Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Материал к экзамену.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
199.4 Кб
Скачать

38. Политика правительства Эдуарда Даладье в 1938-39 гг. И её оценка.

В апреле 1938 г. правительство возглавил лидер радикалов Эдуард Даладье. Потенциал Народного фронта был исчерпан. Правоцентристские партии проявляли очевидную пассивность, не в силах пред­ложить реалистичную программу выхода из кри­зиса. В такой сложной ситуации Даладье решился на окончатель­ный отказ от модели «ответственного правительства» — кабинета, опирающегося на парламентское большинство. Было провозглаше­но создание межпартийного «правительства национальной оборо­ны». Даладье призвал все партии к сотрудничеству, но при этом потребовал чрезвычайных полномочий, позволяющих действовать в обход парламента. Голосуя за их предоставление, Националь­ное Собрание проявило редчайшее единодушие — 575 голосов «за» и 5 «против». Однако эта поддержка означала не консолидацию вок­руг Даладье всех политических сил, а, напротив, сложение круп­нейшими партиями с себя ответственности за судьбы страны, со­здание правительства, действующего в условиях острейшего поли­тического и экономического кризиса на свой страх и риск.

Сосредоточив в своих руках всю полноту власти и приступая к реализации широкой программы экономических реформ, Даладье попытался любой ценой стабилизовать внешнеполитическое поло­жение Франции на то время, которое потребуется для подготовки страны к войне. После нескольких месяцев интенсивных диплома­тических контактов с германскими и итальянскими службами фран­цузская дипломатия подготовила «компромиссное решение» судетского вопроса. В сентябре 1938 г. в Мюнхене на встрече Даладье, Чемберлена, Гитлера и Муссолини было достигнуто соглашение о расчленении Чехословакии и удовлетворении территориальных претензий Германии. Жесткую позицию Франция заняла и в ис­панском вопросе, участвуя в интернировании бойцов республикан­ской армии Испании после ее поражения в войне с франкистами. Наконец, уже летом 1939 г. французская делегация вместе с анг­лийскими представителями фактически блокировала переговоры в Москве о заключении тройственной военно-политической кон­венции. Иллюзорность надежды избежать таким образом обостре­ния отношений с Германией и не дать Гитлеру повода для расши­рения военной агрессии в Европе стала очевидной 1 сентября 1939 г. Фатальные ошибки французской и английской дипломатии в со­четании в агрессивностью нацисткой Германии ввергли мир в гло­бальную войну. Однако правительство Даладье действительно су­мело использовать выигранное время для вывода страны из эконо­мического кризиса и наращивания военной мощи.

Для «оздоровления» французской экономики правительство Да­ладье окончательно отказалось от социально ориентированной по­литики Народного фронта. Налоги на прибыль промышленных и торговых предприятий были снижены, тогда как прямые и косвен­ные налоги повышены на 8 %. В интересах производителей была про­ведена и новая девальвация франка, снизившая себестоимость про­мышленной продукции. В августе 1938 г. правительство легализова­ло практику ввода на предприятиях дополнительного рабочего времени, что ликвидировало положение о 40-часовой рабочей неде­ле. Были повышены почтовые и телеграфные тарифы, акцизные сбо­ры с товаров широкого потребления, налог на заработную плату.

Новый правительственный курс вызвал резкие протесты со сто­роны левых, рост забастовочного движения. Политическая ситуация в стране крайне обострилась на фоне дискуссий о мюнхенском дого­воре. 26 октября 1938 г. съезд партии радикалов заявил о необхо­димости «укрепления республиканского порядка» и констатиро­вал распад Народного фронта. 12 ноября последовала новая се­рия чрезвычайных правительственных декретов, в соответствии с которыми вводилось чрезвычайное 2 %-ное налогообложение всех доходов, увеличивались налоги на недвижимость, тарифы на ком­мунальные услуги, вводилась 6-дневная рабочая неделя, сокраща­лись общественные работы, отменялся контроль над ценами и кре­дитом. Вводился трехлетний «специальный режим», предусмат­ривающий расширение прав предпринимателей в области трудовых отношений. Эти меры в сочетании с сокращением прямых бюджет­ных расходов на социальные нужды позволили создать солидный ста­билизационный фонд. Из его средств правительство начало финан­сировать крупномасштабную «программу довооружений». Крупно­масштабная программа развития военно-промышленного комплекса была принята правительством еще в 1936 г., но она практически не финансировалась. Если в 1936 г. во Франции выпускалось 120 танков в месяц, то в 1937 г. — только 19. Серийное производство новейших моделей самолетов так и не было налажено. Правитель­ству Даладье удалось существенно изменить ситуацию. В течение двух лет преимущественно в военное производство было инвести­ровано около 30 млрд франков. В начале 1939 г. во Франции было построено уже 1250 современных самолетов, производство их было доведено до 40 штук в месяц, к концу года — до 100 штук в месяц. Начато строительство 4 линкоров, 2 авианосцев, 22 подводных ло­док, наращивалось производство танков. На военных предприяти­ях вводился «особый режим», ужесточающий условия труда.

В период реализации «программы довооружений» значительно усилилось государственное регулирование экономического разви­тия. Его основой стало не только прямое государственное инвести­рование производства, но и переход к директивному планированию, комплексной координации экономического развития. В январе 1938 г. был создан правительственный комитет, на который возла­галась функция «развертывания военного производства». Комитет получил полномочия по контролю и прямому руководству мини­стерствами, связанными со стратегическими отраслями экономи­ки. В соответствии с законом 11 июля 1938 г. «Об организации на­ции в период войны» вся верховная политическая и военная власть окончательно сосредотачивалась в руках правительства. Реоргани­зации подвергся Высший совет национальной обороны, объединив­ший министров правительства и высший командный состав армии и военно-морского флота. К 1939 г. была разработала и принята программа создания «режима направляемой экономики» (как сис­темы «координации и направления частной инициативы»). Резуль­татом жесткого дирижизма правительства Даладье стало не только укрепление обороноспособности страны, но и быстрый экономи­ческий рост. Впервые за 10 лет уровень производства приблизился к показателям 1929 г. «Бегство капиталов» сменилось их массовым притоком. Финансовая система значительно окрепла.

Политика Даладье вызвала неоднозначную реакцию ведущих по­литических сил. Правые партии, резко протестовавшие против по­пыток перейти к жесткому дирижизму правительств Народного фронта и видевшие в них призрак «красной диктатуры», вполне ло­яльно относились к чрезвычайным мерам «правительства нацио­нальной обороны». Но, оказывая поддержку Даладье, правые партии отнюдь не спешили сформировать проправительственный блок в парламенте. В 1939 г. все фракции республиканцев предпо­чли дистанцироваться от программы «направляемой экономики» и предоставили Даладье действовать на основании чрезвычайных декретов. Левые партии со своей стороны все более резко выступа­ли с критикой нового курса. Уже осенью 1938 г. ФКП и СФИО открыто перешли в оппозицию. Развязка наступила в августе 1939 г., когда на фоне сближения СССР и Германии правительство развя­зало пропагандистскую войну против коммунистов и открыто про­тивопоставило себя «левой Франции». Вокруг правительства об­разовывался политический вакуум. «Игра в сильное государство» скрывала нараставший парламентский кризис. Расплата наступи­ла в самый трагический для Франции момент — когда Германия развязала мировую войну.