Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы промежут.лит-ра.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
127.27 Кб
Скачать

Символ и аллегория

Литературный жанр аллегория используется в литературе для выражения абстрактного содержания мысли (суждения, понятия) посредством конкретного образа. Примером может служить упоминание о смерти, которую изображают в виде скелета, держащего в руках косу, или изображение правосудия в образе женщины, у которой завязаны глаза, в одной руке держащей весы, а в другой – меч. На этих примерах видно, что конкретный образ в аллегории получает абстрактное значение.  Довольно часто в аллегории используются такте отвлечённые понятия как истина, совесть, добродетель, а так же мифологические персонажи являющиеся носителями определенного аллегорического содержания, закреплённого за ними, характеры и типичные явления. Аллегория может выступать в ряде образов, объединённых единым сюжетом. В то же время смысл аллегории может быть истолкован в этических категориях «зла» и «добра». Аллегория близка к символу, а в некоторых случаях даже совпадает с ним. В процессе своего культурно-исторического развития аллегория нередко утрачивала первоначальное значение и часто нуждалась в ином истолковании, способствуя созданию новых художественных и смысловых оттенков. Примером может служить притча о сеятеле в "Евангелии". Первые попытки вычленения аллегории в истории философии предпринимаются в эпоху эллинизма. Они направлены на толкование древних текстов ("Илиаду" и "Одиссею" Гомера) как следующих друг за другом аллегорий. В этом случае содержание от формы высказывания не отделялось, и аллегория зачастую смешивалась с символом. В средние века аллегория широко использовалась в качестве иносказательных выражений всех ценностей бытия. А в эпоху Возрождения она была распространена в маньеризме, классицизме и барокко. Аллегорическая образность была характерна для творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, А. Франса, Г. Ибсена, П. Верхарна, П.Б. Шелли. Она и до настоящего времени традиционно используется в разных литературных жанрах, включая произведения философского характера (к примеру, «Чума» Камю).

Многоплановость символистского текста. Символизм в России развивался по двум линиям, которые часто пересекались и переплетались между собой у многих крупнейших символистов: символизм как художественное направление и символизм как миропонимание, мировоззрение, своеобразная философия жизни.

Особенно сложным переплетение этих линий было у Вячеслава Иванова и Андрея Белого с явным преобладанием второй линии. Символы - это не изобретения людей, но некие знамения, означающие нечто, принадлежащее божественной действительности. Они обладают самостоятельным бытием и наделены комплексом значений, по-разному раскрывающихся на различных уровнях бытия и сознания. Определяя символистскую поэзию, Бальмонт писал: “Это поэзия, в которой органически…сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота…” . На русской почве проявились такие особенности символизма, как: многоплановость художественного мышления, восприятие искусства как способа познания, заострение религиозно-философской проблематики, неоромантические и неоклассические тенденции, интенсивность мироощущения, неомифологизм, мечта о синтезе искусств, переосмысление наследия русской и западноевропейской культуры, установка на предельную цену творческого акта и жизнетворчество, углубление в сферу бессознательного и др. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.

Новому мировосприятию, провозглашенному символистами, должен был соответствовать новый художественный язык, поскольку для символиста язык причастен таинственной жизни мирового целого. Резкое повышение выразительных возможностей слова явилось очень существенной чертой символизма. Говоря о символизме, нельзя не упомянуть о его центральном понятии знак, потому что конкретно от него вышло заглавие этого течения в искусстве. Нужно сказать и о том, что символизм - явление сложное. Его сложность и противоречивость обусловлены в первую очередь тем, что в понятие знак у различных поэтов и писателей вкладывалось различное содержание.

В большей степени же символизм был устремлён к художественному ознаменованию “вещей в себе” и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. При этом политический знак (symbolon) рассматривался как более действенное, чем фактически образ, художественное орудие, позволяющее возводить факты “опыта” к вневременной идеальной сущности мира, его всесторонней красе. Более общие черты доктрины символизма звучат так:

1. Искусство- интуитивное постижение мирового единства через символистическое обнаружение аналогий;

2. Музыкальная стихия- праоснова жизни и искусства;

3. Господство лирико-стихотворного начала, основывающееся на вере в близость внутренней жизни поэта к абсолютному началу, на вере в надреальную и логическую силу поэтической речи;

4. Обращение к старому и средневековому искусству в поисках генеалогического родства.

Символизм как явление культуры в целом соприкасался с христианскими символическими концепциями мира и культуры, отсюда наличие в поэзии символизма такового количества античных и христианских знаков и образов.

Символизм вначале противопоставлял себя вдохновляемым природонаучным позитивизмом XIX века, реализму и натурализму, которые изображали мир в его биологической и социальной реальности . При этом нужно упомянуть о таком представителе германской литературы, как Герхард Гауптман, который на протяжении собственного творчества принадлежал и к символистам (в его начале), и к натуралистам (в его второй половине). Символизм пробовал отыскать и объяснить таинственное.