Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

4 курс / Акушерство и гинекология / Диссертация_Агрба_И_Б_Органосохраняющее_хирургическое_лечение_родильниц

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
23.03.2024
Размер:
1.96 Mб
Скачать

21

мл, утеротоническая терапия положительных результатов не дала. В экстренном порядке была произведена эмболизация внутренних подвздошных артерий, которая также не привела к остановке кровотечения и лишь после этого выполнена гистерэктомия. Общая кровопотеря составила 10 480 мл, было перелито 34 дозы эритроцитарной массы. Во втором наблюдении пациенткой была первородящая женщина 35 лет, у которой диагноз (врастание плаценты в сочетании с ее полным предлежанием) был выставлен на 34-й неделе гестации с помощью ультразвукового исследования и МРТ. Во избежание массивного кровотечения и для сохранения матки родоразрешить беременную было решено на 38-й неделе беременности. В день операции была произведена катетеризация правой бедренной артерии, по которой после извлечения плода и до отделения плаценты проводилась селективная транскатетерная эмболизация маточных артерий с использованием растворимых желатиновых эмболов. После эмболизации сосудов плацента была отделена, общая кровопотеря составила 460 мл. Менструации восстановились спустя 6 мес.

Авторы считают, что из-за недостатка клинического опыта в первом случае акушеры пытались вручную отделить плаценту, что привело к массивному кровотечению и необходимости удаления матки.

J.F. Deux et al. (2001), J.P. Pelage et al. (1999) в своих исследованиях отметили положительный эффект транскатетерной эмболизации артерий (ТЭА) в 83–100% наблюдений акушерских кровотечений и в 75% – врастаний плаценты. Неудачи при ТЭА они объяснили массивным кровотечением, спазмом маточных артерий, ДВС-синдромом, невозможностью завершения эмболизации и развитию в связи с этим отсроченного кровотечения.

B. Courbiere et al. (2003) для лечения женщин с врастанием плаценты осуществляли двустороннюю перевязку подвздошных артерий или эмболизацию маточных артерий, при этом оставляя плаценту in situ. Авторы отметили полную резорбцию плацентарной ткани в большинстве случаев. В 2 наблюде-

22

ниях пришлось прибегнуть к гистерэктомии, показаниями к которой послужили профузное маточное кровотечение и постэмболический некроз матки.

G. Kayem et al. (2004) полагают, что частота развития ДВС-синдрома на фоне массивного маточного кровотечения меньше у женщин, которым проводилась консервативная терапия аномалий прикрепления плаценты (5%) в сравнении с теми пациенткам, у которых плацентарная ткань удалялась (39%).

Одним из последних исследований, опубликованных в мировой печати, является ретроспективный анализ результатов лечения, выполненный в 12 клиниках Буэнос-Айреса. Было изучено 539 историй болезней: 361 пациентки с placenta acrreta/percreta, 114 – с атонией матки, 19 – с шеечной беременностью, 24 – с разрывом матки. В 432 наблюдений произведено хирургическое лечение, 119 из них – в экстренном порядке. Лечение включало в себя селективную перевязку артерий и наложение компрессионных швов на матку. Эффективность лечения оценивалась достижением гемостаза. В послеоперационном периоде 10 пациенткам была произведена гистероскопия, 341 выполнена МРТ.

Кровотечение было остановлено у 499 женщин, но 40 из них понадобилась гистерэктомия, показанием к которой послужили профузное кровотечение и коагулопатия. Две женщины скончались от полиорганной недостаточности. Наиболее эффективным оказался компрессионный шов в нижнем маточном сегменте по Cho. После хирургического лечения беременность наступила у 116 женщин. В результате исследования авторы пришли к выводу, что двусторонняя перевязка маточных артерий более эффективна при кровотечении из верхних отделов матки, в то время как наложение компрессионных швов оказалось более эффективным при кровотечениях из ее нижних отделов (Palacios-Jaraquemada J.M., 2011).

Хирургическое лечение. Среди методов органосберегающего хирургического лечения родильниц с патологией прикрепления плаценты целесооб-

23

разно выделить общие и частные способы. Общие способы направлены на остановку гипотонического маточного кровотечения. К ним относят лигирование внутренних подвздошных артерий и наложение компрессионных швов на матку. Частные методы подразумевают непосредственное иссечение патологического фрагмента плаценты вместе с подлежащими тканями.

Одним из распространенных методов гемостаза у женщин с послеродовыми гипотоническими кровотечениями считается двусторонняя перевязка внутренних подвздошных артерий. Ошибочно считается, что гемостатический эффект этой операции связан с ишемизацией матки. Однако еще в 1968 г. R.C. Burchell доказал, что остановка кровотечения при лигировании внутренних подвздошных артерий обусловлена не прекращением кровотока в маточных артериях, а изменением его характера и направления. После лигирования внутренних подвздошных артерий начинает функционировать система анастомозов, позволяющая в достаточной мере осуществлять доставку крови к органам малого таза и в частности к матке.

Таких анастомозов несколько, наибольшее значение имеют три пары:

1)между пояснично-подвздошными артериями, отходящими от заднего ствола внутренней подвздошной артерии, и поясничными артериями, исходящими из аорты;

2)между латеральной и средней крестцовыми артериями, первая из которых отходит от заднего ствола внутренней подвздошной артерии, а вторая является непарной ветвью брюшной аорты;

3)между средней прямокишечной артерией, являющейся ветвью внутренней подвздошной артерии и верхней прямокишечной артерией, отходящей от брыжеечной артерии.

При правильном лигировании первые пары обеспечивают адекватное кровоснабжение матки, третья пара подключается только при случае неадекватно низкой перевязки внутренней подвздошной артерии. Таким образом, пос-

24

ле перевязки внутренней подвздошной артерии кровь поступает в ее просвет через анастомозы пояснично-подвздошной и боковой крестцовой артерий, в которых кровоток приобретает обратное направление. Из этого следует, что основным фактором остановки кровотечения является не ишемизация матки, а резкое снижение пульсового давления. Кровь поступает во внутренние подвздошные артерии не из крупного артериального сосуда с резкими перепадами давления в разные фазы сердечного цикла, а из сети мелких артерий с незначительным изменением пульсового давления. Артериальный кровоток становится похожим по своим характеристикам на венозный. Кровотечение останавливается за счет тромбообразования (Бунин А.Т. и Горбунов А.Л., 1990).

Наложение компрессионных швов на матку при послеродовом кровотечении можно рассматривать вариантом идеи перевязки сосудов, кровоснабжающих матку. Только в данном случае лигируются уже не внутренние подвздошные или маточные артерии, а следующие по ходу сосудистые ветви: аркуатные артерии (наиболее крупные внутриорганные сосуды первого порядка, отходящие от восходящей ветви маточной артерии к телу матки в горизонтальном направлении в количестве 10-15 ветвей) и артерии, дугообразно охватывающие переднюю и заднюю стенки матки.

Наиболее популярными компрессионными швами, используемые в акушерстве, являются швы оригинальной разработки С. B-Lynch et al. (1997). Данный способ предполагает наложение на матку так называемых «рюкзачковых» швов. В результате, как плечи человека лямками рюкзака, матка дважды одной нитью, на расстоянии 4 см от каждого латерального края, опоясывается в продольном направлении. По мнению авторов, принцип действия способа заключается в «продолжительном продольном компрессионном воздействии на внутриорганную сосудистую систему матки».

T.F. Baskett et al. (2004) описали 28 наблюдений успешного использования компрессионного шва по B-Lynch и его модификации: вертикальная и квад-

25

ратная (соединение передней и задней стенок матки) техники шва. Во всех наблюдениях в качестве шовного материала использовались полигликолит и хромированный кетгут. Все операции были выполнены во время кесарева сечения на сроках гестации 37–41 нед: у 22 женщин кесарево сечение произведено в экстренном порядке, у 6 – в плановом. Показаниями к наложению компрессионных швов в 25 наблюдениях было атоническое маточное кровотечение, в 2 – предлежание плаценты, в 1 – врастание плаценты. У 5 рожениц использование компрессионного шва по Б-Линчу и его модификаций не привело к остановке кровотечения и им была выполнена гистерэктомия. В последующем беременность наступила у 7 женщин, она протекала без осложнений, все пациентки были родоразрешены путем операции кесарева сечения в плановом порядке на 37–39 неделе гестации. Во время операции кесарева сечения в 4 наблюдениях были обнаружены следы компрессионных швов: в виде фиброзной перетяжки между передней и задней стенками матки в области нижнего маточного сегмента, с признаками ишемического некроза миометрия, которые в данных ситуациях не имели клинических проявлений и не помешали течению беременности.

C.T. Wohlmuth et al. (2005) оценили результаты лечения 22 рожениц, 11 из которым удалось остановить кровотечение при помощи компрессионного шва по B-Lynch, 6 – потребовалась дополнительно перевязка маточных и яичниковых артерий, а 5 – была произведена гистерэктомия. Несмотря на то, что в данных исследованиях не было клинически значимых осложнений в виде некроза матки, в литературе имеются данные о подобных осложнениях, и осложнениях в виде пиометры, требовавших немедленной гистерэктомии в послеоперационном периоде после наложения компрессионных швов. В связи с этим авторы рекомендовали использование только монофиламентных нитей (Joshi V.M. et Shrivastava M., 2004; Ochoa M. et al., 2002; Treloar E.J. et al., 2006).

А.Н. Стрижаков и др. (2013) изучили клиническую эффективность и ис-

26

ходы применения компрессионных швов на матку у женщин, перенесших массивные акушерские кровотечения. Серия наблюдений составила 26 пациенток, которым в составе комплексной терапии массивного акушерского кровотечения проводилось наложение компрессионных швов на матку по B-Linch. Причиной кровотечения у всех женщин являлась интраоперационная атония/ гипотония матки, у 17 (65,4%) пациенток в виде монопатологии, у 9 (34,6%) – в сочетании с коагулопатией. Минимальный объем кровопотери составил 1200 мл, максимальный – 3500 мл. В 16 наблюдениях (61,5%) швы по B-Linch были единственным хирургическим методом остановки кровотечения. У 8 (30,8%) женщин дополнительно потребовалось лигирование внутренних подвздошных артерий, у 2 (7,7%) – было выполнено наложение швов по B-Linch, перевязка восходящих ветвей маточной артерии, яичниковых артерий в модификации Цицишвили и лигирование внутренних подвздошных артерий. В подавляющем большинстве наблюдений (22 /84,6%/) необходимость в гистерэктомии не возникла. Отмечено, что в раннем послеоперационном периоде форма матки сохраняется измененной – с увеличением поперечного размера матки. Кроме того, у 46,2% пациенток на протяжении 3 месяцев наблюдения сохранялось смещение положения матки по вертикальной оси вверх, что, по-видимо- му, связано с нарушением ретракции миометрия и восстановления связочного аппарата матки. У всех женщин, перенесших коагулопатию и атонию матки (61,5%), длительно (1–2,5 месяца) сохранялась лихорадка с рекуррентной гипертермией до 38°С. По мнению авторов, применение компрессии матки по B- Linch даже при увеличении кровопотери более 20–30% объема циркулирующей крови (ОЦК) позволяет избежать гистерэктомии у подавляющего большинства женщин. В то же время, ученые приводят наблюдение тотального некроза матки после наложения компрессионных швов по поводу гипотонического маточного кровотечения во время кесарева сечения и подчеркивают, что наиболее частыми осложнениями после лигатурной компрессии матки яв-

27

ляются снижение темпов ее инволюции, развитие эндометрита, изменение формы матки, более высокое ее расположение относительно костных ориентиров таза и длительное сохранение гипертермии.

В 2007 г. Британским институтом акушерства и гинекологии была дана оценка эффективности органосберегающих методов лечения послеродовых кровотечений: эмболизация маточных артерий – 90,7%, баллонная тампонада – 84,0%, маточный компрессионный шов – 91,7%, перевязка внутренних подвздошных артерий – 84,6%.

В литературе представлено большое количество публикаций из разных стран, посвященных успешному иссечению плацентарной площадки при патологии прикрепления плаценты. Так, D. Tsivos et al. (2009) описали клиническое наблюдение за пациенткой, у которой в последовом периоде при потягивании за пуповину произошел выворот матки и было диагностировано истинное врастание плаценты по задней стенке. Под спинальной анестезией была произведена резекция 80% объема плацентарной площадки, ушивание плацентарного ложа двурядными швами. Общая кровопотеря составила 2500 мл, что потребовало переливания эритроцитарной массы. В послеродовом периоде проводился динамический ультразвуковой контроль, в ходе которого обнаружено прогрессирующее уменьшение объема плацентарной ткани, а при тестировании хорионического гонадотропина в сыворотке крови его уровень в течение2 нед снизился с 2500 Ед/л до 13 Ед/л.

J.C. Riggs et al. (2000) после иссечения плацентарной площадки для контроля гемостаза использовали катетеры Фолея, которые вводили внутрь матки на 2 суток.

А.Н.Стрижаковым и А.И.Давыдовым (2007) выполнен анализ результатов обследования и лечения 240 женщин в возрасте от 19 до 43 лет с поздними послеродовыми кровотечениями, возникшими через 4–25 дней после родоразрешения. В 10% наблюдений кровотечение было обусловлено частичным плот-

28

ным прикреплением или истинным врастанием плаценты. Удаление плацентарной ткани происходило в условиях малой операционной с помощью глубокой тотальной гистерорезектоскопии. У всех пациенток лечение оказалось успешным, не потребовавшим проведения гистерэктомии.

1.4. Иммуногистохимические маркеры развития патологии

прикрепления плаценты

Успешная имплантация плодного яйца является сложнейшим процессом и зависит от синхронности стадий развития эмбриона самого по себе и сложной серии молекулярных и клеточных процессов, которые возникают в беременной матке под контролем паракринной и аутокринной регуляции. Эмбрион готовится к имплантации уже на стадии дробления. В результате первого дробления зиготы образуется бластула (греч. blastos – росток). Клетки бластулы состоят из двух неравнозначных по своим морфофункциональным характеристикам клеток, бластомеров – крупных и мелких. Мелкие светлые клетки образуют стенки пузырька – трофобласт. Более крупные темные клетки – формируют эмбриобласт, слой клеток, располагающийся кнутри от трофобласта, из которого формируется зародыш и прилегающие к нему внезародышевые структуры. Между эмбриобластом и трофобластом располагается внезародышевая мезенхима. Клетки трофобласта в отличие от клеток эмбриобласта на начальной стадии развития активно делятся и создают для более крупных бластомеров внешнее покрытие, именуемое трофэктодермой бластоцисты. Трофэктодерма представляет собой первый внеэмбриональный тканевый зачаток, из которого впоследствии будет развиваться трофобласт – временный орган, необходимый для имплантации зародыша и образования плаценты. В ходе дифференциации трофобласта в нем формируются два слоя – внутренний, называемый цитотрофобластом, поскольку он сохраняет клеточное строение, и наружный, называемый синцитиотрофобластом, поскольку в нем исчезают меж-

29

клеточные границы, и ядра клеток оказываются в общей симпластической плазме. Цито- и синцитиототрофобласт структурно и метаболически связаны, и совместно с мезенхимой формируют ворсинки хориона, создавая для них внешнее покрытие. Еще один компонент трофобласта – вневорсинчатый цитотрофобласт (ввЦТБ), который участвует в эпителио-соединительнотканных взаимодействиях и формируется позже, в ходе прикрепления ворсин к соединительнотканной строме эндометрия (Bischof P. et Campana A., 2000). Цитотрофобласт является исходными клетками плаценты, дающими начала другим видам трофобласта: синцитиотрофобласту и промежуточному трофобласту. Промежуточный трофобласт в зависимости от локализации, структуры роста, иммуногистохимического фенотипа делится на: хорионический промежуточный трофобласт (chorinic-type intermediate trophoblasts), ворсинчатый промежуточный трофобласт (villous intermediate trophoblasts), промежуточный трофобласт плацентарной площадки (implantation site intermediate trophoblasts – ISITs) (Shih I.M. et Kurman R.J., 2001; Staun-Ram E. et Shalev E., 2005). ISITs играет огромную роль в развитии маточно-плацентарного кровообращения на ранних сроках гестации, поскольку обладает инвазивными свойствами (инфильтрирует децидуальную оболочку, спиральные артерии, миометрий). Цитотрофобласт в соответствии с последующей функцией делится на три различных типа трофобласта: гормональноактивный ворсинчатый трофобласт, вневорсинчатый якорный трофобласт, инвазивный промежуточный трофобласт. При этом на протяжении всего срока беременности сохраняется неразделенный цитотрофобласт, готовый при необходимости к дифференциации. Ворсинчатый трофобласт продуцирует большинство плацентарных гормонов, наиболее изученный из которых хорионический гонадотропин человека. Циклическая АМФ и ХГЧ сами по себе способствуют формированию из цитотрофобласта гормональноактивного синцитиотрофобласта. В месте, где ворсины хориона контактируют с экстраселлюлярным матриксом децидуальной стромы формиру-

30

ется второй тип трофобласта – вневорсинчатый якорный трофобласт. Это соединительный трофобласт производит уникальный фибронектин (trophouteronectin – TUN), который способствует прикреплению плодного яйца к матке. Трансформирующий фактор роста TGF-beta и цитокин LIF (leukemia inhibitory factor) подавляют синтез хорионического гонадотропина и стимулируют синтез фибронектина TUN. И, наконец, третий вид трофобласта – инвазивный промежуточный трофобласт обладает способностью проникать сквозь внеклеточные пространства в эндо- и миометрий. Конечной целью для этого типа вневорсинчатого трофобласта является пенетрация спиральных артерий

формирование маточно-плацентарного кровотока (Kumazaki K. et al., 2002).

Вместе прикрепления («заякоривания») ворсин трофобласт образует многослойные клеточные колонны, покрывает соединительнотканные перегородки плаценты, инфильтрирует децидуальную строму и сосуды. Значение трофобласта в физиологии развития зародыша чрезвычайно велико – он обеспечивает имплантацию зародыша и формирование важнейшего внезародышевого (провизорного) органа – плаценты (Гилберт С., 1995).

Процесс имплантации плодного яйца начинается в первые 6-7 дней, следующих за овуляцией и состоит из трех стадий (Стрижаков А.Н. и др., 1996). 1 стадия – это, так называемое, противостояние – «apposition», которое заключается в первичной, непрочной адгезии бластоцисты к стенке матки. На этой стадии происходит первичный контакт между пиноподами, являющимися эпителиальными выростами видоизмененного эндометрия, трансформировавшегося на этом этапе в децидуальную оболочку и микроворсинками апикальной поверхности трофобласта (Lopata A. et al., 2002). На второй стадии, которая называется стабильной адгезией – «stable adhesion», происходит усиление связи, контакта между бластоцистой и децидуальной оболочкой, происходит ориентация эмбрионального полюса по направлению к децидуе. Последняя стадия – стадия инвазии «invasion» плодного яйца в децидуальную обо-

Соседние файлы в папке Акушерство и гинекология