Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 курс / Патологическая физиология / лекции_патофизиологии_на_русском.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
2.01 Mб
Скачать

Лекция №16 Тема: Патофизиология крови ( 2 ) Анемии

Дисэритропоэтические анемии обусловлены нарушением костно-мозгового кроветворения. К числу таких анемий относят В(12)-, фолиевая-, железодефицитную анемии, гипо- апластические анемии, метапластические анемии при лейкозах. В основе гипо- и апластических анемий лежит подавление костно-мозгового кроветворения. При гипопластической анемии одновременно подавляется активность трёх ростков: эритроцитарного, тромбоцитарного, лейкоцитарного. У больных в периферической крови отмечается панцитопения. Одновременно формируется геморрагический синдром. Гипопластическая анемия может иметь наследственный характер и быть обусловлена наследственной неполноценностью стволовой клетки и клетки-предщественницей лимфопоэза. Чаще встречаются приобретённые формы. Гипопластические анемии могут возникать при подавлении красного мозга радиацией, рентгеновским облучением, цитостатиками, сульфаниламидными препаратами в больших дозах. Могут быть следствием перенесённых инфекций, при надпочечной недостаточности, у больных гипотиреозом, следствием аутоагрессии. Железодефицитная анемия - это анемия, вызванная недостатком железа в организме в результате нарушения баланса между его поступлением, использованием и потерей. Это самый распространённый вид анемии (80% всех заболеваний анемиями). Железо содержится в различных продуктах животного и растительного происхождения. Суточная потребность организма в железе составляет 1 - 1,5 мг. Из пищевого рациона всасывается 10% железа. Максимальное количество железа, способного всосаться составляет 2,5 мг/сут. На 97% железо поступает в организм в виде двухвалентных соединений, которые хорошо усваиваются. 3% железа поступает в виде трёхвалентных соединений. Для их всасывания необходима соляная кислота, которая переводит трёхвалентное железо в двухвалентное, способствует образованию легкоусвояемых комплексов железа с аскорбиновой кислотой в просвете тонкого кишечника. На поверхности энтероцитов тонкого кишечника имеется белок - рецептор - аппаферритин. Железо взаимодействует с ним. Fe + белок - ферритин, который является лабильной формой, депонируется в энтероцитах. Из ферритина железо поступает поступательно в кровоток, где соединяется с транспортным белком трансферрином, который обеспечивает транспорт железа в различные органы и ткани. Часть железа депонируется в виде ферритина и гемосидерина в печени. Часть железа в комплексе с трансферрином поступает в костный мозг. На поверхности всех эритрокариоцитов имеются рецепторы к железу. Железо поступает вглубь этих клеток, в митохондриях идёт синтез гема, глобин синтезируется на рибосомах в цитоплазме. В цитоплазме и образуется гемоглобин. Железо поступает в различные органы и ткани: в мышечную ткань, где синтезируется гемоглобин, железо используется для синтеза системы цитохромов, дегидрогеназ, пероксидаз, моноаминоаксидаз. Нормальное содержание железа в крови составляет 70 - 170 мг/% (12,5 - 30,4 мкмоль/л).

Железодефицитные анемии В основе развития железодефицитных анемий лежат хронические кровопотери (желудочные, маточные), недостаточное поступление железа с пищей, особенно при повышенной потребности организма в железе (у детей первых лет жизни, в юношеский период, у беременных, у девушек). Гастрогенные железодефицитные анемии наблюдаются у больных с гипо- и анацидными состояниями, после реакции железа. Энтерогенные железодефицитные анемии возникают при хронических энтеритах, при резекции тонкого кишечника, когда нарушается всасывание железа, при патологии печени, когда нарушается депонирование железа, синтез трансферрина и транспорта железа к различным тканям и органам. У больных с хроническими воспалительными процессами, с новообразованиями возможна интенсивная сорбция железа в зоне альтерации, когда железо выключается из реаутолизации.

Степени тяжести анемий По степени тяжести выделяют: а) лёгкую степень анемии, когда содержание железа снижено до 90 мкмоль/л, б) среднюю степень тяжести - до 70 мкмоль/л, в) тяжёлую форму - менее 70 мкмоль/л. В зависимости от динамики патологии выделяют: 1) прелатентную фазу развития анемии. Она характеризуется истощением депо железа: гемосидерина и ферритина. При этом еще не изменяется уровень сывороточного железа, показатели периферической крови, но появляются симптомы анемии. 2) латентная стадия характеризуется снижением концентрации сывороточного железа и степень насыщения им трансферрина, что приводит к уменьшению транспорта железа в костный мозг. 3) стадия выраженных клинических проявлений. В крови появляются гипохромные эритроцита, анулоциты, цветной показатель крови 0,6 и меньше. Анемия гипорегенераторная, нередко протекает без эритронемии. Норму с патологическими изменениями эритроцитоза, дефицит железа в организме приводит к уменьшению гемоглобина и активности железосодержащих ферментов тканевого дыхания. Следствием гемической и тканевой гипоксии при железодефицитной анемии являются атрофические и дистрофические процессы в тканях и органах, особенно выраженные в пищевом канале и сердце (дистрофия миокарда, атрофический гастрит с ахилией, кариес зубов, гингивит и т. д.). В(12)- и фолиеводефицитная анемия - это анемия, связанная с нарушением синтеза нуклеиновых кислот и заменой эритробластического типа кроветворения мегалобластическим вследствие недостатка в организме цианокобаламина и фолиевой кислоты. Витамин В(12) поступают в организм с пищей животного происхождения. Суточная потребность организма новорождённого ребёнка в витамине В(12) составляет 0,6 мкг, годовалого ребёнка - 1,5 мкг, взрослого человека - 3 мкг, беременной женщина - 4 мкг в сутки. В желудке витамин В(12) образует комплекс и "внутренним фактором Касла (гастромукопротеид, продуцируемый париетальными клетками тела и дна желудка), который стабилизирует витамин В(12) от разрушения микрофлорой. Этот комплекс поступает в подвздошную кишку, где витамин В(12) связывается с транспортным белком транскобаламином, который обеспечивает транспорт витамина к костному мозгу.

Лекция №17 Тема: патофизиология крови (3)

ЛЕЙКОЗ

Лейкоз — заболевание опухолевой природы, возникающее из кроветворных клеток с первичным поражением костного мозга.

Классификация. Лейкозы входят в группу опухолевых заболеваний кроветворной ткани, называемую гемобластозами1.

Лейкоз подразделяют на острый и хронический в зависимости от того, что служит субстратом опухолевого роста и насколько лейкозные клетки сохранили способность дифференцироваться до зрелых. При остром лейкозе основным субстратом опухоли являются бластные клетки II, III, IV классов гемопоэза, утратившие способность к созреванию, при хроническом — созревающие и зрелые клетки, так как основная масса лейкозных клеток дифференцируется до зрелых клеток.

По морфологическим и цитохимическим особенностям клеток различают миело-, лимфо-, моно-, мегакариобластный острый лейкоз, эритромиелоз и недифференцируемые формы (происходят из клеток II и III класса кроветворения, которые морфологически не идентифицируются). В свою очередь хронический лейкоз подразделяют на миело-, лимфолейкоз, моноцитарный, мегакариоцитарный, хронический эритромиелоз2.

Этиология. Установлена роль в возникновении лейкоза ряда причинных факторов — онкогенных вирусов, ионизирующей радиации, химических канцерогенных веществ, генетических аномалий.

Онкогенные вирусы вызывают спонтанный лейкоз птиц, мышей, кошек, крупного рогатого скота, обезьян и других животных. Они относятся к С-типу РНК-содержащих вирусов. Вирус может передаваться через кал, мочу, отделяемое носа и глотки и от матери потомству (например, при висцеральном лимфоматозе кур). В эксперименте лейкоз воспроизводится путем введения бесклеточных фильтратов лейкозных клеток больных животных здоровым.

Вирусное происхождение лейкоза человека доказано в отношении злокачественной лимфомы Беркитта (ДНК-содержащий вирус Эпстайна — Барр) и Т-клеточного лейкоза (ретровирус типа C-HTLV). При этом обнаружен как вирус, так и антитела к нему не только у больных, но и у здоровых лиц, контактировавших с ними. Считается возможной горизонтальная передача вируса Т-клеточного лейкоза при переливании крови, половом контакте (подобно вирусу СПИДа — HTLV-3). Косвенным показателем этиологической роли РНК-содержащих онкогенных вирусов является наличие в лейкозных клетках больных обратной транскриптазы (РНК-зависимой ДНК-полимеразы). В структуре нормальной ДНК человека найдены участки так называемых протоонкогенов, гомологичных вирусным онкогенам и активирующихся при хромосомных и генных мутациях, что связывают с определенной формой лейкоза.

Ионизирующая радиация является причиной радиационного лейкоза у лабораторных животных. Среди населения Хиросимы и Нагасаки, переживших атомный взрыв в 1945 г., повысилась заболеваемость острым лимфо- и миелобластным лейкозом, а также хроническим миелолейкозом. Имеются данные о возрастании частоты лейкоза у детей, облученных in utero, и больных, подвергнутых лечению рентгеновским облучением и радиоактивными изотопами.

Химические канцерогены могут вызвать острый лейкоз у людей при профессиональном контакте (бензол) и лечении некоторыми лекарственными препаратами, обладающими мутагенным действием (цитопатические иммунодепрессанты, бутадион, левомицетин). В эксперименте у животных развивались как лейкоз, так и другие виды опухолей при введении химических канцерогенов, а также бензольных экстрактов из тканей больных лейкозом, производных триптофана, тирозина, индола. Установлено, что эти вещества вызывают мутацию кроветворных клеток мышей и эмбриональных клеток человека.

Этиологическую роль в возникновении лейкоза играют генетические особенности кроветворения. Об этом свидетельствуют более высокая заболеваемость лейкозом в некоторых этнических группах населения, семейный лейкоз (известны случаи хронического лимфолейкоза с доминантным и рецессивным наследованием), конкордантность по форме, клинике и гематологической картине лейкоза у 1/3 однояйцевых близнецов.

К поражению кроветворной ткани опухолевым процессом предрасполагает нарушение расхождения соматических и половых хромосом, их мутация. Так, учащение заболеваемости лейкозом отмечается у больных с хромосомными аномалиями (болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера, Шерешевского — Тернера), наследственными дефектами иммунной системы.

Специфические хромосомные мутации обнаружены при определенных видах лейкозов, для которых они иногда служат генетическими маркерами. Так, для хронического миелолейкоза характерна аномальная Ph' (филадельфийская) хромосома (открыта в 1960 г. Ноуэлом и Хангерфордом в г. Филадельфии), образовавшаяся при делеции хромосомы 22-й пары и транслокации отделившегося сегмента на 9 хромосому (у 90% больных). При лимфоме Беркитта столь же часто встречается транслокация сегмента 8-й хромосомы на 14-ю, по-видимому, под влиянием вируса Эпстайна — Барр. Для некоторых лейкозов человека установлено совпадение между участками повреждения хромосомы и локализацией вирусных онкогенов (это гены ретровирусов, вызывающих злокачественные опухоли у животных). Кроме того, роль генетических факторов в возникновении лейкозов доказана в экспериментах по выведению путем инбридинга генетически чистых линий мышей с высокой (60—90%) и низкой частотой поражаемости лейкозом.

Патогенез. Под влиянием онкогенных вирусов, ионизирующей радиации, химических веществ происходит мутация генов или эпигеномное нарушение регуляции процесса размножения и созревания кроветворных клеток II — III классов.

Лейкозные вирусы могут вызвать такую хромосомную перестройку, в результате которой локализованные в хромосомах онкогены переносятся в участок генома, где возможна их активация. Внедряясь в геном клетки, вирусы могут активировать протоонкогены, кодирующие различные онкопротеины, — одни из них оказывают такое же действие на клетку, как факторы роста (тромбоцитарный, эпидермальный, Т-клеточный или интерлейкин-2, инсулин и др.), другие являются рецепторами к фактору роста, третьи — протеинкиназами, катализирующими фосфорилирование тирозина. Однако общей для всех этих онкопротеинов оказалась их способность трансформировать нормальную кроветворную клетку в опухолевую (лейкозную). При этом в костном мозге образуется клон опухолевых клеток, для которых характерен беспредельный рост и пониженная способность к дифференцировке. Быстрый рост лейкозных клеток клона приводит к распространению (метастазированию) их по всей системе крови, включая кроветворные органы и кровь. В образовавшихся клетках, циркулирующих в крови, обнаруживаются одинаковые хромосомные маркеры.

Нестабильность генома лейкозных клеток приводит к возникновению новых мутаций, как спонтанных, так и обусловленных продолжающимся воздействием канцерогенных факторов, в результате чего образуются новые опухолевые клоны.

Таким образом, лейкоз проходит две стадии своего развития — моноклоновую (относительно более доброкачественную) и поликлоновую (злокачественную, терминальную). Переход из одной стадии в другую является показателем опухолевой прогрессии — лейкозные клетки приобретают большую злокачественность (см. раздел XIII "Опухоли"). Они становятся морфологически и цитохимически недифференцируемыми, в кроветворных органах и крови увеличивается количество бластных клеток с дегенеративными изменениями ядра и цитоплазмы. Лейкозные клетки распространяются за пределы кроветворных органов, образуя лейкозные инфильтраты в самых различных органах. Вследствие отбора уничтожаются клетки тех клонов, на которые действовала иммунная система и гормоны организма, цитостатические средства (химические, гормональные, лучевые). Доминируют клоны опухолевых клеток, наиболее устойчивых к этим воздействиям.

При лейкозе нарушается нормальный гемопоэз прежде всего того ростка клеток, в котором возникла опухолевая трансформация. Лейкозные клетки вытесняют и замещают кроветворную паренхиму костного мозга и ее нормальное микроокружение. Кроме того, они могут тормозить дифференцировку клеток-предшественниц различных ростков крови. Угнетение нормального эритро- и тромбоцитопоэза приводит к развитию анемии и тромбоцитопении с геморрагическими проявлениями.

Депрессия нормального грануло-, моноцито- и лимфоцитопоэза обусловливает нарушение иммунных реакций организма при лейкозе, так как угнетаются гуморальные и клеточные реакции иммунитета (антителообразование). Это ведет к присоединению вторичной инфекции и активизации аутоинфекции. Ослабление у лейкозных лимфоцитов функции иммунного надзора может привести к образованию запретных клонов, которые способны синтезировать антитела к собственным тканям, — развиваются аутоиммунные процессы.

Картина крови. Общее количество лейкоцитов в крови зависит не столько от вида, сколько от стадии лейкоза (доброкачественная моноклоновая или терминальная поликлоновая) и особенностей течения заболевания. При лейкозе в крови может отмечаться нормальное содержание лейкоцитов, умеренное (20—50•109/л) или очень высокое увеличение их числа (200—500•109/л и выше) и лейкопения. В лейкограмме отмечается ядерный сдвиг влево за счет увеличения незрелых форм лейкоцитов. Наблюдаются разнообразные дегенеративные изменения лейкозных клеток, их морфологический и цитохимический атипизм, затрудняющий идентификацию клеток, а также анемия и тромбоцитопения.

Для острого лейкоза характерно появление в крови большого количества бластных клеток, которые дифференцируются с помощью цитохимических методов исследования. Наблюдается "лейкемический провал", когда отсутствуют переходные формы между бластными клетками и зрелыми сегментоядерными гранулоцитами (см. форзац II, рис. IV). Это отражает глубокие нарушения лейкопоэза в кроветворных органах — утрату способности опухолевых клеток к дифференцировке.

При хроническом миелолейкозе в лейкограмме увеличивается количество нейтрофильных гранулоцитов — метамиелоцитов, палочкоядерных, сегментоядерных — со сдвигом влево до миелоцитов и единичных миелобластов (см. форзац II, рис. V). Может быть повышено число эозинофильных и базофильных гранулоцитов (эозинофильный и базофильный лейкоцитоз). Наблюдается миелоидная метаплазия лимфоидной ткани. В терминальной стадии наступает бластный криз, при котором в крови резко возрастает содержание бластных клеток— миелобластов, затем недифференцируемых бластов.

Хронический лимфолейкоз характеризуется лимфоцитозом — 80—98%. Лимфоциты в крови преимущественно зрелые (чаще встречается В-лимфоцитарный вариант лейкоза), но имеются единичные пролимфоциты и лимфобласты, а также тени Боткина — Гумпрехта (разрушенные лимфоциты) (см. форзац II, рис. VI). Снижено количество гранулоцитов, эритроцитов и тромбоцитов. Это обусловлено тем, что в костном мозге происходит почти тотальное замещение лимфоцитами других гемопоэтических ростков (лимфоидная метаплазия миелоидной ткани). Бластный криз возникает при этой форме лейкоза в редких случаях (3—4%).

1 К гемобластозам, помимо лейкозов, относятся лимфогранулематоз, лимфосаркомы, лимфоцитомы и ряд других опухолей кроветворной ткани, которые возникают первично не в костном мозге (в лимфатических узлах, селезенке, коже и других органах и тканях), но по мере распространения заболевания по системе крови очень часто поражается и костный мозг.назад

2 Полная классификация лейкозов рассматривается в специальных руководствах по гематологии. Помимо морфологических и цитохимических особенностей лейкозных клеток, в ней учитываются их различие по цитогенетическим (хронический миелолейкоз — варианты с Ph'-хромосомой и без нее) и иммунологическим характеристикам (лимфобластный лейкоз — Т-форма, В-форма, ни Т-, ни В-форма). назад

.

Лекция №18

Тема: Патофизиология гемостаза