Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1 курс / Психология / MedUniver_com_Психологическая_подготовка_ребёнка_на_приёме_у_детского

.pdf
Скачиваний:
17
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
2.18 Mб
Скачать

41

узнавали в них самих себя или знакомую ситуацию, связанную с их собственным опытом. Рассматривая изображение сверстника, дети разговаривали с ним, как с живым ребёнком, выражали ему сочувствие, помещали его в какую-либо знакомую житейскую ситуацию. «Только изображение сверстника вызывало узнавание самого себя» (Смирнова Е.О., 2008). Восприятие изображений сверстника позволяло детям посмотреть на себя как бы со стороны и таким образом не только узнать, но и «познать» самих себя.

Большинство барьеров, которые препятствуют изменениям негативных моделей поведения, связаны с функционированием сознательного разума. Неадекватное использование полученного опыта научения, так же как и всех иных скрытых потенциальных возможностей, связано в первую очередь с иррациональными, обусловленными и ограниченными представлениями сознательного разума. В таких случаях психотерапевтическое воздействие требует изменения ошибочных или непродуктивных паттернов мышления, восприятия и реагирования. Однако как уже отмечалось ранее, сознательный ум защищает себя от таких изменений, предохраняя себя от любых внешних и внутренних воздействий, изменяющих характер его организации.

К счастью, гипнотические техники предлагают способ обойти эти барьеры сознательного разума. В гипнотическом состоянии внимание легче фокусируется на необходимых проблемах и опыте пациента, поскольку в это время сознательные защиты ослабевают, а контакт с внешней средой уменьшается (Рональд А. Хейвенс, 1999).

По определению выдающегося русского психиатра, невропатолога, физиолога, психолога В.М. Бехтерева (1897), внушение – это обращение, вызывающее непроизвольные и часто неосознаваемые реакции. Внушения – это обращение к бессознательному, при этом предложение должно быть построены таким образом, чтобы оно миновало сознание и правильно усвоилось бессознательным (Бакиров А., 2011).

Рекомендовано к изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

42

Использование «техники замешательства»

Американский психотерапевт Милтон Эриксон (1981) не раз отмечал: ничто не фиксирует внимание настолько эффективно, как замешательство. «Иногда для того, чтобы вызвать замешательство, я рассказываю пациентам всякие неуместные истории и делаю неадекватные замечания»(Erickson & Rossi, 1981). Возможно, замешательство играет такую роль по причине того, что люди очень сильно зависят от способности расшифровывать значение и смысл событий, позволяющих принять решение относительно наиболее адекватной реакции. В состоянии замешательства человек ошеломлен, и его сознание обращается вовнутрь в поисках понимания происходящего или хотя бы убежища. Замешательство используется для того, чтобы освободить человека от жёсткой привязки к сознательным процессам. Или, проще говоря, «выбить» его из левополушарного, рационального функционирования. Эриксон намеренно развивал в себе умение общаться так, чтобы это вызывало у людей замешательство. Для этого он специально научился говорить и двигаться так, чтобы создавать чувство недоумения у других людей. Наиболее парадоксально, что Эриксон давал пациентам возможность обрести большую степень осознания и ясности понимания. Замешательство, испытываемое на уровне сознательного ума, подталкивает человека обращаться к бессознательным паттернам мышления и реагирования, что может быть использовано как терапевтом, так и самим

субъектом. Необходимо помнить, что все психологические техники должны соответствовать конкретным людям и ситуациям.

Перед врачом стоит задача – изменить отношение к происходящему, отвлечь сознательный разум от предыдущего негативного опыта научения и дать возможность бессознательному разуму найти ресурсы для раскрытия новых возможностей. Замешательство или недостаток понимания на сознательном уровне оставляет ум пациента открытым и ведет к поиску недостающего смысла. В момент замешательства высока вероятность того, что пациент согласится на выполнение тех действий, которых ранее избегал под любым предлогом по

43

причине страха (страха неизвестности или страха от прошлого негативного опыта). Поэтому техника замешательства может быть использована в практике врача-стоматолога детского для отвлечения внимания ребёнка во время инвазивных манипуляций.

Однако в отечественной и зарубежной литературе не встречено описания использования гипнотических техник у детей для поддержания

эффективного уровня сотрудничества с врачом.

Таким образом, изученный материал показал, что проблема психологической подготовки ребёнка к стоматологическому приёму чрезвычайно актуальна. Однако обзор российской и зарубежной литературы в полной мере не раскрыл решение данной проблемы. Остается открытой проблема изучения и внедрения в практику врача-стоматолога детского основных техник поддержания

эффективного уровня сотрудничества ребёнка на стоматологическом приёме, подготовки детей к стоматологическому приему через психологическую подготовку их родителей (моделирование поведения родителей). Так родители – это первое и центральное звено в цепи формирования положительного отношения к медицинскому персоналу и стоматологическому лечению. В настоящее время по-прежнему существует необходимость использования игрокуклотерапии и игросказкотерапии с целью психологической подготовки ребёнка к стоматологическим манипуляциям.

Возможные варианты решения этих вопросов стали результатом данного диссертационного исследования.

Рекомендовано к изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

44

Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1.Характеристика исследуемых групп

На базе поликлиники кафедры детской терапевтической стоматологии и клиники «Дентал Фэнтази» (г. Москва) нами проведено обследование 200 детей и 100 родителей, которые обратились за стоматологической помощью с детьми в возрасте от 3 до 7 лет. Возраст родителей составлял от 25 до 48 лет. Дети были разделены на 2 группы: исследуемую, в которой проводился метод игрокуклотерпии в комплексе с психологическими методиками, и группу сравнения, в которой данный метод не проводился.

Критерии включения пациентов

Включение пациентов в исследование происходило в соответствии со следующими критериями:

1) возраст детей от 3 до 6 лет 11 мес. и их родители; 2) дети с разным уровнем сотрудничества;

3)дети 1,2,3 группы здоровья;

4)регион проживания детей – Москва и Московская область;

5)первичное обращение за стоматологической помощью или повторное через 8 месяцев после предыдущего;

6)необходимость санации полости рта, индекс кпу/Кпу – 3 и более.

Критерии невключения пациентов

1)пациенты младше 3 лет и старше 6 лет 11мес. 29 дней;

2)дети, которым требовалось оказание неотложной стоматологической помощи;

3)наличие психоневрологических заболеваний, ограничивающих участие в исследование;

4)наличие декомпенсированных соматических заболеваний;

5)отказ родителей от участия в исследовании.

Из исследования исключались пациенты, у которых за период исследования: 1) было перенесено тяжёлое общесоматическое заболевание; 2) изменилось место проживания (переезд в другой город);

45

3)получение стоматологической помощи в других клиниках в период исследования;

4)не соблюдался график посещений врача-стоматолога;

5)резко изменится социальное/семейное положение (потеря работы одним или обоими родителями/опекунами, потеря кормильца, развод родителей и др.).

Перед консультацией родителям предлагалась анкета М.А. Панфиловой М.А. с целью оценки родителями эмоционального состояние ребёнка на момент посещения врача, чего боится ребёнок, как долго он может быть расстроенным, какие у него любимые игрушки, мультфильмы и т.д. (см. Приложение 1).

2.2. Оценка взаимоотношения и взаимодействия родителей с детьми согласно

опроснику И.М.Марковской

Оценка взаимоотношения и взаимодействия родителей с детьми проводилась на основании анкетирования по методике И.М. Марковской, разработанного для родителей дошкольников и младших школьников (см. Приложение 2). Согласно этой методике, родителям было предложено 60 высказываний, и предлагалось оценить степень согласия с каждым утверждением по пятибалльной системе: 1 балл — совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит; 5 баллов — совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит. Подсчёт баллов проводился врачом уже после первого приёма к следующему посещению.

В опроснике «Взаимодействие: родитель – ребенок» (ВРР) проставлены следующие 10 шкал (Марковская И.М., 2005).

1-я шкала: нетребовательность требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка (Марковская И.М., 2005).

Рекомендовано к изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

46

2-я шкала: мягкость строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо (Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф., 2006; Марковская И.М., 2005).

3-я шкала: автономность контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, введению ограничений (Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф., 2006) . Низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность (Марковская И.М., 2005; Макушина О.П., Тенькова В.А., 2008).

4-я шкала: эмоциональная дистанция эмоциональная близость ребенка к родителю. Эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка (Марковская И.М., 2005).

5-я шкала: отвержение принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее (Марковская И.М., 2005).

6-я шкала: отсутствие сотрудничества сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств (Марковская И.М., 2005;

47

Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф., 2006). Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7-я шкала: тревожность за ребенка. Эта шкала отражает готовность родителя позволить ребёнку проявить самостоятельность и нести ответственность за свои решения и поступки (Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф., 2006; Марковская И.М., 2005). Родительская тревожность может явиться важным фактором становления невротических реакций у детей.

8-я шкала: непоследовательность последовательность родителя.

Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т. д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п. (Марковская И.М., 2005).

9-я шкала: воспитательная конфронтация в семье (Олифирович Н. И., Зинкевич-

Куземкина Т. А., Велента Т. Ф., 2006) . Низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания, выделена в качестве черты патогенного типа воспитания. Это может приводить к воспитательной конфронтации внутри семьи (Марковская И.М., 2005).

10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией (Марковская И.М.,1996).

Рекомендовано к изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

48

Подсчет и обработка результатов опросника

Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается, прямые это утверждения или обратные. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом: ответы 1 2 3 4 5

баллы 5 4 3 2 1

В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками (3, 4, 6, 7, 9, 10, 13, 14, 18, 19, 22, 31, 34, 38, 39, 41, 43, 46, 48, 50, 52, 54, 57, 58). Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на 2. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале. Первая шкала: 1, 13, 25, 37, 49.

Вторая шкала: 2, 14, 26, 38, 50.Третья шкала: 3, 15, 27, 39, 51 и т.д.

2.3. Оценка эмоционального состояния детей до и после стоматологического

лечения

2.3.1. Цветовой тест Люшера (с помощью теста «Паровозик»)

Один из распространенных методов для диагностики эмоционального состояния детей является цветовой тест, предложенный Максом Люшером в 1947; основан на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Тест Люшера показывает, что реакции людей находятся в выраженной зависимости от исходной индивидуально-типологической основы; тест изучает реакции определенной личности на конкретную ситуацию, т.е. исследуется сама личность и диапазон ее изменчивости под влиянием внешних обстоятельств (Люшер М., 1993, 1997). Малый цветовой тест Люшера относится к категории проективных методов; от других методов он отличается быстротой тестирования, полной закрытостью от испытуемого психологического содержания теста. В тесте Люшера довольно просто поставлена задача, что особенно важно для детей. Данный вид исследования позволяет многократно повторно тестировать

49

испытуемого, и результат теста не зависит от точности самооценки испытуемого и его способности к вербализации своих состояний, позволяет лучше понять «канву эмоциональных переживаний», выявить не просто состояние, а состояние как реакцию на эту ситуацию конкретного индивида.

Полный набор состоит из 73 квадратов различных цветов и оттенков. Обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера) синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными – фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой). Первый и 2-й цвета считаются явно предпочитаемыми, 3-й и 4-й – предпочитаемыми, 5-й и 6-й – нейтральными, а 7-й и 8-й - вызывающими антипатию, негативное отношение. Считается, что при нормальном психофизиологическом состоянии испытуемого основные цвета должны находиться на 1-5 местах, а дополнительные – занимать последние позиции. Если они расположены иначе, это служит указанием на наличие какого-либо психологического конфликта, либо состояния физиологического неблагополучия, тревоги.

До встречи с врачом-стоматологом детским и после первой встречи с ним для определения уровня тревожности ребёнка нами проводился тест «Паровозик» (модификация теста Люшера для детей в возрасте от 2,5 лет). Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предоставлению обследуемому ребёнку всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Необходимо, чтобы ребёнок удерживал все вагончики в поле зрения. В зависимости от того на какую позицию ребёнок поставил вагончики, ставится определённый балл и в итоге подсчитывается их количество. Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне (рисунок 2.3.1.). Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка (Прохоров А.О.,Велиева С.В., 2003; Прохоров А.О.,2004).

Рекомендовано к изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

50

Рис.2.3.1. Психологический тест «паровозик»

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.». Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Обработка данных.

1 балл присваивался, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – шестую.

2 балла присваивались, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый – на вторую; красный, желтый, зеленый – на седьмую, синий – на восьмую.

3 балла присваивались, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий – на седьмую; красный, желтый, зеленый – на восьмую.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах

– как негативное психическое состояние низкой степени; при 7-9 баллах – как негативное психическое состояние средней степени; больше 9 баллов – негативное психическое состояние высокой степени (схема 1).