Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
16
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
6.08 Mб
Скачать

выдернув вилку из розетки, будет недостаточно, чтобы до конца понять механические и электрические принципы работы устройства.

Учитывая эти и другие недостатки каждого подхода к символическим системам, в последующих главах я намеренно старался придать материалу обобщенный характер. Я изучил информацию многочисленных источников в том числе сведения о развитии, психометрические находки, описания специфических популяций, например умственно отсталых или вундеркиндов и все это с единственной целью: найти оптимальный вариант описания каждой культурной сферы познания и символизации. Однако каждый исследователь не до конца объективен, и в моем случае я считаю, что самая ценная информация (и самая правдоподобная) возможна только благодаря глубокому пониманию работы нервной системы: как она устроена, как развивается, как происходят расстройства ее работы. Открытия в сфере изучения мозга, на мой взгляд, служат спасительным средством, главным арбитром среди соперничающих теорий познания. Поэтому, прежде чем приступать к изложению своей теории множественного интеллекта, я подробнее остановлюсь на некоторых последних достижениях биологии, имеющих отношение к нашей теме.

3 Биологические основы интеллекта

СУТЬ ЯВЛЕНИЯ

Всестороннее изучение жизни должно охватывать также природу и разнообразие человеческого интеллекта. Учитывая заметный прогресс, наметившийся в последние годы в таких отраслях, как биохимия, генетика и нейрофизиология, у нас есть все основания надеяться, что в конечном счете биологические науки смогут разобраться в этих явлениях. Действительно, уже давно пора дополнить наше понимание интеллекта человека открытиями, сделанными в различных отраслях биологии со времен Франца Йозефа Галля. Но поскольку психологи и биологи работают в разных направлениях, объяснение особенностей интеллекта лишь недавно вошло в сферу интересов биологии.

Изучив современные открытия в области исследования мозга и других отраслей биологии, я понял, что особенно очевидна их взаимосвязь с двумя вопросами, которые будут рассматриваться в данной книге. Первый вопрос касается гибкости человеческого развития. Основная проблема в этой сфере заключается в том, чтобы выяснить, насколько внешнее воздействие может повлиять на интеллектуальный потенциал и способности отдельного человека или группы. С одной стороны, развитие можно рассматривать как относительно неизменный, стабильный процесс, перемены в котором возможны лишь частично. Но существует и противоположное мнение, согласно которому развитию присуще намного больше гибкости или пластичности: если в критический период на человека оказать влияние извне, организм в результате приобретет значительно больше

устойчивых способностей (и ограничений). С вопросом о гибкости тесно связана проблема обнаружения тех видов внешнего воздействия, которые окажутся самыми эффективными, а также

понимание

своевременности

использования

этих

средств и

осознание роли критических периодов,

во

время

которых

могут

произойти

самые

значительные изменения. Только после того, как будут найдены ответы на эти вопросы, можно будет определить, какие именно модели образования принесут лучшие плоды и помогут человеку в полной мере развить свой интеллектуальный потенциал.

Второй вопрос, ожидающий своего решения, касается сущности, или природы, интеллектуальных способностей, которые человек может в себе развить. С одной точки зрения, о которой я уже говорил в связи с учеными, придерживающимися мнения о существовании общего интеллекта (g- фактора), человек наделен очень мощными возможностями, механизмом всесторонней обработки информации, которым можно воспользоваться в неограниченном количестве случаев. Противоположная точка зрения утверждает, что человек, как и другие виды животных, склонен выполнять определенные интеллектуальные операции и неспособен к выполнению других. Еще одна проблема, связанная с этим вопросом, заключается в следующем: нам необходимо понять, насколько готовы различные участки нервной системы выполнять эти отдельные операции. Исследовать этот вопрос можно на разных уровнях, начиная с функций отдельных клеток и заканчивая функциями обоих полушарий головного мозга. Наконец, как

один

из

подпунктов

вопроса

о

сущности

интеллекта,

биолог

должен

объяснить

те

способности

(например,

речевые), которыми

в

значительной степени владеют все нормальные люди, и противопоставить их другой группе способностей (скажем, музыкальным), где наиболее очевидны разительные различия между отдельными индивидами.

В целом все эти вопросы являются составной частью поисков общих принципов, которые руководят природой и развитием интеллектуальных способностей человека, а также определяют, каким образом эти способности организованы, функционируют и меняются в процессе жизни. Большое количество биологических исследований, как мне кажется, имеют отношение к этим вопросам, хотя полученная информация часто не рассматривается с данной точки зрения. Поэтому я предпринял попытку переворошить все эти груды результатов исследований и отобрать из них те, которые больше других касаются изучения человеческого мозга.

На мой взгляд, подавляющее большинство доказательств подталкивает нас к следующим выводам. Развитие человека происходит очень

пластично

и

гибко,

особенно

в первые

месяцы

жизни.

Но

даже

эта

пластичность

строго

регулируется

генетическими

ограничениями,

которые возникают с самого начала и направляют развитие в одну, а не в другую сторону.

Что касается вопроса сущности интеллекта, то появляется все больше свидетельств того, что человек предрасположен выполнять определенные интеллектуальные операции, природу которых можно установить с помощью тщательных экспериментов и наблюдений. Образование необходимо организовывать на основе знаний об этих интеллектуальных склонностях, а также о периодах их максимальной гибкости и приспособляемости.

Вот к каким выводам можно прийти, взвесив соответствующие открытия в биологии. Те, кто уже знаком с находками в биологии и сопутствующих ей науках, а также люди, которым не хватает терпения разбираться в тонкостях "непростых" наук, могут сразу перейти к главе 4, в которой я рассказываю о критериях интеллекта. Тех же, кого интересуют детали, лежащие в основе сделанных выводов, я приглашаю в царство генетики.

УРОКИ ГЕНЕТИКИ

Если вы решили взглянуть на вопрос с точки зрения биологии, то неизбежно столкнетесь с тонкостями генетики. Более того, учитывая сенсационный прорыв в этой области после того, как около 30 лет назад Джеймс Уотсон и Франсис Крик "разгадали генетический код", не приходится удивляться, что психологи пытаются найти правильный ответ на загадку интеллекта в составе ДНК, РНК и их любопытном взаимодействии. Но, к сожалению, уроки этой отрасли науки совсем не так просты.

Несомненно, что для любого исследования в биологии за основу необходимо взять открытия генетиков. Ведь как бы там ни было, но мы представляем собой живые организмы, и в некотором смысле все, чего мы когда-либо сможем достичь, уже заложено в нашем генетическом материале. Более того, разница между генотипом (строением организма, обусловленным генами обоих родителей) и фенотипом (внешне выраженными характеристиками организма, проявляющимися в определенных условиях) играет важнейшую роль в понимании поведения и интеллектуального профиля любого человека. Не менее важно и значение вариативности: поскольку от каждого из родителей человек получает огромное количество генов,

которые могут сочетаться в неограниченном количестве комбинаций, не стоит удивляться тому, что любые два человека (за исключением идентичных, или однояйцевых, близнецов) не будут

похожи

друг

на друга или что у любых двух

человек

окажутся

сходные

интеллектуальные

профили.

 

 

 

 

 

Самого

заметного

прогресса

генетика

добилась в объяснении простых особенностей простых организмов. Мы очень многое знаем о генетической основе строения и поведения плодовых мушек, а благодаря изучению моделей наследственности мы поняли, как передаются некоторые патологии человека, например серповидноклеточная анемия10, гемофилия11 и дальтонизм12. Но когда речь заходит о более сложных способностях человека умении решать уравнения, ценить или создавать музыку, совершенствоваться в иностранных языках, — мы все еще не имеем понятия, какой генетический компонент за это отвечает и как он проявляется в фенотипе. Прежде всего, эти способности нельзя изучить в ходе лабораторных экспериментов. Более

того, сложные особенности зависят

не от одного

 

 

 

 

 

10

Серповидноклеточная

анемия

наследственная

 

гемолитическая анемия с характерными серповидными эритроцитами. Проявляется периодическим гемолизом, малокровием, изменениями костей и др. — Примеч. ред.

11 Гемофилия наследственное заболевание, проявляющееся кровоточивостью. Болеют в основном мужчины, женщины являются носителями мутантного гена и передают гемофилию сыновьям. — Примеч. ред.

12 Дальтонизм (частичная цветовая слепота) — наследственное нарушение цветового зрения у людей, заключающееся в неспособности различать некоторые цвета (в основном красный и зеленый). Объясняется отсутствием в сетчатке глаза колбочек одного или нескольких типов. Значительно чаще встречается у мужчин, чем у женщин.Впервые описан Дж. Дальтоном. — Примеч. ред.

гена или небольшой группы генов, а, скорее, отражают действие множества генов, количество которых может быть полиморфным (т.е. в разных ситуациях проявляться по-разному). Действительно, когда дело доходит до таких обширных и расплывчатых способностей, как интеллект человека, возникают сомнения, можно ли в этом случае вообще говорить об "особенностях".

Ученые, связанные с генетикой, конечно же, задумались над вопросом, что такое талант. Согласно одному из мнений, определенные комбинации генов могут взаимодействовать друг с другом и привести к выработке энзимов13, которые влияют на структуру в одном из участков мозга. В результате воздействия энзимов эти структуры могут расширяться, увеличивать число своих соединений или осуществлять большее торможение, а любая из этих возможностей может проявиться в виде возрастания потенциала для значительных достижений. Но один тот факт, что все эти предположения построены на таком количестве недоказанных суждений, свидетельствует о том, насколько они далеки от реальности. Мы не знаем даже, проявляют ли люди, наделенные талантом (или страдающие явным умственным расстройством), наследственную тенденцию формировать определенные нервные соединения (которые в таком случае можно было бы обнаружить и у их близких

родственников),

или же они просто представляют

собой

один из

способов

случайной комбинации

генов

(а значит, похожие

черты могут быть в

13 Энзимы (от греч. еп в, внутри; zyme — закваска) — то же, что и ферменты биологические катализаторы, присутствующие во всех живых клетках. Осуществляют превращения веществ в организме, направляя и регулируя тем самым его обмен веществ. По химической природе белки. — Примеч. ред.

равной степени присущи двум разным людям, не состоящим в родстве).

Возможно, самые эффективные результаты исследований человеческих талантов можно получить, изучая близнецов. Сравнивая монозиготных близнецов с дизиготными или близнецов, выросших раздельно, с теми, кто рос вместе, мы можем многое понять из того, как наследственность влияет на черты. И тем не менее, ученые, располагающие одними и теми же сведениями, — и даже не подвергающие их сомнению, — могут прийти к совершенно разным выводам относительно наследственности. Так, на основе определенных математических и научных предположений некоторые исследователи, занимающиеся проблемой наследуемости интеллекта (на материале данных тестов интеллекта), полагают, что он передается по наследству на 80%. Другими словами, эти ученые отстаивают точку зрения, что до 80% изменчивости ответов на вопросы теста в пределах данной группы можно отнести на счет генетической составляющей. Другие исследователи, изучавшие те же факты, но пользующиеся другими предположениями, оценивают наследуемость интеллекта в 20% и даже ниже. Естественно, большинство ученых придерживаются золотой середины, и чаще других называются цифры от 30 до 50%. Никто не отрицает того, что физические черты явно обусловлены генетически и что особенности темперамента тоже зависят от генетического набора. Но когда речь заходит об особенностях когнитивного поведения человека или о его личности, высокий процент наследуемости не кажется столь убедительным.

В литературе по генетике мало встречается недвусмысленных ответов на вопросы, интересующие исследователя мозга. И тем не менее, существуют

полезные концепции, которые могут помочь нам в наших изысканиях. Начнем с хорошо известного факта, что некоторые люди вследствие своего генетического строения относятся к "группе риска", считаясь предрасположенными к некоторым заболеваниям (например, гемофилии) или нарушениям развития нервной системы (подобно разнообразным задержкам развития). Этот факт сам по себе не утверждает, что они обязательно заболеют этими недугами, ведь здесь еще играют определенную роль факторы вероятности, воздействия окружения или специального ухода. Мы можем только утверждать, что при наличии равных условий у этих людей больше вероятность заболеть, чем у тех, кто не наделен подобной генетической предрасположенностью.

Проводя аналогию, было бы полезно считать определенных людей "предрасположенными" к развитию особого таланта. И опять, такое утверждение не гарантирует, что они обязательно многого добьются: человек не станет великим шахматистом или просто любителем, если у него нет шахматной доски. Но если он живет в среде, где играют в шахматы, и почувствует стимул к этому, то сможет быстрее овладеть тонкостями игры и стать в ней настоящим профессионалом. Предрасположенность обязательное условие для становления вундеркинда. Однако благодаря особым методам обучения, например Программе развития дарования Сузуки по обучению игре на скрипке, даже человек, не проявляющий генетической склонности выше среднего уровня, может добиться значительных успехов за короткое время.

Еще одно направление предположений касается разнообразия характеристик и моделей поведения, на которые способны люди. В крупном и гетерогенном обществе, подобном нашему, где

распространены межнациональные браки, можно выделить большое разнообразие черт. Но со временем яркие характеристики становятся менее заметными или полностью исчезают. Напротив, определенные народы (например, проживающие на изолированных островах южных морей) тысячелетиями жили своей обособленной группой и избегали каких бы то ни было контактов с другими народностями. У таких людей отмечается генетический дрейф: в процессе естественного отбора они развивают общий генофонд, который может разительно отличаться от генетического набора других популяций.

Из всех особенностей, которые накладываются необычным природным окружением или экзотической культурой, не всегда просто выделить чисто генетические факторы. И все же, как утверждает вирусолог Карлтон Гайдузек, изучавший многие примитивные сообщества, народы, подверженные генетическому дрейфу, часто обладают примечательным набором характеристик, в том числе редкими заболеваниями, иммунитетом, физическими чертами, поведенческими паттернами14 и обычаями. Очень важно изучить эти факторы прежде, чем они окончательно исчезнут или станут невидимыми из-за вымирания группы или ее интенсивной ассимиляции с другими народами. Только благодаря тщательному документированию таких групп можно будет установить весь диапазон человеческих возможностей. Действительно, как только исчезнут такие народы, мы даже не сможем понять, какими способностями и качествами они обладали. Но если установить, что какая-то группа более того, любой человек добилась

14 Паттерн (англ. pattern — повторяющийся узор, канва, орнамент) — стойкие и повторяющиеся модели поведения и реагирования. — Примеч. ред.