Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Николин_сказка.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
2.45 Mб
Скачать

1.2.2. Предметы пояса девушки

Рассмотрим символику, характерную для сказки о возрасте девушки на примере сказки «Гуси-лебеди» – три символа, относящихся к поясу этого возраста: печка олицетворяет заботу о домашнем хозяйстве; речка – чистоту и красоту; яблоня – готовность познать мужчину.

Печка является началом мира в доме. Это солнце дома, источник пищи, место обитания особого типа огня, который добр и защищает. В функцию девочки в доме входит поддержание огня. Часто в сказках утрата огня заставляет героиню отправиться за огнем в дом к Бабе-яге. Дать погаснуть огню значило умертвить дом.

Связь речки, озера, родника с красотой проявляется в том, что волшебные птицы прилетают и купаются в воде; героиня, когда герой отправляется в дом, чтобы предупредить родных о ее приходе, сидит на дереве, в то время как служанка идет за водой. Служанка, видя отражение в воде героини, думает, что это ее отражение, что она такая красивая. Тут река заменяет зеркало, показывает лицо, но может и обмануть. Река показывает красоту, а омовение и купание очищает.

Яблоко – символ плотского греха. Не случайно жених в «Буренке» просит у падчерицы яблочко, и падчерица его достает, в то время как от дочерей мачехи яблоня ветви поднимает. Часто яблоко дается старикам (или супругам, которые мечтают иметь ребенка), после чего у них появляется чудесное дитя.

Ряд символов: печка, речка, яблоня – в «Гусях-лебедях» означает приобретение девочкой зрелости: уход за домашним очагом и домом, красоту, заботливость и готовность иметь дитя.

Таким образом, предметы пояса, в котором протекает путь героини «Гусей-лебедей», символизируют способности девушки в противовес способностям девочки.

Отношение девушки к предметам девочки обозначено в других сюжетах с погоней Бабы-яги. Во время погони девушка кидает расческу, полотенце, иглу (встречаются другие варианты трех предметов). Это символизирует окончательное прощание с миром и поясом девочки, подтверждает отказ девушки от прошлого. Символ говорит, что, вернувшись домой, девушка должна расстаться с предметами, которые напоминают ей прошлое девочки. В обрядах перед свадьбой невеста также прощается с прошлым, но уже девичьим, например, с девичьей кра́сотой, дарит ее подругам.

Следовательно, в сказке существует строгое деление предметов на предметы пояса девушки и девочки, с одной стороны, девушки и невесты – с другой. Вторую сторону раскрывает испытание невест (начало сказки о «Лягушке-царевне»).

В этой связи нельзя не отметить, что братик в сказке «Гуси-лебеди» может пониматься слушателями по-разному. На уровне детского восприятия мальчик – младший брат сестры, его оставили ей, и она за ним не уследила.

На уровне восприятия девушки братик приобретает символизм: он напоминает куклу, с которой девушка пробует, может ли она справиться с ребенком, тогда и символизм братика приобретает черты куклы, связанной с инициацией. Сравним с сюжетом аналогичным «Буренке», когда мать, умирая, дарит девочке куклу, которая ей помогает в доме мачехи. Кукла для девочки – помощница в чужом мире. Кукла для девушки – проба на своего ребенка. В слове «кукла» для девочки и девушки – разные смыслы.

На уровне более глубокого восприятия на первый план выдвигается не братик, а символ. Братик и его утрата означает, что родители пробуют девочку на готовность, а она не готова, она не убережет ребенка, внука.

Для родителей братик и девочка – два крайних состояния дитя. Пока оба дети – они вместе, затем расходятся.

Аналог этого события можно видеть в превращениях братика в козленка в сказке «Аленушка и братец Иванушка». Тут важно то, что девочка не может уберечь братика, и он превращается в козленочка.

Различие братиков в «Гусях» и «Аленушке» можно отнести к архаике сюжета второй сказке, а можно трактовать как разный символизм. В первом случае братик лишь испытание, во втором – братик живой, так как тоже растет и переходит в иной возраст.

Идя к Бабе-яге, девочка уверяет, что у батюшки яблоки, пирожки и водица лучше. Она пока не соглашается оторваться от родимого дома. Девочка полностью привязана к дому родителей, отказом она заклинает судьбу вернуть ее в дом родителей. Это свидетельство неготовности к самостоятельной жизни, к созданию своего очага.

Те же испытания, выпавшие падчерице, имеют иной смысл. У падчерицы нет матери и дома. Для нее отрыв от родителей и дома уже произошел.

Девочка проходит испытание у Бабы-яги. Она перерождается, начинает понимать и относиться к своему положению иначе. Возвращаясь, она не боится попробовать яблочка – символ греха, речки – символ зачатия, пирожков – символ собственного очага. К Бабе-яге отправляется девочка, а возвращается девушка.

Состояние, в котором девочка испытывается у Бабы-яги, наиболее соответствует положению сироты и падчерицы. Девочка у Бабы-яги словно становится падчерицей. Падчерица – переход от девочки к девушке.

Особым является путь падчерицы. Она идет за огнем, по пути встречает бедствующие предметы или животных и попадает в дом волшебницы. Там она справляется с хозяйством. В «Метелице» девочка попадает в дом волшебницы и прибирает в нем, за что одаривается. Путь девочки к Метелице редуцирован. В индийской сказке «Счастливка и Несчастливка» девушка встречает яблоню, которую поедают гусеницы. Она очищает яблоню. Встречает колодец, засоренный ветками, – чистит. Встречает корову, которая запуталась у дерева, – распутывает, а на обратном пути забирает. Встречает кусты ягод, которые заросли сорной травой, – выпалывает траву. На обратном пути ее одаривают все. У Несчастливки же все наоборот.

То есть путь девушки предельно привязан к быту. Особое место тут занимает пряжа – нить судьбы, которую девушка себе плетет. Эта нить символизирует все перечисленные предметы в целом. Вообще женщина в сказках (да и в традиции) хозяйственно связана прежде всего с одеждой.

Итак, пояс девушки имеет три стадии: девочка (в доме родителей), падчерица (у Бабы-яги), девушка (по возвращении словно чужая – на выданье). Затем девушка становится невестой. Почему пояс имеет именно такую структуру? Согласно ритуально-социологическому подходу, эта структура отражает существующий в общине и мифе реальный порядок и ритуал.

Сопоставим символический и социальный смысл падчерицы. Советская этнография подчеркивала особую сказочную роль социально обездоленных героев. Это отражает симпатию народа к обездоленным. Это план социальный. Символический план состоит в том, чтобы допустить существование ритуала, соответствующего такому состоянию героя. Относительно падчерицы можно найти корни в обряде «сироты», когда девочку, обычно младшую дочь, отдавали в люди в хорошую чужую семью в сироты. Девочка жила в сиротах, помогала по хозяйству, становилась падчерицей при живой матери. Этот обряд был необходим для того, чтобы воспитать младшую дочь (у которой старшие сестры как няньки-матери) в умении вести самостоятельное хозяйство.

Народная мудрость может показаться жестокой, однако она давала нужный результат. Допущение этого обряда и его влияние на сказку объясняет как распространенность сказки, так и противостояние падчерицы и избалованной дочки мачехи. За этим противопоставлением двух девочек с разными на первый взгляд судьбами при более глубоком анализе обнаруживается одна и та же героиня, только изменяющаяся в «чужих» стенах. Дочка – это ее перспектива при жизни в родительском доме, падчерица – ее же перспектива в «сиротах».

Первый смысл сопоставляется со случаями смерти матери и прихода в дом мачехи, он вызывает сочувствие к девочке. Это мотив. Второй смысл гораздо глубже, он заставляет задуматься над собой, своим местом в мире, увидеть в волшебном сюжете варианты реальных судеб. Сказка как символ содержит, по крайней мере, два смысла, и нельзя ее сводить к первому.

Итак, падчерица – это, во-первых, реальный случай смерти матери; во-вторых, символическое противопоставление девочки в доме и девочки в «сиротах»; в-третьих, особый, потусторонний статус девочки на испытании у Бабы-яги. Наконец, падчерица имеет непосредственную связь со статусом невесты, в символе которой также много признаков от потустороннего существа.

В дальнейшем сюжеты о падчерице как потусторонней девушке систематизируются в единую сказку со сложным сценарием испытаний и переходов.