Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Iz_arkhiva_Izbrannye_trudy_V_G_Bogoraza_po_shamanstvu_1934-1936_gg

.pdf
Скачиваний:
23
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
3.19 Mб
Скачать

Часть вторая. Идеология шаманства

обычайный гнев, возвращаются назад к своему хозяину, осыпая его упреками. Нередко они убивают такого неудачливого хозяина. Любопытно отметить, что бесы, подвластные русским колдунам, тоже получив неисполнимое задание, возвращаются к хозяину и убивают его. О заимствовании, по-видимому, не может быть речи: это просто общее развитие одной и той же идеи.

С другой стороны, шаман должен вести себя со своими духами осторожно и ласково, во время камлания он разговаривает с ними тоненьким, умильным голоском, они отвечают басисто и хрипло, тем глухим голосом, который рождается от чревовещания, как указано еще в Библии: «Глуха будет речь твоя из-под праха. И голос твой будет, как голос чревовещателя, и из под праха шептать будет речь твоя» (Исайя 29, 4).

Отправляясь на какое-нибудь трудное магическое предприятие, шаман должен ублажить своих духов, принести им соответственные жертвы, а лучше всего — обещать им хорошие подарки в случае удачи.

В чукотской сказке о состязании двух шаманов описывается их борьба с духами, которые подкочевали целым поселком, желая совершить нападение. После ряда приключений оба шамана в свою очередь нападают на духов. Духи обращаются в бегство. Шаманы гонятся за ними. Духи ныряют под землю, земля открывается перед ними, твердая почва стала колыхаться, как вода. Оба шамана тоже ныряют под землю и выныривают как будто из воды, но один из них вдруг застрял в земле как раз серединой тела и не может высвободиться ни взад ни вперед.

«Что за диво такое, — говорит другой, — ведь ты шаман. Скажи, ты обещал подарки своим духам-помощникам?» — «Ах, нет». — «Вот как скверно, все же попытайся запеть свою песню». — «О, я не могу». — «Нет, нет, попытайся позвать своего духа».

Он попытался принять в себя голос своего духа, но не мог этого сделать. А земля кругом была как мерзлая.

«Ах, сделай что-нибудь для меня, я тебе заплачу». — «Ага, а что ты мне дашь?» — «Дам тебе рубашку из тонкой оленьей шкуры, с хорошим подбоем, дам тебе также свиток лахтачного93 ремня и еще белошерстную собаку».

93Лахтак, или морской заяц (Erignathus barbatus), — тюлень очень крупной породы, шкура его употребляется на ремни и подошвы.

311

I. В. Г. Богораз. Стадии развития шаманства [1934–1936 гг.]

После того другой шаман запел свою песню. Духи его были ему послушны, они явились в образе моржовом, он продолжил петь, и из мерзлой земли вышло множество моржей. Они разрыли землю, стиснутый шаман мог пошевелиться, и он оказался совсем на поверхности.

Так он освободился.

Подарки, указанные здесь в виде выкупа при помощи чужих духов, в сущности, должны были достаться собственным духам шама- на-неудачника. Но он их во время не обнадежил, и они оставили его в трудную минуту на произвол судьбы.

Л. Я. Штернберг в своей работе об избранничестве94 выдвигает такое положение, что у каждого шамана есть главный духпокровитель, который посылает ему других духов, так сказать, из своей собственной свиты. Притом, по утверждению Штернберга, этот главный дух является духом эротическим, супругой шамана или супругом шаманки, вроде средневековых инкубов и суккубов, которые являлись ведьмам, по утверждению обвинительных актов, составляемых инквизиторами.

Действительно, во многих случаях можно указать такую центральную фигуру главного духа-помощника. Но, во-первых, это явление отнюдь не всеобщее, во-вторых, этот дух-помощник может иметь с шаманом другие отношения кроме брачных.

У юкагиров, по указаниям Иохельсона, духи-помощники по большей части духи животных и птиц. Они называются так же. Среди этих духов есть и душа мамонта, «хольчут-акбы». С другой стороны, шаману помогают также духи умерших, в особенности духи умерших родственников, бывших шаманами, — «Алман-аиби». Последние — самые могучие покровители шамана95.

Мы встречаем здесь, таким образом, вторую категорию ду- хов-помощников. Это духи предков, духи умерших родственников, в особенности предков шаманов. На более поздних стадиях развития шаманства помощники-предки отодвигают на задний план более первобытных и простых звериных и птичьих помощников.

По указанию Штернберга у гиляков каждый шаман имеет своих специальных духов-помощников.

94Л. Я. Штернберг. Избранничество в религии. Журнал «Этнография», 1927, 1–2, стр. 26.

95W. Jochelson, The Jukaghir…, p. 155.

312

Часть вторая. Идеология шаманства

Эти духи-помощники двоякого рода — «кехн» и «кенч». Настоящие помощники — «кехн». Это они помогают шаману

вытащить беса из организма больного, забираясь с ним даже в царство теней.

Что же касается помощников «кенч» — то это веселые духи, играющие с шаманом и помогающие ему только в фокусах.

Кехн, по указанию Штернберга, по преимуществу звериные образы: волки, сивучи, олени, филины, зайцы и т. д.96 Впрочем, кехн способны по желанию принимать другую форму. Призывая кехн, шаман старается им по возможности угодить. Перед порогом юрты расстилает на полу большой кусок новой бязи, на которой кехн будут отдыхать во время сеанса. В углу на полке ставит чашку с сахаром, с ценным гиляцким блюдом — мось, картошкой и другими лакомствами, которыми кехн будут угощаться во время камлания. Эти идеи, по-видимому, однотипны чукотским. Рядом с этими звериными духами-помощниками мы у гиляков не видим помощни- ков-предков.

Духи-помощники тунгусского шамана тоже имеют по преимуществу звериные образы — это медведь, сокол, гагара, кукушка и т. д.

Шаман собирает их всех вместе и вступает с ними в переговоры, дает им советы, указания и соответствующие распоряжения97.

Здесь, по-видимому, нет речи о главном помощнике, ибо распорядителем духов является сам шаман.

Напротив того, у якутов дух-покровитель шамана — это по преимуществу его покойный предок, притом предок-шаман. «Эмогядь» — дух-покровитель, существо совершенно особое. Это по большей части душа бывшего некогда на земле шамана. Шаман видит и слышит только посредством своего эмогядь. «Поучал меня шаман Тюспот, я вижу и слышу через три наслега (поселка), а есть такие, которые видят и слышат гораздо дальше98».

Мы не имеем анализа духов-помощников у гольдов. А имеем только анализ их изображений, притом с таким сомнительным пояснением, что в быту при сношениях с русскими выработалось название для всех духов, а также для их изображений — «бурханы,

96Л. Я. Штернберг. Гиляки. Этнографическое обозрение, 1904, № 2, кн. LXI, стр. 48–49.

97К. М. Рычков. Енисейские тунгусы. М., Землеведение. Приложение к 3–4 кн. за 1922, стр. 120–121.

98В. Л. Серошевский. Якуты, т. I, СПб., 1896, стр. 626.

313

I. В. Г. Богораз. Стадии развития шаманства [1934–1936 гг.]

но сами гольды в разговорах между собою называют своих духов и идолов сеонами»99. При этом, по-видимому, особое имя для духов шаманских помощников отсутствует.

Впрочем, по указанию Лопатина, главный бурхан (зеон) — это айями. Айями, по-видимому, считается по преимуществу духом — помощником шамана.

«Шаман считает айями проводником по своему шаманскому пути во вселенной. Шаман по приметам болезни определяет, какому бурхану айями унес душу. Он делает себе изображение этого айями, во время камлания отправляется вместе с ним искать жилище того бурхана, где спрятана душа. Если найдет душу, то умоляет бурхана отдать ему душу обратно. Если же не получает ее добровольно, то вступает с бурханом в борьбу и отбирает душу насильно»100.

Кстати у Лопатина айями — дух, по-видимому, мужской. Штернберг, между прочим, в своем известном описании шаманского духа айями считает его женским, небесною подругой гольдского шамана.

Духи — покровители алтайского шамана — это ару-кормосы. Они, впрочем, вообще являются покровителями. Каждый алтаец имеет своих собственных ару-кормосов. Они ведут упорную борьбу со злыми духами яман-кормостор — злые кормосы. Эти злые духи суть души умерших людей.

Во время камлания шаман подробно рассказывает результаты своих переговоров с духами. Наряду с утешительными ответами приходится нередко передавать присутствующим ответы и неприятные. «Тяжелую картину, — пишет Анохин, — нам пришлось наблюдать в селении Сайдыс, когда шаманка Олончи сообщила присутствующим, что духи шлют угрозу ее аилу и намерены послать смерть на одного из членов ее семейства. Всех охватил ужас, и раздался плач»101.

При сношениях с духами неба и подземного мира служебные духи ару-кормосу являются необходимыми помощниками. Шаман побеждает все препятствия только при помощи ару-кормосу. Во

99И. А. Лопатин. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Записки общества изучения Амурского края. Т. XVII, Владивосток, 1922, стр. 210.

100А. В. Анохин. Материалы по шаманству у алтайцев. Сборник Музея антропологии и этнографии Академии наук, 1924, т. IV, вып. 2, стр. 18.

101Там же, стр. 210.

314

Часть вторая. Идеология шаманства

время путешествия они являются живой силой и охраняют шамана от опасности.

Ару-кормосы невидимо облетают вокруг шамана, сидят на голове, на руках, на ногах и в различных направлениях опоясывают его стан и в призываниях за это именуются броней или обручем (курчу).

Это описание, таким образом, сходно с чукотским. Но в дальнейшем мы имеем такое указание. Но глава всех духов, составляющих шаманскую броню, есть всегда личный, кровный дух-покровитель, от которого шаман ведет свое преемство.

Таким образом, у алтайцев центральной фигурой шаманских духов-помощников является предок-шаман.

Любопытно отметить, что у якутов вместо духов-помощников шаман может лично явиться посредником между своим пациентом

излым духом болезни. Он, с одной стороны, старается задобрить духа подарками, а с другой стороны, также обмануть его. Он рассказывает злому духу, что у больного нет ни скота, ни казны, и этот больной круглый сирота, пользуется из земного имущества только клочком земли, которую теперь он из уважения к этому духу принужден отдать в залог и достать у добрых людей самых лучших подарков на выкуп своей души (кут), похищенной духом102.

Уалтайцев рядом с духами-помощниками надо отметить также духов-посредников. Первое место между ними занимает Яйик. Яйик живет на земле, среди людей. Он связан не с злым Эрликом, а с добрым Ульгенем. Ульгень послал его с неба охранять человека от всего худого и злого. Яйик является посредником между человеком

иУльгенем. Яйик у алтайцев пользуется особым уважением. Весной, при первых удоях кобылиц, алтайцы делают Яйику кропление смесью толокна с кобыльим молоком.

Обряд этот называется яйик-чигарар — «поднимать Яйика», при этом просят, чтобы Яйик был в текущем наступающем году так же милостив, как и в прошлом103.

Нетрудно видеть, что Яйик является образом гораздо более позднего происхождения, чем злой Эрлик и все шаманские духи-

102А. Попов. О верованиях якутов Якутской области. Известия Восточно-Си- бирского отделения Русского географического общества, 1886, том XVII, № 1–2, стр. 123–124.

103А. В. Анохин. Материалы по шаманству у алтайцев. Сборник Музея антропологии и этнографии Академии Наук, 1924, т. IV, вып. 2, стр. 13.

315

I. В. Г. Богораз. Стадии развития шаманства [1934–1936 гг.]

помощники. Помощь Яйика какая-то неопределенная. Жертву ему приносят ничтожную — кроплением молока. Есть и другой посредник — Суйла. Этот дух держится вместе с шаманом и сопутствует шаману во время его путешествий на небо и в подземный мир. Духу Суйла приносят в жертву тоже кропление, разбрызгивают немного вина, других жертв ему не приносят.

316

Часть третья

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ШАМАНСТВА

Мы выдвигаем вперед социальную организацию шаманства и указываем на то, что она существует в течение длительной эпохи и представляет различные стадии, соответствующие той форме социального строя, на почве которой они возникли.

Шаманство вообще соответствует родовому строю. В связи с этим можно установить три стадии развития шаманства: 1) шаманство раннеродовое, соответствующее становлению рода — первому очерку сравнительно более простого родового строя; 2) шаманство среднеродовое, соответствующее дальнейшему развитию и укреплению рода, и 3) шаманство позднеродовое, соответствующее укреплению рода и переходу от строя родового к строю племенному.

Наконец, в дальнейшем при развитии форм государства, основанных на более или менее четком классовом строе, проявляется заключительная стадия вырождения и загнивания шаманства.

Специфика шаманства, состоящая в выделении определенной группы шаманов-специалистов, выработавших особый обряд служения духам, создавших специальные принадлежности — облачение и бубен, — существует уже на первой стадии, однако в дальнейшем переходе от стадии к стадии, на вторую и третью стадию, она подвергается определенным изменениям и усложнениям.

1)Первая стадия — шаманство раннеродовое, существует или, точнее, существовало до последнего времени у народов крайнего северо-востока Евразии: чукоч и азиатских эскимосов, также и у американских эскимосов. Оно характеризуется меньшей сложностью социальной организации. Чукотско-эскимосский шаман не имеет помощников и учеников, и сам не является ничьим учеником, особенно в Евразии. Он получает шаманский дар путем личных уси-

317

I. В. Г. Богораз. Стадии развития шаманства [1934–1936 гг.]

лий в сношениях с духами. Чукотское шаманство не знает наследственности и не имеет сложных принадлежностей. Бубен чукотско-эскимосского шамана маленький круглый, с ручкой, приделанной сбоку без всяких подвесок. Чукот- ско-эскимосский шаман не имеет плаща и только прикрепляет к обычной одежде несколько меховых кистей и амулетов, вырезанных из дерева, кости или рога.

Эта сравнительная простота нисколько не мешает большому напряжению шаманского искусства. Чукотский шаман исполняет поразительные трюки и фокусы, в том числе употребляет приемы так называемой шаманской хирургии, которые существовали и на более поздних стадиях, но ныне исчезли. Чукотский шаман является искусным чревовещателем. Существует особый отдел фольклора «Рассказы о шаманах», полный поэтического напряжения.

2)Вторая стадия развития шаманства существует у большинства так называемых малых народностей Севера. Она свойственна тунгусам и самоедам, гилякам и гольдам, камчадалам, юкагирам и некоторым другим. Она характеризуется прежде всего усложнением социальной организации. У шамана является помощник, так называемый «посох» или на северном русском наречии «черный полевой дьячок». Существует шаманская школа, у шамана есть малолетние ученики, и сам он получил обучение у другого шамана. Шаманский дар является наследственным и переходит от поколения к поколению, как по мужской, так и по женской линии.

По этому поводу Л. Я. Штернберг говорит: «Характерной особенностью шаманства является наследственность шаманского дара. У каждого шамана кто-нибудь из его предков по мужской или женской линии был шаманом. Это совершенно естественно, ибо для того чтобы сделаться шаманом, необходимо обладать особой болез- ненно-нервной организацией, крайней возбудимостью, наклонностью к экстатическим припадкам, подвергаться разным видам галлюцинаций и т. п. — словом, страдать в той или иной степени истеричностью. А истеричность, как известно, весьма легко передается по наследству»1.

1Л. Я. Штернберг. Избранничество в религии. Журнал «Этнография», 1927, 1-2, стр. 5.

318

Часть третья. Социальная организация шаманства

Мы встречаем наследственность шаманства у енисейских тунгусов, у якутов и у бурятов, а также в Средней Азии, у племени сибо2. О последних Кротков пишет:

«Духи обыкновенно сами указывают, кто может и должен стать шаманом. Если у шамана несколько сыновей, то бывшие в этом роду и уже умершие шаманы дают главе семьи указания, обыкновенно в сновидении, кто из его сыновей или внуков должен после него сделаться шаманом»3.

У сартов бывают случаи, что мать передает свою силу и искусство дочери, и так из поколения в поколение.

Шаманство у сартов находилось уже в разложении, тем более интересно подчеркнуть, что это разложение не повлекло за собой отрицание наследственности, и притом — наследственности по материнской линии.

Наконец, утверждение молодого шамана зависит от его родовичей и в той или иной степени является выбором.

Так, например, Широкогоров подробно описывает такое утверждение шамана4. Состязание двух кандидатов, мужчины и женщины, даже избирательные интриги, которые имели место во время состязаний. Когда в роде по смерти шамана освобождаются духи, среди членов рода начинаются страшные, необъяснимые заболевания, которые особенно сильно распространяются среди ближайших шаману членов рода нисходящего поколения, специально же среди молодых людей обоего пола и возраста приблизительно до 20 лет. Больные делаются задумчивыми и рассеянными, лишаются работоспособности, не могут заниматься обычным трудом, много спят, во сне постоянно бредят, вскакивают на ложе, стремятся удалиться от людей, иногда убегают в тайгу и там остаются подолгу, обычно отказываются от пищи и худеют. Иногда это заболевание сопровождается истерическими припадками со всеми типичными проявлениями истерии: судорогами, «мостом», нечувствительностью, светобояз-

2Сибо — малый народ в Китае, близкий по языку и культуре к маньчжурам

(примеч. М. М. Ш.).

3

Н. Н. Кротков. Краткие заметки о современном состоянии шаманства

 

у сибо, живущих в Илийской области и Тарбагатае. Зап. Вост. отд. Русск.

 

археол. общ., 1912, т. XXI, вып. II–III, стр. 7.

4С. М. Широкогоров. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов. Ученые записки историко-филологического факультета, Владивосток, т. I, 1919.

319

I. В. Г. Богораз. Стадии развития шаманства [1934–1936 гг.]

нью и т. д. Иногда больных находят в лесу забравшимися во время припадка на дерево или сидящими между скалами или в пещерах. Больных возвращают насильно домой, следят за ними, ухаживают за ними, так как все знают, что причиною заболевания могут быть духи умершего шамана. Таких больных одновременно бывает иногда несколько человек. Никакое лечение здесь не помогает, и только шаман может определить истинную причину заболевания, да и то

сбольшим трудом. Лечение же для таких больных может быть только определение духов к одному из больных, что опять-таки делается не шаманом, а самими духами. Кто же из заболевших и искомых духами имеет больше шансов сделаться их хозяином? В этом отношении у некоторых народностей существуют определенные правила: так, например, у забайкальских тунгусов духи наследуются обычно от деда к внуку, от мужчин к мужчинам, а от женщин к женщинам

ссоблюдением мужской филиации и с сохранением женщиной духов своего рода. У манджуров же, где женщина, пришедшая в чужой род, в отношении духов становится полноправным членом рода, наследование духов происходит без различия пола и стремится придерживаться прямой линии — от отца к сыну и дочери, от матери к сыну и дочери.

Сознание принципа наследования влияет только до некоторой степени, так как, помимо всего, у кандидата должны быть специальные данные для того, чтобы сделаться шаманом.

Но случается, что, несмотря на наличие кандидатов (по принципу наследования) и заболевших описанной болезнью, духи все-таки ни на одном из них не останавливаются, и болезнь начинает захватывать новых членов рода, давая при этом новые видоизменения ее. Взрослые люди становятся нервными и совершают акты необъяснимой грубости, даже преступления: начинает развиваться всеобщее раздражение, склонность к истерическим припадкам, смертность от самого болезненного состояния и несчастных случаев увеличивается. Тогда нормальная жизнь рода приостанавливается и иногда может грозить даже гибелью рода. Такое состояние рода может продолжаться несколько лет. Именно же оно может быть лишь созданием шамана, и случается это в более простом случае приблизительно следующим образом.

Состояние одного из больных значительно ухудшается. Он почти ничего не ест, теряет сон, мрачен и бездеятелен. Обычно вечером или ночью начинается сильный припадок. Больной дрожит,

320