять плодотворную

работу в процессе аналитической терапии.

Успех аналитической терапии возможен только в том случае, если между аналитиком и пациентом будет установлено плодотворное сотрудничество. Для установления этого сотрудничества между ними заключается своего рода пакт, соглашение, когда аналитик объясняет пациенту необходимость свободного ассоциирования и предельной откровенности в целях излечения, а последний выражает готовность следовать правилам психоанализа. Но, как замечал З. Фрейд, подобное сотрудничество не всегда удается, поскольку «Я, с которым мы можем заключить такой пакт, должно быть нормальным». Аналитик же имеет дело с невротиком, Я которого относительно ненормально и непригодно для выполнения обязательств, необходимых

для осуществления аналитической работы. Поэтому установление терапевтического альянса требует времени, терпения и профессиональных усилий со стороны аналитика, прежде чем между ним и пациентом сложатся доверительные отношения, способствующие аналитической терапии.

В конечном счете задача аналитика состоит в том, чтобы старые и новые, возникшие в процессе аналитической работы, невротические страдания пациента превратить в стимул для дальнейшей совместной деятельности, направленной на укрепление Я невротика. Решение этой задачи возможно в том случае, если аналитику удается создать атмосферу, в которой будут иметь место отношения не уступчивости, послушания и покорности

или строгости, холодности и авторитаризма, а взаимного доверия, сочувствующего понимания и сопричастности к осуществляемой аналитической работе.

ПСИХИЧЕСКАЯ ПРОРАБОТКА

П. п. (working through) — процесс, посредством которого анализ включает в себя истолкование и преодолевает порождаемые им сопротивления. В данном случае речь идет о такой психической работе, посредством которой субъект принимает некоторые вытесненные содержания и высвобождается от власти механизмов повторения.

Для Фрейда «проработка» — термин, подразумевающий работу (как аналитика, так и пациента) по преодолению сопротивлений к изменению, связанных прежде всего с тенденцией инстинктивных \стремлений цепляться за привычные для них модели разрядки.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Среди психоаналитиков до сих пор идут дискуссии, связанные с рассмотрением места интерпретации в аналитической технике, ее значения и «глубины» на разных этапах лечения пациентов, последовательности или иерархии различных интерпретаций (преждевременные и своевременные),

удовлетворения и фрустрации пациента при интерпретации, соотношений между интерпретациями и тем, что З. Фрейд назвал конструкциями (реконструкциями), динамического эффекта и терапевтических результатов аналитических интерпретаций.

Принято различать следующие виды интерпретаций:

генетические интерпретации, соотносящие переживания,

механизмы защиты и поведенческие реакции пациента в настоящем с их

историческими аналогами, имевшими место в его раннем детстве или в истории развития человечества;

конструкции (реконструкции), создаваемые аналитиком на основе свободных ассоциаций, воспоминаний, сновидений пациента и сообщаемые ему с целью соответствующего воздействия на анализируемого, то есть возвращения к жизни части пропавшей истории его развития;

динамические интерпретации, предназначенные для раскрытия глубинных конфликтов, возникающих и разыгрывающихся в психике пациента;

мутативные интерпретации, направленные

на выявление внутрипсихических преобразований, возникающих в процессах межличностного общения, в том числе и в рамках аналитических отношений между аналитиком и пациентом;

интерпретации переноса, связанные с разъяснением пациенту его неадекватного отношения к аналитику, основанного на амбивалентном проявлении бессознательных мыслей, чувств и влечений, являющихся аналогом их инфантильного выражения к отцу, матери и другим значимым для него в детстве людям.

ТОЛКОВАНИЕ (ИСТОЛКОВАНИЕ) –выявление и раскрытие смысла

психического материала, включающего в себя ошибочные действия, сновидения, симптомы невротических заболеваний. В классическом психоанализе толкование связано с пониманием бессознательных процессов, разъяснением их смысла и значения.

Истолковать, замечал З. Фрейд, – значит найти скрытый смысл. В рамках

психоанализа были разработаны процедура и техника толкования, предназначенные для обнаружения скрытого смысла ошибочных действий (оговорок, описок, очиток, ослышек, забывания, запрятывания, затеривания предметов), сновидений и симптомов невротических заболеваний.

Толкование ошибочных действий сводится к раскрытию их действительного

смысла. Обычно ошибочные действия истолковываются исходя из общих

соображений: проводятся аналогии, учитывается психическая ситуация, в которой совершается ошибочное действие; используются знания характера человека, совершившего его; высказываются предположения о толковании; исследуется психическая ситуация, в которой произошло ошибочное действие. В конечном счете благодаря психоаналитическому толкованию

выявляются намерения и тенденции соответствующих психических процессов.

КОНСТРУКЦИЯ

Выявление и определение наиболее важных и значимых переживаний периода раннего детства, в настоящее время 'забытых' (вытесненных) пациентом.

Обо термина отражают попытки раскрытия и выявления взаимосвязей ранних переживаний с целью более глубокого понимания генетических факторов динамических сил, имеющих непосредственное отношение к

формированию характера и/или психопатологических проявлений.

Реконструкция основывается на следовых воспоминаниях о наиболее важных для индивида, но в данное время забытых событиях, лишь частично проявляющихся в структуре и содержании свободных ассоциаций, сновидений, отдельных поступков или при переносе.

Работу по реконструкции можно сравнить с усилиями археолога, пытающегося но основе отдельных фрагментов восстановить картину исчезнувшей цивилизации. При этом, однако, нельзя упускать из виду, что формулировки психоаналитика представляют собой сложные гипотетические построения, лишь отчасти (но не полностью) восстанавливающие прежние события из жизни анализируемого. Теоретически полное восстановление не представляется возможным, поэтому формулировки аналитика являются скорее конструкциями (термин Фрейда), нежели реконструкциями.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]