Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кузнецов Д.В.-Иракский кризис-2009.doc.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
99.56 Mб
Скачать

Мнение англичан о возможных вариантах действий против Ирака

«Как Вы считаете, правильны или неправильны следующие варианты действий в отношении Ирака?».

Правильно

Неправильно

Затрудняюсь ответить

Сохранить режим экономических санкций против Ирака

71

19

10

Отправить ВВС США для нанесения ракетно-бомбовых ударов по стратегическим объектам Ирака

68

25

7

Отправить ВВС Великобритании для нанесения ракетно-бомбовых ударов по стратегическим объектам Ирака

63

30

7

Осуществить убийство Саддама Хусейна

46

45

9

Отправить войска США с целью оккупации Ирака

33

57

10

Отправить войска Великобритании с целью оккупации Ирака

24

66

10

Использовать ядерное оружие с целью уничтожения Саддама Хусейна

8

88

4

Использовать химическое и бактериологическое оружие с целью уничтожения Саддама Хусейна

5

94

1

Нанести ракетно-бомбовые удары по гражданским целям

2

96

2

Источник: British Public's Attitudes to the Iraq Bombings… MORI On-Line Telephone Surveys (OLTS) interviewed 620 adults aged 18+ across Greta Britain on 18th December 1998 for the Mail on Sunday. - http://www.mori.com/index.php.

С другой стороны, по мнению 53 % против 34 % при 13 % выбравших ответ «Затрудняюсь ответить», решение, принятое Б. Клинтоном о начале очередной военной операции против Ирака, вовсе не связано с угрозой импичмента1, о чем тогда неоднократно упоминалось в СМИ.

Что же касается Франции, то здесь в 1998 г. наблюдались совершенно иные тенденции, чем в Великобритании. Когда на Ирак стал усиливаться нажим со стороны США, в общественном мнении Франции были отмечены довольно существенные трансформации.

20-21 февраля 1998 г. большинство французов (60 % против 32 %) подчеркнуло, что Ирак все еще представляет угрозу для мира2. Поэтому почти половина французов (49 %) полагала, что ответственность за возможно неудачный исход переговоров представителей международного сообщества с Ираком будет нести именно Ирак3. В случае же, если военная операция против Ирака состоится, Франция, по мнению французов (55 %), должна была сохранять нейтралитет, тогда как только 10 % указывали на необходимость участия в ней Франции на стороне США и Великобритании. С другой стороны, 27 % опрошенных лиц считали, что Франции необходимо политически поддержать США и Великобританию4.

Отношение французов к возможной военной операции против Ирака тогда оказалось критическим: большинство (60 % против 32 % при 8 % выбравших ответ «Затрудняюсь ответить») выступало против подобного рода действий, считая их неприемлемыми5.

При этом 2/3 французов (65 % против 18 %) считали, что их страна не должна принимать участие в военной операции против Ирака6, а ¾ (75 % против 17 %) поддержали официальную позицию Франции в отношении иракского кризиса1.

Во многом это объяснялось тем, что в 1998 г., в сравнении с предшествующим периодом, ситуация была иной. Фактически, Ирак уже не являлся агрессором, как это имело место ранее, когда иракские войска вторглись на территорию Кувейта. Кроме того, отсутствовал и еще один немаловажный для жителей Франции фактор – наличие заложников в Ираке из числа граждан стран Запада. Вследствие этого больше половины французов (53 % против 35 %) считало, что военная операция против Ирака не может быть оправданна2.

В целом же, в 1998 г. общественное мнение Франции оказалось менее заинтересованным в том, что происходило тогда вокруг Ирака, тогда как во время Кувейтского кризиса общественно-политический резонанс во Франции был куда более значительным.

В декабре 1998 г. общее количество французов, как видно из представленной ниже диаграммы (Рис. 2.3.2), которые критически относились к военной операции против Ирака, увеличилось. При этом еще большее число опрошенных во Франции лиц – 76 % против 17 % - поддержали официальную позицию Франции в отношении иракского кризиса3. Критика в адрес США и Великобритании прозвучала тогда и со стороны практически всех ведущих политических партий Франции, расположенных как на левом, так и на правом флангах. При их самом активном участии 17, 18 и 19 декабря 1998 г. во Франции (главным образом в Париже перед зданием посольства США) состоялись демонстрации протеста.

Рис. 2.3.2. Отношение французов к военной операции против Ирака в 1998 г.

Источник: Un grand sondage «Paris Match» – B.v.a. // Paris Match. №2587. 23 décembre 1998.

Примечание.

Вопрос, который был задан французам, звучал так: «Вы одобряете или не одобряете ракетно-бомбовые удары, которые по Ираку осуществляют США и Великобритания?».

Таким образом, в 1998 г. имел место своеобразный перелом в общественном мнении Франции. Теперь, в отличие от Кувейтского кризиса 1990-1991 гг., французы были склонны выступать уже не за, а против военной операции против Ирака.

Подобного рода трансформации во взглядах французов связывались прежде всего с тем, что образ США изменился и при этом вследствие все более и более растущего гегемонизма США, далеко не в лучшую сторону. В этих условиях жители Франции стали критически расценивать действия США на международной арене, что сближало их с позицией, которую занимало руководство Франции.

В 1998 г. перелом в массовом сознании произошел среди жите­лей не только Франции, но также Германии и Италии, поскольку в общественном мнении этих стран наблюдались аналогичные, что и во Франции, тенденции. Здесь также отно­шение немцев и итальянцев к военной опе­рации против Ирака было иным, чем во время Кувейт­ского кризиса 1990-1991 гг.: «против» выступали 60 % немцев и 43 % итальянцев, «за» выступали 31 % немцев и 41 % итальян­цев (Рис. 2.3.3).

Рис. 2.3.3. Отношение немцев и итальянцев к военной операции против Ирака в 1998 г.

Источник: Les Français ne veulent pas participer à une intervention militaire en Irak. - http://www.ipsos.fr/index.asp.

Примечание.

Вопрос, который был задан немцам и итальянца, звучал примерно так: «Вы выступаете за или против осуществляемых по Ираку США и Великобританией ракетно-бомбовых ударов?».

Тем самым немцы и итальянцы, как и французы, проде­монстрировали свое критиче­ское отношение к действиям США и Великобритании в регионе, но это, однако, впервые после Кувейтского кризиса внесло определенный раскол в конфигурацию общественного мнения в странах Европы, который впоследствии только усиливался.