Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кузнецов Д.В.-Иракский кризис-2009.doc.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
99.56 Mб
Скачать

Причастность к террористическим актам 11 сентября 2001 г.

«Кто из нижеперечисленных субъектов, по Вашему мнению, имеет причастность к террористическим актам 11 сентября 2001 г.?».

Уровень причастности

Да, абсолютно

Да, скорее

Немного

Нет, скорее

Нет, абсолютно

Усама бен Ладен

83

7

3

3

4

Афганистан

64

21

5

4

6

Лидеры фундаменталистских организаций, действующих в мусульманских странах

53

25

6

6

10

Ирак

41

32

9

9

9

Палестинцы

35

36

10

11

8

Пакистан

31

32

17

10

10

Источник: CNN/USA Today/Gallup Poll. September 14-15, 2001.

В связи с этим, а также под влиянием распространяемой с помощью СМИ информации, среди американцев оформилось представление о тех целях, которые должна преследовать объявленная, но еще не начавшаяся «война с терроризмом».

Таблица 3.1.2

Цели «войны с терроризмом» и мнение американцев

«Считаете ли Вы важными следующие представленные ниже цели, которые предполагается достигнуть в рамках объявленной 20 сентября 2001 г. «войны с терроризмом»?».

Определенно да

Скорее да

Скорее нет

Определенно нет

Ликвидация лагерей террористов в Афганистане

91

5

1

2

Захват или уничтожение Усамы бен Ладена

85

10

2

1

Уничтожение террористической сети не только в Афганистане, но и во всем мире

84

12

2

1

Недопущение получения Ираном, Северной Кореей и Ираком оружия массового уничтожения (ОМУ)

79

15

3

3

Отстранение Саддама Хусейна от власти в Ираке

68

22

5

2

Падение в Афганистане режима движения Талибан

68

20

6

2

Источник: CNN/USA Today/Gallup Poll. September 21-22, 2001.

И как видно (табл. 3.1.2), в центре внимания находился именно Афганистан, хотя наряду с ним фигурировали также такие страны, как Иран, Северная Корея и опять-таки Ирак.

Планирование предполагаемого удара по Афганистану, где тогда у власти находился режим Талибан, а кроме того, по имеющимся данным разведки США, располагались лагеря террористов из организации «Аль-Каида», было осуществлено достаточно быстро. Одновременно сложилась и антитеррористическая коалиция, во главе которой находились США. Уже 7 октября 2001 г. США и их союзники приступили к осуществлению военной операции в Афганистане и, как свидетельствуют результаты проведенных тогда в США опросов общественного мнения, американцы в своем подавляющем большинстве поддержали эту «акцию возмездия», расценивая ее как вполне оправданный с точки зрения законности ответ на террористические акты 11 сентября 2001 г.1.

При этом указанная поддержка оформилась уже 13 сентября 2001 г., когда при ответе на вопрос «Как Вы отнесетесь к тому, что США в ответ на террористические акты 11 сентября 2001 г. начнут военные действия в Афганистане против находящихся здесь террористов?» были получены следующие результаты: «Одобряю» - 85 %, «Не одобряю» - 11 %, «Затрудняюсь ответить» - 4 %1. Причем в день, когда собственно и началась военная операция в Афганистане, т.е. 7 октября 2001 г., американцы в своем абсолютно подавляющем большинстве выразили положительное отношение к этой «акции возмездия» в ответ на террористические акты 11 сентября 2001 г., тогда как тех, кто имел к этому отрицательное отношение, насчитывалось крайне мало2.

Более того, уже 7 октября 2001 г., американцы считали, что руководство США не должно останавливаться на достигнутом и после Афганистана обратить свое внимание на другие страны, которые, как полагали американцы, оказывали поддержку террористам, т.е. тем самым расширить рамки «войны с террором»: 78 % против 16 % опрошенных лиц считали именно так3. При этом существенно, что американцев не сильно волновало то достаточно серьезное с точки зрения возможных последствий обстоятельство, что все это может привести к конфликту между США и арабскими странами в целом. При ответе на вопрос «Как Вы можете оценить уровень своего волнения по поводу возможного конфликта США с арабскими странами?», были получены следующие результаты: «Определенно серьезное» - 25 %, «Скорее серьезное» - 41 %, «Скорее не серьезное» - 22 %, «Определенно не серьезное» - 11 %4.

Хотя и относительный, но все же успех США в Афганистане, видимо, «окрылил» не только руководство страны, но и самих американцев, которые укрепили свою уверенность в том, что США способны решить ставшую столь актуальной для них, проблему международного терроризма. В массовом сознании сложилось достаточно устойчивое мнение о том, что борьба против международного терроризма ведется успешно, и эта уверенность в силах США окрепла. Так, в январе 2002 г. американцы подтвердили свою готовность к тому, чтобы продолжать объявленную ранее «войну против террора», в том числе используя в ее рамках самые разнообразные методы5.

Тогда же, в январе 2002 г., внимание руководства США перекинулось на Ирак, что объяснялось прежде всего тем, что фактически сразу же США увязали борьбу с международным терроризмом и проблему нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Именно поэтому после Афганистана, который был связан с «Аль-Каидой», внимание США оказалось приковано к Ираку. Последний, по мнению США, представлял собой самую значительную угрозу из числа так называемых государств «оси зла».

При этом вскоре после во многом программной речи Дж. Буша-младшего, произнесенной в Конгрессе США 29 января 2002 г. и вызвавшей колоссальный интерес среди представителей американской общественности, причем еще задолго до момента самого выступления главы государства1, в The Washington Post появилась статья, авторство которой принадлежало бывшему государственному секретарю США Г. Киссинджеру, в которой он выступал за нанесение следующего, после Афганистана, «удара возмездия» по Ираку2.

Важно, однако, подчеркнуть, что еще в декабре 2001 г., идея о необходимости проведения аналогичной, как в случае с Афганистаном, военной операции против Ирака, стала достаточно живо обсуждаться и в американских СМИ. «Дебаты в администрации Буша в отношении Ирака пришли к тому, что военная или тайная операция против Саддама Хусейна сочтена неизбежной», - подчеркнула 20 декабря 2001 г. ежедневная газета The Washington Times, хотя, по ее мнению, «судя по высказываниям в интервью американских официальных лиц, вопрос со временем проведения операции и стратегией, которая будет выбрана, остается неясным»3. «Какому бы варианту ни отдал предпочтение Буш, американские официальные лица считают, что новая политика войны с Ираком будет готова через несколько месяцев», - сделала тогда заключение The Washington Times4.

При этом печать внесла свой вклад в окончательное оформление решительной позиции руководства США и населения страны относительно продолжения «войны с террором». Так, например, The New York Times, которая в 2000 г., во время президентских выборов находилась в оппозиции к Дж. Бушу-младшему, в декабре 2001 г. подчеркивала: «Мистер Буш… зарекомендовал себя в качестве сильного военного лидера, вселяющего в народ чувство безопасности в период кризиса». Спустя ровно полгода после событий 11 сентября 2001 г. журнал Time вышел с редакционной статьей «Сможем ли мы предотвратить следующее нападение?». «В течение последующих шести месяцев США нанесли ответный удар по террористам, в результате чего страх нации относительно новой террористической атаки ослаб. Терактов больше не было. Однако установившееся спокойствие носит относительный характер и рано или поздно оно закончится», - подчеркнул тогда Time. В этих условиях, Time, так же как и руководство страны, считал следующее: «Единственная и при этом самая эффективная стратегия, направленная на предотвращение возможных терактов, заключается в том, чтобы нанести удар по вероятным террористам прежде, чем они решатся на совершение террористического акта, уничтожить их и буквально выкорчевать… Это чрезвычайно трудно, но это возможно»1.

С этого момента, а фактически – с января 2002 г. руководство США стало активно формировать новую (после войны в Персидском заливе, 17 января – 3 марта 1991 г.) антииракскую коалицию в составе целого ряда государств, опираясь при этом на поддержку внутри страны.

Действительно, свои взгляды на проблему международного терроризма американцы подтвер­дили и в 2002-2003 гг., когда США при участии Великобритании осуществляли тщательную подготовку к военной операции против Ирака. Последняя рассматривалась тогда американцами как составляющая борьбы про­тив международного терроризма, которая развернулась после событий 11 сентября 2001 г., и сформировавшийся ранее в США своеобразный общенациональный консенсус относительно действий в области борьбы с междуна­родным терроризмом сохранялся в неизменности долгое время.

Отношение американцев к Ираку к этому моменту представляло собой весьма устойчивую категорию, а отличительной чертой этого отношения стал исключительный критицизм, исходящий от американцев в адрес Ирака (табл. 3.1.3).

Таблица 3.1.3