Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Материал к экзамену.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
199.4 Кб
Скачать

43. Обострение политической борьбы в Италии под влиянием движения за захват предприятий ( с характеристикой само этого движения).

Из первой мировой войны Италия вышла экономически истощенной и обремененной внешними долгами. Экономический кризис переплетался с кризисом политическим. В этих условиях усиливаются революционные настроения среди трудящихся масс. В 1920 г. на севере страны итальянские рабочие захватывают отдельные промышленные предприятия, организуя на них производство под руководством своих комитетов. Батраки и беднейшие крестьяне на Юге начинают захватывать необработанные помещичьи земли. Правительство, не надеясь на поддержку армии, не решается применить к ним вооруженную силу.

Падает влияние старых буржуазных партий: либералов — партии крупной буржуазии, “пополяри” — католической партии, предшественницы христианско-демократической партии, национальной партии аграриев. Социалистическая партия раскалывается на фракции. В 1921 г. из нее вышло левое крыло, образовавшее коммунистическую партию. Но ее влияние на трудящиеся массы было еще незначительным, и правительству удалось скоро снизить накал борьбы путем частичных уступок рабочим, которые возвратили захваченные предприятия. Крестьянам также пришлось возвратить земли помещиков.

Широкое распространение получил захват предприятий в Италии в условиях мощного революционного подъема 1919-1920 гг. Забастовки, сопровождавшиеся оккупацией заводов, проходили в этот период в рамках общенационального движения за признание предпринимателями полномочий фабрично-заводских советов как органов рабочего контроля на предприятии.

Движение началось в крупнейшем индустриальном центре страны Турине, где располагались крупнейшие предприятия металлургической и машиностроительной отраслей и где оно возглавлялось группой молодых социалистов «Ордине Нуово» («Новый порядок») А.Грамши и П.Тольятти. Весной 1920г. в обстановке обострившегося конфликта между недавно созданной Конфедерацией итальянских промышленников, не желавшей признавать советы, фабрично-заводской совет завода «Индустрие металлурджике» (группа «ФИАТ») в знак протеста против увольнения рабочих-членов внутренней комиссии объявил «белую» (итальянскую) забастовку (то есть рабочие собирались в цехах, но не работали, а проводили митинги). В ответ директор объявил локаут, и тогда рабочие приняли решение не возобновлять работу, но и не покидать здание предприятия до отмены локаута. В течение двух дней, 23-24 марта рабочие оставались в цехах, но к концу второго дня их вытеснили с территории завода с помощью вооруженной силы.

Реакцией на репрессии властей стала трехдневная забастовка всех металлистов Турина, продолжавшаяся в течение 27-28 марта, к которой присоединился также и инженерно-технический персонал. На третий день стачки ее участники были вытеснены с предприятий полицией. 1 апреля предприниматели объявили локаут на всех крупных предприятиях, следствием чего стала всеобщая забастовка рабочих Турина (начавшаяся 13 апреля), а также трудящихся других городов и даже сельских провинций Пьемонта. Солидарность с туринскими рабочими выражали и трудящиеся других областей - Лигурии, Тосканы.

Всеобщая стачка в Турине продолжалась 10 дней. Ее результатом стало признание определенных прав фабрично-заводских советов на предприятии; все уволенные рабочие восстанавливались на прежней работе без всяких взысканий.

Осенью 1920г. в стране развернулось общенациональное движение за захват фабрик. Во главе его опять стояли металлисты, выдвигавшие, помимо экономических требований (повышение заработной платы, введение оплачиваемых ежегодных отпусков) также и требование введения государственного и рабочего контроля над черной металлургией, всеми предприятиями, выполняющими заказы для государства. Ведущую роль в движении играли фабрично-заводские советы.

После длительных переговоров с предпринимателями и их отказа выполнить требования металлистов по улучшению своего экономического положения на съезде металлистов в августе 1920 г. было принято решение о проведении забастовки-«обструкции» (подразумевавшей работу замедленными темпами) на всех заводах металлообрабатывающей промышленности Италии. После 10 дней проведения «обструкции» предприниматели Турина, Милана, Генуи стали объявлять локауты, в ответ рабочие начали занимать предприятия. Движение охватило не только несколько сотен тысяч человек в так называемом «промышленном треугольнике» (Турин, Милан, Генуя), но и Рим, Неаполь, Флоренцию, Венецию.

В течение трех недель фабрично-заводские советы проявили себя как действенная форма рабочего управления производством. Рабочие захваченных предприятий наладили бесперебойный выпуск и сбыт изготовленной продукции; была обеспечена образцовая трудовая дисциплина, охрана заводов, организована связь между ними. На ряде предприятий к рабочим присоединились инженеры и техники, кое-где их задерживали силой, а на некоторых - квалифицированные и опытные рабочие сами заменяли инженерно-технический состав. При этом производительность на многих из занятых заводов или уменьшилась незначительно или даже увеличилась, как, например, в Милане, где на заводе «Бреда» выдавалось три планки ежесуточно. На предприятиях других отраслей развернулось широкое движение солидарности с бастующими металлистами. К металлистам присоединились рабочие других отраслей, в особенности химической, текстильной, обувной промышленности. Так, в Милане были заняты некоторые химические заводы, шинные заводы «Пирелли», 22 обувные фабрики, 21 швейная и др. В Турине было захвачено 200 швейных и текстильных предприятий.

Большое число трудящихся, не участвовавших в захватах, оказывали помощь бастующим, собирали для них средства и продовольствие. Движение проходило под лозунгами «Сделаем, как в России» и носило ярко выраженный политический характер. В фабрично-заводских советах участники движения видели прообраз будущей пролетарской власти, основанной на рабочем самоуправлении.

В противовес такой, революционной устремленности движения реформистское руководство профсоюзов считало необходимым ограничить его выдвижением требования рабочего контроля на предприятии, осуществляемого внутренними комиссиями и понимаемого как путь к коллективному управлению производством и социализации.

Занятие заводов прекратилось 20 сентября в результате компромисса, предложенного премьер-министром Италии Дж.Джолитти. Рабочие покинули предприятия, а предприниматели согласились на установление рабочего контроля, проект закона о котором должна была выработать паритетная комиссия. С этого момента, однако, борьба за рабочий контроль пошла на убыль, главной причиной чего стал спад революционного подъема в Италии.

В Италии тогда еще не было коммунистической партии, которая поставила бы вопрос о захвате пролетариатом политической власти. Руководители социалистической партии и Всеитальянской конфедерации трудящихся поспешили заключить компромиссное соглашение с правительством и призвали рабочих оставить фабрики. Таким образом, по вине реформистских и центристских лидеров рабочего класса в Италии в тот момент пролетарская революция была сорвана.

Поражение вызвало разногласия в руководстве СПИ. Через несколько месяцев, в январе 1921 года партия раскололась на своем национальном конгрессе. Треть делегатов решила создать Коммунистическую партию Италии. Таким образом, революционные коммунисты отказались от внутренней борьбы в рядах старой Социалистической партии.

Это демонстрирует тот факт, что авангард класса понял характер своих лидеров и ощущал потребность в революционном руководстве. К сожалению, это произошло слишком поздно, чтобы повлиять на события 1920 года. Мы не будем здесь описывать природу новой партии, возглавляемой Бордиги. Заметим только, что хотя лидеры компартии и были подлинными революционерами, они подверглись жесткой критике со стороны Ленина, в работе «Детская болезнь левизны в коммунизме» за ультролевизну. Любой желающий может обратится к этой работе. ме" за ультролевизну. Любой желающий может обратится к этой работе. Поражение Фабричных Советов ставшее следствием предательства реформистских и центристских лидерам драматически изменило политическую ситуацию в стране. Поражение привело к ужасной деморализации. Оно усилило реакцию и подготовило условия для прихода спустя два года к власти фашистов. Без поражения 20-го года, фашисты никогда бы не смогли прийти к власти.

События в Италии 1920-ого года — важный исторический урок. Они наглядно показали истинный характер буржуазного государства. Показали насколько в действительности не демократичны так называемые буржуазные демократы, вроде, Джиолитти. Но главное они показали, что когда капитализм входит в глубокий кризис, нельзя останавливаться на пол пути, нет никакого «третьего пути» или «пути реформ». Вопрос стоит: «или..., или...» . В критический момент, когда революционная ситуация назрела, когда рабочий класс способен выдвинуть программу, которая может привлечь на его сторону все эксплуатируемые слои общества и объединить их в борьбе за революционное, социалистическое преобразование, все может быть потеряно, если руководство пойдет на компромисс с капиталистами. Тогда движение неизбежно потерпит тяжелое поражение и откроет дорогу реакции.