Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1 курс / Психология / Зеленая_книга_любви_История,_психология,_экология_интимности_Копытин

.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
2.49 Mб
Скачать

Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод,

Итихо край земли светлеет, И, вестник утра, ветер веет,

Ивсходит постепенно день.

(Пушкин, 2019, электронный ресурс)

Определенное сходство с Онегиным обнаруживает и лирический герой стихотворения Евгения Евтушенко «Ты большая в любви».

Ты большая в любви. Ты смелая.

Я– робею на каждом шагу.

Яплохого тебе не сделаю, а хорошее вряд ли смогу. Все мне кажется, будто бы по лесу

без тропинки ведешь меня ты. Мы в дремучих цветах до пояса. Не пойму я — что за цветы.

Не годятся все прежние навыки.

Яне знаю,

что делать и как. Ты устала.

Ты просишься на руки. Ты уже у меня на руках. «Видишь, небо какое синее? Слышишь,

птицы какие в лесу? Ну так что же ты? Ну?

Неси меня!

А куда я тебя понесу?..

(Евтушенко, 2019, электронный ресурс)

3.10.Природа как фактор самораскрытия партнеров, свидетель и зеркало интимных отношений

Примером важной роли природы как фактора самораскрытия партнеров в их общении друг с другом может служить фильм «Давид и Вирсавия» (1951) режиссера Генри Кинга. В сцене отдыха Давида и Вирасвии на лоне природы, возле горы Гильбоа, к северу от реки Иордан. Давид со спутницей располагаются на покрывале посреди поля, окруженные цветущими оливковыми деревьями. В определенный момент в поле их зрения попадает стадо пасущихся овец. Вирсавия обеспокоена, что ее интимная близость с Давидом будет замечена пастухом, на что Давид отвечает, что дети пастухов рано взрослеют. Далее он рассказывает,

что он убил первого в своей жизни волка в 12 лет, а человека – в 13 лет.

Вирсавия просит его рассказать о себе, и Давид рассказывает о своей жизни пастуха, о том, как он спал под открытым небом, о том, как научился обращаться со своим оружием – пращой, и как это искусство помогло ему одолеть Голиафа.

Через некоторое время навстречу Давиду и Вирсавии выходит ягненок. В поисках его матери пара обнаруживает ее застрявшей в зарослях ежевики. Давид помогает вытаскивающему овцу старику освободить ее, и разговор разворачивается в сторону войны израильтян с филистимлянами. Старик указывает Давиду на расположенную рядом гору, на которой произошло последнее сражение и где погибли Саул и его сыновья.

Позже мы видим Давида поднявшимся вместе с Вирсавией на гору Гильбоа и глубоко переживающим гибель соплеменников. Таким образом, совместное пребывание на лоне природы помогает влюбленным не только ощутить физическую и эмоциональную близость, но и способствует познанию личности друг друга, прежде всего, личности Давида. Из сферы романтических отношений партнеры переходят к истории и судье народа. Благодаря ландшафту земли Израиля интимность оказывается соединенной с делами государственными.

Природная среда может становиться своеобразным «зеркалом» разных сторон опыта интимности – ощущений, чувств, состояний, мыслей, фантазий партнеров и динамики их общения. Она дает им возможность увидеть в природе себя и свои отношения, найти в ней для себя что-то созвучное, выражающее наиболее сокровенные, тонкие и обычно невидимые и трудно выразимые проявления своей натуры и того, что рождается в моменты совместного общения.

В процессе такого «отзеркаливания» личностей и отношений влюбленных, происходящего благодаря их включению в мир природы, природа и ее существа и объекты нередко становятся для них субъектами.

Партнеры идентифицируются с ними, обретают в них свое инобытие. И природа, прибывая рядом, соединяется с ними и сочувствует им, идет им навстречу, раскрывая себя в них. Иногда при этом она являет себя в виде своего «гения места» как мудрого и эмпатизирующего свидетеля отношений.

Тем самым, природа помогает партнерам сформировать в себе способность видеть, принимать и отражать свой опыт интимности, становится их внутренним референтом и рассказчиком, помогающим запечатлеть и передать опыт своих отношений. Эта функция природы также позволяет партнеру облегчить бремя сильных и стойких переживаний, как положительных, так и отрицательных, особенно, когда они оказываются по какой-то причине разделенными.

Нередко в текстах, описывающих опыт любви, человек передает свое восприятие природной среды как своего живого свидетеля. Это, например, хорошо показано в одном из сонетов Петрарки. Он признается, что о его чувствах «знают горы и долины, леса и воды».

Задумчивый, медлительный, шагаю Пустынными полями одиноко; В песок внимательно вперяя око,

След человека встретить избегаю.

Другой защиты от людей не знаю: Их любопытство праздное жестоко, Я ж, холоден к житейскому до срока, Всем выдаю, как изнутри пылаю.

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по психологии отношений сайта https://meduniver.com/

Иныне знают горы и долины, Леса и воды, как сгорает странно

Вся жизнь моя, что недоступна взорам.

Ипусть пути все дики, все пустынны, Не скрыться мне: Амур здесь постоянно,

Инет исхода нашим разговорам.

(Петрарка, 2009, с. 48)

Ярким примером выполнения природным объектом функции свидетеля, который наподобие зеркала возвращает человеку его прошлый опыт, может служить стихотворение А. Пушкина «Цветок»:

Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя:

Где цвел? Когда? Какой весною?

Идолго ль цвел? И сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою?

Иположен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

Ижив ли тот, и та жива ли?

Инынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок?

(Пушкин, 2020, электронный ресурс)

Стихотворение «Цветок» было написано Пушкиным в 1828 г. Он уже вернулся из ссылки в Петербург. Но долгожданное освобождение не принесло поэту большой радости. В этот период в его творчестве появляются мотивы разочарования. Столичное общество было настроено против опального поэта. Пушкин постоянно чувствовал на себе пристальное внимание властей. В стихотворении «Цветок» отразились печальные размышления поэта о быстротечности человеческой жизни.

В первую очередь цветок символизирует жизненный путь самого поэта. Его беззаботную молодость можно сравнить с периодом цветения. Пушкин был преисполнен радужных мечтаний и надежд. Подобно цветку, он и не подозревал о грозящей ему

опасности. Заключение в ссылку было страшным ударом. Поэт понял, что все его идеальные представления о свободе творчества ничего не стоят перед лицом власти.

Встреча с засохшим цветком приводит поэта также к любовной теме. Он предполагает, что цветок был сорван и подарен в знак памяти. Когда-то простое растение было безмолвным свидетелем страстей. Возможно, влюбленных уже давно нет в живых или «они увяли, как сей неведомый цветок». Поэт, по-видимому, идентифицируется с цветком и героем, его в свое время сорвавшим.

Цветы как природный объект нередко становятся средством выражения чувств, связанных с любовью. Они также отражают отношения, являясь яркой метафорой того прекрасного, живого единства, которое переживается во взаимодействии влюбленных. Созерцание и вдыхание аромата цветов не только порождает яркие сенсорные и эмоциональные реакции, пробуждает чувство прекрасного и сексуально-эротическое начало, но и подчеркивает ценность, уникальность и красоту цветка как подобия любимого человека или союза двоих.

Можно говорить о широком спектре смысловых нагрузок и эффектов, связанных с образами цветов в искусстве, а также с использованием живых цветов в интимных отношениях. Цветы могут выражать индивидуальную природную и духовную сущность партнеров, представленных как отдельно друг от друга, так и совместно.

Цветы, собранные в букет, передают акт соединения, сплетения, слияния, союз, формирование гармоничного единства из множества. Будучи помещенными в вазу, цветы обретают свое символическое пристанище, дом, источник поддержки. К сожалению, срезанные и представленные в виде букета цветы недолговечны. Это, с одной стороны, может подчеркивать эфемерность, временность отношений и, с другой стороны, воспевать ценность жизни, имеющей свои природные сроки существования, что обостряет потребность в любви и соединении в перспективе увядания и смерти.

Иное значение несут в себе цветы, сохраняющие связь с землей, растущие в условиях дикой природы или в цветниках, под присмотром человека и окруженные его заботой и любовью. Цветы, растущие в естественной для них среде обитания, «на своей земле», являются емким символом связи влюбленных с определенным местом, «биоценозом» природы и культуры. Цветы могут выражать сущность не только личности или любовного союза, но и культуры, к которой принадлежат партнеры, их природную и культурную идентичность.

Изображение цветов как средство выражения опыта романтической любви является одним из ключевых образов в творчестве Марка Шагала. На картине «Букет цветов» ваза с цветами расположена на крыше дома. Они словно выходят за пределы обыденной домашней среды, среды одноэтажного предместья, и перемещаются в более открытое пространство природного ландшафта и Космоса, залиты лунным светом и сами при этом начинают излучать серебристое сияние.

Различные оттенки цветов – белый, пурпурный, розовый, фиолетовый – контрастируют с глубоким синим и голубым оттенками неба, передают единство страстного, чувственного, эротического и возвышенного, трансцендентного в их единстве друг с другом. Вглядываясь глубже в детали картины, на полумесяце можно разглядеть летящую в небе пару, держащуюся за руки. Их руки соединились на вершине лунного серпа.

Картина отражает не только реальное, но и метафизическое в интимных отношениях, великолепно сочетает в себе традиционный абстрактный стиль Шагала и кропотливо прорисованные цветы.

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по психологии отношений сайта https://meduniver.com/

Рис. 15. Марк Шагал. «Букет цветов» (1972)

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по психологии отношений сайта https://meduniver.com/

3.11.Природа как целитель, помощник, собеседник, учитель, «проводник» в интимных отношениях

Природа может выступать не только свидетелем интимных отношений, но и более активно в них включаться, реагируя на них, становясь целителем, учителем, помощником, «проводником» влюбленных, помогая им обрести друг друга, восстановить связь, разрешить сложные ситуации.

Природу как целительницу душевных ран, связанных с любовью, изображает Поль Верлен.

В тиши

Там, где сумрак, словно дым, Под навесом из ветвей, Мы молчаньем упоим Глубину любви своей.

Наши души и сердца, И волненье наших снов Мы наполним до конца Миром сосен и кустов.

Ты смежишь глаза в тени, Руки сложишь на груди. Все забудь, все отгони, Что манило впереди.

Пусть нас нежно убедит Легкий ветер, что порой, Пролетая, шелестит Порыжелою травой.

И когда с дубов немых Вечер, строго, ниспадет, Голос всех скорбей земных

– Соловей нам запоет.

(Верлен, 2019, электронный ресурс[7])

Функция природы как помощника и проводника в интимных отношениях может быть показана при примере фильма Владимира Меньшова «Любовь и голуби» (1985). Голубям в фильме принадлежит очень важная роль как символу интимности, искренности, эмоциональности, жизни, высоты и красоты отношений и того мира, в котором они

раскрываются, связи романтической пары (Васи и Нади) друг с другом и природой. Вернувшись после измены и долгого отсутствия в родное село, Вася коротает дни,

живя у реки, потому что обиженная Надя (супруга) не пускает его в дом. Тем не менее она через некоторое время приходит к нему «на свидание» на берег реки. В этом месте барьеры для восстановления отношений, связанные с семейной средой, социальными оценками, отступают, а живые чувства и подлинный интерес героев друг к другу начинают проявляться с новой силой.

Рис. 16. Кадр из фильма Владимира Меньшова «Любовь и голуби» (1985); в роли Васи

– Александр Михайлов, Нади – Нина Дорошина

Режиссер В. Меньшов отводит риродной среде важную роль. Натуру для фильма «Любовь и голуби» Меньшов и съемочная группа поначалу искали в Иркутской области, на берегу Байкала. Но тамошние места не произвели впечатления. И тогда Меньшов вспомнил о Карелии, где он когда-то работал режиссером-стажером в Великой Губе. Съемки фильма, в конце концов, велись в Карелии на окраине города Медвежьегорска, в доме на берегу реки

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по психологии отношений сайта https://meduniver.com/

Кумса.

Вспоминая о выборе места для съемки, Меньшов рассказывает: «Мне хотелось холмов каких-то, пригорков – красивее можно организовать сценически. И в Медвежьегорск мы поехали просто потому, что в названии „горск” – может, там гора какая-нибудь есть? Ничего приличного с ходу не нашли. И вдруг, проезжая по улице, которая шла вниз, к реке… Мы спустились и увидели этот дворик. Уже потом договорились с хозяевами, замостили все деревом, как в Сибири. И речушка эта внизу. Позже, в Москве, когда стали отсматривать материал, меня спрашивали: „Где вы нашли такую шикарную натуру?!”»

Целебные эффекты, связанные с взаимодействием с природой, известны с незапамятных времен и даже составляют основу различных форм лечения. В настоящее время целебный потенциал контакта с природой используется в рамках такого нового направления лечения, как «экотерапия» (Копытин, 2018; Buzzell, Chalquist, 2009; Clinebell, 1996). Формы взаимодействия с природой, используемые в экотерапии, различны и включают: взаимодействие с животными, посадку растений и создание садов (анималотерапия и гарденотерапия), практики, основанные на медитации, ведении рефлексивных дневников, занятия изобразительным искусством, музыкой, танцами на природе и другие. Прогулки на природе также могут рассматриваться как одна из форм реализации целебного потенциала контакта с природой. Партнеры могут спонтанно прибегать к этим формам целебного взаимодействия с природной средой либо использовать этот потенциал более осознанно.

Весьма характерным является обращение партнеров к природе в моменты переживания кризиса, исчерпания возможностей рационального решения проблем, связанных с отношениями. Природа становится собеседником партнеров, и даже если она не говорит в ответ, они видят и чувствуют ее реакцию.

Обращение к природе позволяет увидеть истину отношений или найти решение трудной ситуации. Она внимает и определенным образом реагирует на обращение, открывает в романтических героях поэтико-визионерский канал постижения реальности отношений. Этим романтические герои оказываются похожими на влюбленных, представленных в сказах и мифах. Им нередко помогают силы природы.

Текст песни Михаил Таривердиева «Я спросил у Ясеня.» (автор текста – Владимир Киршон) содержит прямое обращение лирического героя к разным природным объектам. И хотя они не говорят ничего, но реагируют на его обращение, фактически «отзеркаливая» его личную ситуацию «возвращая» ему его состояние. Человеческую же правду, факт совершившегося брака возлюбленной с другим лирическому герою открывает его друг, ставший ее мужем.

Яспросил у ясеня, где моя любимая, Ясень не ответил мне, качая головой.

Яспросил у тополя: «Где моя любимая?». Тополь забросал меня осеннею листвой.

Яспросил у осени: «Где моя любимая?». Осень мне ответила проливным дождем. У дождя я спрашивал, где моя любимая, Долго дождик слезы лил под моим окном.

Я спросил у месяца: «Где моя любимая?».

Месяц скрылся в облаке – не ответил мне. Я спросил у облака: «Где моя любимая?». Облако растаяло в небесной синеве.

Друг ты мой единственный, где моя любимая? Ты скажи, где скрылася, знаешь, где она?

Друг ответил преданный, друг ответил искренний, Была тебе любимая, была тебе любимая, Была тебе любимая, а стала мне жена.

Яспросил у ясеня.

Яспросил у тополя.

Яспросил у осени.

(Киршон, 2019, электронный ресурс)

Природа как помощник, защитник партнеров в их противостоянии с жестоким миром человеческих отношений, основанных на насилии, изображена в романе «Дафнис и Хлоя».

«Хлоя же, взявши свирель и ее к губам приложивши, стала играть так громко, как только могла; и вот звуки свирели слышат быки и знакомый напев узнают, и все вместе, с мычаньем, в едином порыве бросаются в море. Сильно накренился корабль от такого толчка в одну сторону, расступилась глубь морская под тяжестью спрыгнувших в воду быков, перевернулся корабль и погиб в сомкнувшемся пучине. Все, кто был на том корабле, бросились в воду, но надежда спастись не у всех была одинакова. Ведь разбойники были мечом опоясаны, в чешуйчатые полупанцири затянуты, а голени до половины наколенниками стиснуты.

Дафнис же был босой – ведь стадо он пас на лугу, и полунагой – ведь время еще было жаркое. Недолго пришлось им поплавать, скоро на дно увлекла их тяжесть оружия; а Дафнис свою одежду скинул легко, но трудно было ему вначале плыть, так как раньше плавал он только в реках; но потом нужда научила его, что ему делать. Кинувшись вперед, оказался он между быками и, схватив обеими руками двух быков за рога, без труда и забот он поехал, как будто погоняя упряжку» (Лонг, 2009, с. 57).

Вера в то, что природа может помогать в решении проблем, с которыми сталкивается человек на разных этапах жизни, иногда отражает идеализацию природы, склонность к магии, свойственной незрелой личности, в том числе переживающей глубокий конфликт в отношениях с реальностью.

Данный конфликт в какой-то мере отражен в произведении Лонга. С одной стороны, Дафнис и Хлоя могут восприниматься как не готовые включаться в мир взрослых отношений. С другой стороны, их конфликт с миром, основанным на прагматике и насилии, вполне закономерен. Он может сигнализировать о том, что те отношения с миром, на которые ориентированы партнеры, – это отношения более конструктивные и учитывающие интересы и законы природы, эстетику и этику любви, чем те отношения, которые отличают мир взрослых отношений.

В произведении Лонга ярко отразилось это противоречие, которое усилилось в процессе исторического развития общества с его возрастающим отчуждением от интересов и законов природы. В обществе, основанном на «обладании» объектами, природа и любовь оказываются в подчиненном положении. В обществе, основанном на живой эротизированной

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по психологии отношений сайта https://meduniver.com/