Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 2023 / Громов 15.04.docx
Скачиваний:
18
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
151.74 Кб
Скачать

Преимущественное право покупки

Следующий институт в рамках преддоговорных отношений – это преимущественное право покупки. Преимущественное право покупки предусматривает, что в случае, если обязанное лицо решит продавать вещь, в такой ситуации я могу рассчитывать на её преимущественное приобретение. Поэтому преимущественное право, оно такое спящее относительно, и начинает работать только при определенном условии (заключение договора купли-продажи или аренды, мены, любого договора, который укладывается в гипотезу соответствующей статьи).

Примеры преимущественного права покупки:

  • продажа доли в ООО.

  • в уставе непубличного акционерного общества можно также предусмотреть продажу (мену либо другой договорной тип) акций, и тогда указать, по какой цене осуществляется отчуждение).

  • 250 ГК РФ – продажа или мена доли в общей долевой собственности.

  • заключение договора аренды на новый срок (621 ГК РФ).

  • возникшее в силу договора.

Исходя из этих изначальных предпосылок получается, что у обязанного лица существует достаточно большой простор для усмотрения:

  1. он может вообще не продавать свой объект (свобода заключения договора). В такой ситуации получится, что преимущественное право никогда не выйдет из спящей фазы, договор основной никогда не будет заключен.

  2. он может выбрать любой договорный тип, направленный на отчуждение этого объекта (свобода выбора договорного типа). В ряде случаев у нас преимущественное право работает только на отдельные договорные типы, в частности, на куплю-продажу. Соответственно, если я выбираю другой способ отчуждения, то оно в принципе не сработает. Более того, в ряде случаев оно прекратится. В ряде случаев оно, конечно, будет продолжаться, например, если мы берем долю в ООО, то оно будет в отношении не бывшего обладателя доли, а нового, но все равно обладатель преимущественного права не сможет купить этот объект.

  3. он сам конструирует условия, на которых продается объект (свобода определения содержания договора). Получается, что оно ничем не связано, и ставит, по сути, управомоченного перед фактом, я заключаю договор на таких-то условиях, будешь брать или нет.

Это все приводит к тому, что у обязанного лица есть достаточно большое количество опций, чтобы воспрепятствовать реализации преимущественного права.

Воспрепятствование реализации преимущественного права

В частности, если преимущественное право работает на куплю-продажу только в каком-нибудь ООО, и в уставе ничего иного не сказано, то получается, что у нас может быть договорный тип другой, который не приведет к реализации преимущественного права, или я могу вообще не использовать договорное отчуждение, а применить какие-то иные. Например, если у меня и у вас есть по 50% доли в обществе, то я хочу отчудить свои 50%, но не хочу, чтобы вы их приобрели. Мы оба юридических лица. Я начинаю реорганизацию, в рамках которой из меня выделится два лица: в одно я передаю все активы, помимо этой доли, а в другом лице в рамках реорганизации у меня окажется эта доля, которую я хочу продать. Получается, что в ходе реорганизации я стал обладателем 100% долей в обществе, которому принадлежат 50% долей в другом обществе наравне с вами. Для того, чтобы реализовывать, распоряжаться 50% долей в нашей с вами обществе, я могу не продавать их, а продавать доли в обществе, которым я владею один, и которое является непосредственным обладателем этой 50% доли. Распоряжаясь этой 50% доли я буду распоряжаться 50% долей. Соответственно я могу использовать не куплю-продажу.

Я могу отчудить договор по договору купли-продажи, но создать такие неблагоприятные условия, при которых вы не захотите покупать этот объект. Я могу обременить его залогом, а продавать по рыночной цене. Опять же, у нас с вами по 50%, я хочу продать, например, Покровскому. Я отдаю в залог Агаркову. При этом доля стоит 15 млн, и Агарков мне дал кредит в 15 млн. Я хочу продать Покровскому, пишу вам, будете реализовывать свое преимущественное право на объект, который обременен залогом в 15 млн., готовы заплатить еще 15 млн. Если пишете да, я не смог продать Покровскому, но вы мне заплатите не 15 млн., а 30 млн., потому что вы мне сейчас заплатите 15, а потом Покровскому еще 15, потому что я кредит не верну, а потом банкротство, будет обращаться взыскание на этот актив, и Покровский может попробовать его купить, заплатив 15 млн., или вы попытаетесь его выкупить, и в итоге заплатите больше. А если вы отказываетесь, то я сразу продаю Покровскому, он гасит кредит Агаркову, и он покупает за 15 млн.

Еще включают мнимые условия, я продаю Покровскому за 15, а указываю в договоре, что за 100. Но это, естественно, должно ловиться через фиксацию того, сколько реально было уплачено. Я могу включить в договор вполне себе действительные дополнительные условия. В таком случае вы будете покупать предмет с залогом или иными обременениями, или вы, опять же, не сможете исполнить ряд условий, например, если будет поручительство. Должно применяться такое же регулирование, как в Германии: если вы не можете исполнить условие, то мы его оцениваем по рыночной стоимости, если нельзя оценить, другой критерий – был бы заключен договор без этого условия или нет.

Еще один вариант, который я видел в практике, это купля-продажа, я сразу прописываю свой мотивированный отказ. То есть, я хочу продать Покровскому, но боюсь, что вы реализуете свое преимущественное право, вы его реализуете, а у меня в договоре действует мотивированный отказ. То есть, вы реализовали преимущественное право, я тут же отказался от договора и вернул себе объект назад.