Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1 курс / Психология / MedUniver_com_Психологическая_подготовка_ребёнка_на_приёме_у_детского

.pdf
Скачиваний:
17
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
2.18 Mб
Скачать

141

Нами была использована игрокуклотерапия с целью знакомства ребёнка со стоматологической обстановкой, инструментами, их звуками и действием через игру. С помощью куклы, у которой широко открывается рот, имеются крупные зубы, проводилась адаптация ребёнка к предстоящему лечению: демонстрация водно-воздушного пистолета, бормашины, постановка пломбы из пластилина. При этом налаживался контакт между врачом и маленьким пациентом, врач действовал от имени куклы. Если врач обнаруживал низкий уровень коммуникации с ребёнком, кукла могла некоторое время вести беседу на отвлечённые темы. Например, рассказывать истории о вымышленном ребёнке (мальчике или девочке, в зависимости от пола конкретного ребёнка), который тоже сначала опасался лечить зубы и даже открывать рот. Но потом ему очень захотелось одолеть кариозных монстров, чтобы съесть самый вкусный на свете пирог, который должны были приготовить на день рождения или другой праздник. Каждая история заканчивалась счастливым концом, и кукла предлагала попробовать показать зубы и почистить их. Таким образом, действуя по принципу «от простого к сложному», врач получал возможность осуществлять лечение.

По мнению психологов (Божович Л.И.,1995; Смирнова Е.О., 2008), дети очень эмоциональны, подвижны, быстрее утомляются, нетерпеливы, любознательны, постоянно задают вопросы: «Зачем?», «Как?», «Почему?», «Что мне будут делать?». На приёме у врача-стоматолога детского они волнуются, боятся. У большинства детей, обратившихся за помощью в поликлинику кафедры детской терапевтической стоматологии и клиники «Дентал Фэнтази» (г. Москва), был прочно сформирован стереотип негативного содержания «врач – это больно/страшно». Об этом свидетельствовал тот факт, что среди всех детей исследуемой группы и группы наблюдения не было ни одного ребёнка с позитивным эмоциональным настроем. Такой стереотип порождал соответствующую ответную реакцию – воздержание или отказ от предлагаемого лечения, плач, сопротивление происходящему. Однако стереотип этот существовал на сознательном уровне, поэтому требовалось отвлечь сознание, а на

Рекомендовано к изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

142

бессознательном уровне – смоделировать новую, позитивно окрашенную модель, которая позволила бы получить согласие на проведение стоматологических манипуляций. Бессознательный разум не воспринимает частиц «не», «без», поэтому следует использовать только положительно окрашенные сообщения. Бессознательное воспринимает информацию в виде мыслеобразов; формируя положительный образ, можно изменить привычную модель поведения, сформировать новые ассоциативные связи, например, «врач-стоматолог детский – друг, помощник Зубной Феи».

При общении с ребёнком посредством игрушки были использованы следующие техники: активное слушание, язык принятия для демонстрации понимания нужд и чувств маленького пациента; «Я-сообщения» вместо «Тысообщений», отражение чувств. Нами активно использовались метафоры, как способ описания ситуации с помощью образов, сравнений, помогающие через картинку увидеть новые смыслы. Метафора помогала эмоционально окрасить речь и делала мысль врача доступной для мышления ребёнка. Кроме того нами использовались косвенные внушения. Бессознательный разум ребёнка открыт к переменам, и если, используя положительные мыслеобразы, воздействовать на него, можно вызвать неосознаваемые реакции на происходящие процессы, т.е., «обмануть» сознание, которое уже усвоило стереотип «врач – страшно/больно». Согласно утверждениям М.В. Бехтерева (1897), М. Erickson, Rossi, (1981), внушение – это обращение, вызывающее непроизвольные и часто неосознаваемые реакции. Во внушении посыл формулируется таким образом, чтобы минуя сознание, он правильно усвоился бессознательным и побудил пациента к позитивному настрою. Пример: «Все ребята, которые приходят к нам в гости, становятся нашими друзьями» (мы с тобой обязательно подружимся).

Поскольку детям свойственно делать что-либо наоборот, вопреки, иногда с целью самоутверждения, нами использовались негативно-парадоксальные внушения и запреты-провокации. Пример: «Тебе нет необходимости думать о

143

своих разрушенных зубах и соглашаться вылечить их сегодня» (Соглашайся на лечение зубов сегодня).

Нами использовался двойственный вопрос – для преодоления сопротивления ребёнка. Примеры: «А ты, наверное, не сможешь самостоятельно забраться в наше кресло? (тихим голосом, демонстрируя равнодушие) Или сможешь?» (громче, заинтересовано). «А ты вряд ли сможешь вылечить 2 зуба за одно посещение? Или сможешь?»

В тех случаях, когда предстояло выполнить длительное инвазивное вмешательство, например, лечение двух рядом стоящих зубов, в том числе и эндодонтическое, нами часто использовался классический гипнотический феномен – каталепсия руки. «Когда рука подвешена, разум пациента также подвешен и открыт. Этот разрыв в сознании может быть заполнен любым адекватным внушением со стороны терапевта» (Эриксон М., 1981). Когда рука зафиксирована в подвешенном состоянии, вербально сформулированные предложения с большой долей вероятности будут приняты. А поскольку мышечный тонус базируется на уровне мозжечка, то есть, подкорковой структуры, на уровне сознания всё это остаётся неосознанным. В момент лечения врач или медицинская сестра поднимали ребёнку левую руку (поскольку врач находился справа от ребёнка и выполнял инвазивные манипуляции), и тихим монотонным голосом рассказывал какую-нибудь историю, чтобы отвлечь сознание ребёнка от происходящего. Эта техника требовалась тем детям, которые в течение нескольких визитов не позволяли выполнить инвазивное лечение, начинали капризничать и сопротивляться при попытке чистки зубов. Каталепсия руки позволяла успешно завершить начатое инвазивное лечение.

Довольно часто нам приходилось сталкиваться с сопротивлением ребёнка, связанным с полученным ранее негативным опытом. По определению М.Эриксона (1981) и Р. Хейвенса (1999), большинство барьеров, которые препятствуют изменениям негативных моделей поведения, связаны с функционированием сознательного разума. Неадекватное использование

Рекомендовано к изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

144

полученного опыта научения, так же как и всех иных скрытых потенциальных возможностей, связано в первую очередь с иррациональными, обусловленными и ограниченными представлениями сознательного разума. В таких случаях психотерапевтическое воздействие требует изменения ошибочных или непродуктивных паттернов мышления, восприятия и реагирования. Однако как уже отмечалось ранее, сознательный ум защищает себя от таких изменений, предохраняя себя от любых внешних и внутренних воздействий, изменяющих характер его организации (В.М. Бехтерев, 1897; Хейвенс Р.А., 1999).

К счастью, гипнотические техники предлагают способ обойти эти барьеры сознательного разума. В гипнотическом состоянии внимание легче фокусируется на необходимых проблемах и опыте пациента, поскольку в это время сознательные защиты ослабевают, а контакт с внешней средой уменьшается

(Хейвенс Р.А., 1999).

С целью диссоциации с плохой моделью поведения, особенно в случаях, когда было известно, что в прошлом у ребёнка был негативный опыт стоматологического лечения, отказ завершить лечение, нами использовалась техника замешательства. Американский психотерапевт Милтон Эриксон (1981) не раз отмечал: ничто не фиксирует внимание настолько эффективно, как замешательство. Возможно, замешательство играет такую роль по причине того, что люди очень сильно зависят от способности расшифровывать значение и смысл событий, позволяющих принять решение относительно наиболее адекватной реакции. В состоянии замешательства человек ошеломлен, и его сознание обращается вовнутрь в поисках понимания происходящего или хотя бы убежища. С помощью техники замешательства врачу удавалось изменить негативный стереотип поведения, полученный ранее из личного опыта или сформированный под воздействием информации от взрослых или сверстников. Ребёнок позволял провести короткое лечение, и таким образом формировался новый, позитивный стереотип поведения. В дальнейшем, действуя по принципу «от простого – к сложному», врач завершал санацию полости рта.

145

Таким образом, результаты проведённого нами исследования позволяют рассматривать игрокуклотерпию в комплексе с психологическими методиками в качестве эффективного метода психологической коррекции тревожности и страха у детей от 3до 7 лет на стоматологическом приёме. Выбор той или иной техники психологической подготовки ребёнка может меняться и дополняться, в зависимости от индивидуальных потребностей каждого ребёнка.

Рекомендовано к изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

146

Выводы

1.Анализ психологического состояния детей на психологическом приеме показал сопротивление контакту с врачом с разной степенью выраженности в 100% случаев. 13% детей продемонстрировали высокий уровень сопротивления, 42% детей имели негативный настрой средней степени; лёгкую степень негативного настроя имели 45% детей. Детей с позитивным настроем ни в одной из групп не было выявлено. В возрастной группе 6 лет был выявлен заметно меньший уровень тревоги перед приёмом врача-стоматолога.

2.Результаты проведенного исследования показали, что игрокуклотерапия является эффективным психокоррекционным средством на детском

стоматологическом приеме. Тенденция к повышению фона настроения и позитивным реакциям в отношении стоматологического лечения отмечалась у 43% детей, прошедших игрокуклотерапию и лишь у 14% без проведения таковой. В среднем в результате психокоррекционного вмешательства улучшение поведения детей зафиксировано с 2,80 до 1,76 по системе Sarnat.

3.Внедренные психокоррекционные методики (язык принятия, техника активного слушания, метафоры, внушения, диссоциация с плохим поведением, игнорирование плохого поведения, техника замешательства), специально модифицированные для детского стоматологического приема, позволяют поддерживать эффективный уровень сотрудничества ребенка с врачом, улучшать построение диалога «врач – маленький пациент» и тем самым повышать качество проводимых осмотров и лечебных стоматологических манипуляций.

4.Модель поведения родителей, отбирающих инициативу у детей, не способствует построению эффективной коммуникации между врачом и ребёнком. Тем самым снижается возможность проведения лечебных манипуляций. У родителей, отбирающих инициативу у ребёнка и врача (1-й тип поведения), только в 20% случаев в первое посещение после игрокуклотерапии удалось провести лечение. Напротив, дети, у которых родители обеспечивали поддержку

147

ребёнку (5-й тип) и демонстрировали полное доверие врачу (6-й тип) – лечение в первое посещение было успешным в 81,25% и 100% случаев соответственно. Внутрисемейные взаимоотношения выражено влияют на поведение детей на стоматологическом приеме. Анкетирование по методике И.М. Марковской показало, что конфронтация между родителями усиливает неадекватные требования их к ребенку, а дети, находящиеся в данной семейной ситуации в большей степени отказываются сотрудничать с врачом. Таким родителям не следует присутствовать в кабинете во время лечения их ребёнка.

Практические рекомендации

1.Настоящее исследование позволяет ориентировать врача-стоматолога на проведение игрокуклотерапии в качестве психокоррекционного средства в подготовке к проведению осмотра полости рта, а в дальнейшем и к проведению лечебных манипуляций.

2.Учитывая, что посещение врача-стоматолога детского всегда сопряжено с чувством тревоги, решающим фактором в коррекции страхов у детей является

психологический настрой сопровождающих ребёнка лиц. Необходимо осуществлять мероприятия по психологической подготовке в первую очередь родителей к посещению детской стоматологической клиники (использовать

аудиовидеопрезентацию

с целью

повышения

уровня информированности

родителей о предстоящем

лечении

и снижения

вероятности продуцировать

состояние тревожности у детей, как основы негативно окрашенного поведения).

3. Перед приёмом рекомендуется использовать дополнительную анкету для родителей, в которой будет отражен психологический настрой ребёнка (по мнению родителя), его детерминанты в выборе игрового и мультипликационного материала, приоритеты в выборе сопровождающего лица (мамы, няни, папы, бабушки).

Рекомендовано к изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

148

4. Информация о внутрисемейном микроклимате («Анкетирование по И.М.Марковской), а также показатели тревожности ребёнка (тест «Паровозик») позволяют психологически грамотно решить вопросы коррекции поведения ребёнка на стоматологическом приёме.

149

Список литературы

1.Аврамова О.Г., Муравьева С.С. Новые возможности снижения дентофобии у детей при использовании «Твинки Стар» при лечении неосложнённых форм кариеса молочных зубов / О.Г Аврамова, С.С. Муравьева // Стоматология сегодня.-2005.-№6 .-С.26-47.

2.Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова. - 3-е изд,, доп. и перераб. - СПб: Издательство "Питер", 2005. - 463 с.: ил.

3.Алямовская E.H. Психопрофилактика в стоматологии / Е.Н. Алямовская // Новое в стоматологии. – М. - 2002. - №6. - С. 12-13.

4.Акимова Г.Е. Как помочь своему ребёнку: справ. по повышению родительской компетенции / Галина Акимова. - Екатеринбург: Издательство «У – Фактория», 2006. – 365, [1]с., табл.

5.Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы / Г.Г. Аракелов // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. - 1995. - Т.4.- С. 45-54.

6.Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей: Тренинг / Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина. -2 изд. - М.: Психотерапия, 2009. - 279с.

7.Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / Александр Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп..- Москва: Academia Смысл, 2007. - 526 с.

8.Айке Д. Страх / Д. Айке // Энциклопедия глубинной психологии. - М., 1998. - С.520-532.

9.Айер У. Психология в стоматологической практике / У. Айер. - СПб: Питер, 2008. - 224с.

10.Бавина Т.В., Агаркова Е.И. Детские страхи: решение проблемы в условиях детского сада: практическое пособие / Т.В.Бавина, Е.И.Агаркова.- М.: Аркти, 2011.- 64 с.

11.Бакиров А. НЛП-технологии: Разговорный гипноз / Анвар Бакиров.- М.: Эксмо, 2011.- 416с.- (Психология общения).

Рекомендовано к изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

150

12.Белый Б. И. Тест Роршаха: Практика и теория / Б.И. Белый; Под ред. Л. Н. Собчик. - СПб.: ООО «Каскад», 2005. - 240 с.: ил.

13.Бехтерев В.М. Гипноз, внушение, телепатия / В.М.Бехтерев. - М.: Мысль, 1994.- 364 с.

14.Бойко В.В. Распознавание и преодоление боязни на стоматологическом приеме / В.В. Бойко // Институт стоматологии. - Санкт-Петербург: МЕДИ издательство. – 2003. - № 2. - С.6-9.

15.Бойко В.В., Сапегина Д.Л. «Трудные» дети и родители в практике стоматолога / В.В. Бойко, Д.Л. Сапегин // Стоматология детского возраста и профилактика. - Москва: Поли Медиа пресс. - 2010. - № 4(35). - С.50-56.

16.Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.- 463с.

17.Бурменская Г.В. Типологический подход в возрастной психологии развития / Г.В. Бурменская // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология.-2000.-№4.-С.3–19.

18.Васянина A.A. Лечение зубов у детей с негативным отношением к стоматологическим манипуляциям : диссертация ... кандидата медицинских наук: 14.00.21 / Анна Анатольевна Васянина; [Место защиты: ГОУДПО "СанктПетербургская медицинская академия последипломного образования"].- СанктПетербург, 2008. - 176 с.:19 ил.

19.Выгорко В.Ф. Психоэмоциональная коррекция поведенческой реакции у детей при санации зубов : автореферат дис. ... канд. мед. наук. / В.Ф. Выгорко. - Москва, 2001. - 22 с.

20.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4. Детская психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. – 432 с.

21.Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении у детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М., 1989. - С.46-53.

22.Гальперина Р.Л. Показания к проведению премедикации у детей на амбулаторном приеме / Л.Р. Гальперина, С.Б. Ильина, Н.К. Неверова // Сборник трудов VI Всероссийской научно-практической конференции «Образование,