Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 7. Грамматические ресурсы речевого возде...doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
114.69 Кб
Скачать

3. Видовые значения как ресурс воздействия

Категория вида обладает широким спектром выразительных возможностей в разных типах речи. Так, в психотерапии практикуется такой прием воздействия на пациента, как «воспоминание из будущего». Врач стремится перевести проблему в цель и помогает пациенту предвидеть позитивное, хорошее будущее, смотреть на свои трудности как на переходную фазу. В технике «воспоминание из будущего» психотерапевт разговаривает, используя глаголы совершенного вида и прошедшего времени так, как будто замечательное изменение, когда проблемы уже не существует, – свершившийся факт.

Представим, что мы встретились с вами через года и проблемы больше не существует. Как в таком случае выглядит теперь ваша жизнь? Вы сменили работу? Бросили пить и сохранили семью? Прекратили ругать детей? [Ахола Т., Фурман Б. 2000:194] (Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия М., 2000).

Потенциал категории вида как средства выражения коммуникативных намерений говорящего обнаруживается не только в психотерапевтической практике. В различных речевых сферах можно наблюдать использование нестандартных видовых коррелятов, то есть образованных вопреки нормам КЛЯ. Регулярность образования ненормативных форм НСВ и СВ позволяет легко адаптировать их к потребностям говорящего. Чаще всего видовые инновации можно встретить в поэтическом языке и разговорной речи, где выразительные возможности категории вида обнаруживаются наиболее ярко. Из этих сфер «видовые игры» проникают и в рекламный дискурс. Возможности образования соотносительных по виду глаголов могут проявляться по-разному:

  • в образовании потенциальных видовых пар (если в КЛЯ существует глагол без видовой пары):

Я благодарен Церетели за то, что он меня отваял в бронзе. Э. Рязанов (ваять НСВ - отваять СВ)

Ты меня всегда разбуживаешь (разбудить СВ – разбуживать НСВ);

  • в образовании окказиональных видовых пар:

Я отзолачивал открытый уголок. А. Солженицын (окказиональный глагол отзолотить СВ – отзолачивать НСВ);

  • в выборе нестандартного видового коррелята (при наличии в языке стандартного):

Зацени новый Супер (реклама) (вместо оцени).

Я вас покидываю.

Вот пять минут – и просыпнусь.

  • в столкновении в одном высказывании видовых коррелятов разных глаголов:

Диван, на который можно не только ложиться, но и положиться (реклама) (лечь – ложиться, полагаться - положиться).

  1. Переход относительных прилагательных в качественные

Оценка качеств предметов и явлений является одной из актуальных задач в любой коммуникации. В текстах, направленных на изменение модели мира и в том числе - системы ценностей адресата (реклама, политический дискурс и т.д.), оценочные характеристики приобретают особую значимость. В связи с этим предмет, признак или явление может быть охарактеризован как соответствующий типичному представлению о нем либо как «выходящий из ряда вон», обладающий признаком в большей или меньшей степени по сравнению с другими. Для обозначения этих смыслов говорящий может быть не всегда удовлетворен теми лексическими и грамматическими ресурсами, которые ему предоставляет литературный язык. Одним из типичных средств преодоления этой «недостаточности» является использование относительных прилагательных в значении качественных и образование от них форм степеней сравнения, «не узаконенных» КЛЯ. Это обнаруживается в том, что у относительных прилагательных появляются оценочные семы, создающие «мерцание смыслов» («Стальная безопасность» - реклама автоматических замков), и образуются степени сравнения. Если говорящий описывает признак, способный изменяться, присутствовать в большей или меньшей степени, то он или его собеседник может легко «шкалировать» наличие признака при помощи окказиональных форм сравнительной степени. Подобные явления ранее были описаны на материале разговорной и художественной речи [Русская разговорная речь 1983:105-107, Земская 1992:75, Санников 1999:149]. (Е.А. Земская. Словообразование как деятельность. М., 1992).

Покупай лучше твердый творог. Он творожнее мягкого.

Вопрос гуляния стоит у нас ребром. И чем дальше, тем ребре.

А. Я совсем дошедшая.

Б. А я еще дошедшее.

Чем старше, тем мемуарнее (А.А. Реформатский о себе).

В последние годы они получили широкое распространение и в рекламном дискурсе:

«Рама»: сливочнее не бывает. Самый мужской одеколон.

Самый апельсиновый сок. Самая железная дверь.

Самый легкий и самый фруктовый йогурт. Самый сибирский йогурт.

Такой сырный сыр.

Следует отметить, что в сферу семантического и грамматического сравнения попадают такие признаки, которые узуально не закреплены в формах относительных прилагательных (то есть слово является окказиональным):

Самая телефонистая модель.

«Балтимор» - самый провансальный провансаль.

В данных примерах используются продуктивные словообразовательные модели современного русского языка. Об этом и других приемах пойдет речь в следующем разделе.