Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы промежут.лит-ра.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
127.27 Кб
Скачать

4. Символизм. Поэты-символисты: к.Бальмонт, в.Брюсов, ф.Сологуб, другие поэты (2 автора на выбор студента). Анализ стихотворений.

О поэтическом течении:

Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.

Анализ стихотворения К.Д.Бальмонта Я не знаю мудрости Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите, плыву.
Я зову мечтателей… Вас я не зову!

Стихотворение К.Д.Бальмонта "Я не знаю мудрости" написано в 1902 году. Оно входит в сборник "Только любовь" (1903 год), который наряду с другими книгами ("Горящие здания", "Будем как солнце") упрочил авторитет К.Д.Бальмонта как одного из ведущих поэтов символистического направления.
В стихах поэта преобладают мотивы неприятия мира, меланхолия, скорбь, но для него характерны и черты импрессионизма: способность передать мгновение, утверждение мимолетности жизни, изменчивость настроений. Все эти черты и мотивы мы можем проследить в данном стихотворении: "В каждой мимолетности вижу я миры,/Полные изменчивой радужной игры".
Данное стихотворение состоит из двух четверостиший. В зависимости от окончания - мужская рифма, по расположению строках - смежная рифма. Также в этом стихотворении используется анафора - во втором четверостишии используется местоимение "я"-"я ведь только", "я ведь только", "я зову". В первом четверостишии во второй и третьей строках повторяется слово "мимолетность", а во втором четверостишии во второй и третьей строках - фраза: "я ведь только облачко". В стихотворении используются вопросительные и восклицательные предложения и психологическая пауза - умолчание, причем все эти приемы находятся во втором четверостишии. Также используются метафоры: "облачко, полное огня" и эпитеты: "изменчивый радужной игры". Все перечисленные приемы придают стихотворению особую музыкальность, легкость. "Вслушиваясь долго и пристально в разные звуки, - писал Бальмонт, - всматриваясь любовно в отдельные буквы, я не могу не подходить к известным угадываниям, я строю из звуков, слогов родной своей речи заветную часовню, где все исполнено углубленного смысла и проникновения". Теперь удивительно, почему данный поэт больше других символистов музыкален.
Стихотворение "Я не знаю мудрости" не столько передает мысли и чувства автора, сколько пробуждает в читателе его собственные. Но оно обращено не ко всем, не к читателю-потребителю, а читателю - творцу, соавтору, мечтателю, который сможет продолжить то, что недосказал автор, например, продолжить 
фразу "Я зову мечтателей".

Анализ стихотворения К.Д.  Бальмонта "Ветер" В истории русской литературы К.Д. Бальмонт оставил след как представитель "старшего" символизма. Он во многом обогатил русское стихосложение, ввел новые интонации, звуковые эффекты. Любовь, непосредственное восприятие природы, умение ощущать "мгновение" жизни - все это позволяет сказать, что К.Д.Бальмонт был поэтом-романтиком, художником неоромантичного направления в искусстве XIX - начала XX веков. Стихотворения К.Д.Бальмонта отличаются эгоцентризмом, восторженностью собой, уверенностью в своей солнечности, неповторимости.

    Бальмонт так писал свои стихи: они могли прийти внезапно, вслед за мимолетным впечатлением, коротким видением, достаточно одного толчка сознания - и рождается образ.

    В стихотворении "Ветер" К.Д. Бальмонт использует любимый прием - перенос ощущений: в слове показаны неуловимые, мгновенные впечатления. Поэт как бы выхватывает у вечности миг и запечатлевает его в слове: "намек струны", "приморская волна", "поцелуем тревожу листву" и т.д. Мимолетность возведена поэтом в философский принцип. Эта способность роднит К.Д.Бальмонта с импрессионистами.

    В данном стихотворении присутствует главный и любимый образ поэта - образ Ветра - символа вечного движения, ненасытной тревоги ( "Я люблю беспокойные сны…", "в восторге нежданном", "в ненасытной тревоге живу").

    Композицию стихотворения "Ветер" составляют четыре четверостишия, стихотворные строчки зарифмованы перекрестной рифмой, стихотворный размер - ямб:

Я жить не могу настоящим,

Я люблю беспокойные сны,

Под солнечным блеском палящим

И под влажным мерцаньем Луны.

    Символизм К.Д. Бальмонта выражается в ярких тропах: "блеском палящим, "влажным мерцаньем приморской волны", "в восторге нежданном". Они стилистически выдержаны ("в рассвете туманном", "с вечернею тучкой").

    Синтаксис стихотворения "Ветер" своеобразен: почти все предложения начинаются с местоимения "Я", чем подчеркивается эгоцентричная направленность лирики Бальмонта. Встречается и анафора - повторение стихотворных строчек: "Я жить не могу настоящим" в первом четверостишии и "Я жить не хочу настоящим" во втором.

    Первая и последняя строчки стихотворения как бы объясняют и подытоживают тему повествования: "Я жить не могу настоящим", "В ненасытной тревоге живу".

    Обилие глаголов в форме настоящего времени придает монологу лирического героя динамику действия, подтверждает свободолюбие, ненасытность Ветра. В неустойчивом равновесии жизни и смерти К.Д. Бальмонт принимает сторону жизни, движения, "ненасытно тревоги", ему по нраву "беспокойные сны".

    Все языковые средства произведения подчинены выражению темы и идеи стихотворения - свобода, движение, бешеный ритм жизни, непосредственность чувств.

    Строчки стихотворения буквально пронизаны противопоставлениями ("блеском палящим, "влажным мерцаньем", "деревьям шумящим", "легендам приморской волны", "в рассвете туманном", "с вечернею тучной плыву"), что выражает нетерпение и противоречивость Ветра.

    Таким образом, стихотворение "Ветер" является образцом символистической лирики. К.Д. Бальмонт создал неповторимый образ Ветра и мастерски передал его стихийную сущность.