Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Николин_сказка.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
2.45 Mб
Скачать

1.4.4. Восьмичленная персонажная структура волшебной сказки

Таким образом, вырисовывается единая структура сказок по ритуалам, а вместе с ней и образец древней архаичной сказки, которая должна была бытовать в период жизни языческого верования.

Инициация и свадьба – два обряда, максимально сохранившие в себе ритуалы языческого времени. Однако вышеназванные преобразования в сторону членения возрастных рядов и подмены возрастов потусторонних посюсторонними в них налицо. Можно построить полную схему переходов в ритуале для всех типов ритуальных границ.

Обозначим возрасты: старик (С), мужик (М), парень (П), дитя (Д); потусторонние возрасты: дитя (Д*), парень (П*), мужик (М*), старик (С*). Переходы восьми типов: 1) Д – П (инициация), 2) П – М (свадьба), 3) М – С (старость), 4) С – Д* (похороны), 5) Д* – П* (потусторонняя инициация), 6) П* – М* (потусторонняя свадьба), 7) М* – С* (потусторонняя старость), 8) С* – Д (рождение).

Таблица 7. Персонажные ряды в календарной схеме возрастных ритуалов

Переход

1

2

3

4

5

6

7

8

Начальное

Конечное

Д

П

П

М

М

С

С

Д*

Д*

П*

П*

М*

М*

С*

С*

Д

Карающее

Поручающее

М

С

С

Д*

Д*

П*

П*

М*

М*

С*

С*

Д

Д

П

П

М

Испытывающее

Помогающее

Д*

П*

П

М*

М*

С*

С*

Д

Д

П

П

М

М

С

С

Д*

Преследующее

Скрывающее

М*

С*

С*

Д

Д

П

П

М

М

С

С

Д*

Д*

П*

П*

М*

На пути реставрации персонажной структуры сказки необходима разработка полной таблицы ритуальных персонажей. Полная таблица должна учитывать также возрастные стадии. Реставрация архаичной сказки может привести к единой сказке, объединяющей в описанной нами форме ритуалы в единый круг мира-мифа. Таблица 7 воспроизводит персонажный ряд любой сказки и становится ключом к порождению вариантов сказок из архаичной сказки.

Полная таблица является основой топологии сюжетов архаической волшебной сказки. Анализ полной таблицы может идти по двум направлениям: с одной стороны, анализ выявленных возрастов, с другой – анализ выявленных соотношений возрастов. Вместе с тем следует подчеркнуть единство и синкретизм, характерный для выявленной персонажной структуры.

Ритуал имеет по крайней мере два уровня развертывания. На первом общем уровне подчеркивается взаимосвязь переходов и правила взаимодействия в ритуале в целом. Это уровень подчеркивает преемственность и последовательность развертывания переходов, следование одного ритуала вслед за другим. В этом плане интересно соотношение ритмов: за ритуалом, в котором возраст приобретает, следует ритуал, в котором возраст утрачивает. Это ритуал вообще как система общего взаимодействия, чему и соответствует полная персонажная структура.

Ритуал привязывается к конкретному месту и времени, где и когда происходит более частный обряд перехода одного возраста в другой. Здесь в центре оказывается только один переход, из всей гаммы взаимоотношений выделяется один столбик таблицы взаимодействия. Это частный ритуал.

Общий ритуал подчеркивает космические смыслы, частный смыслы, приближенные к одному переходу. В этой ситуации смыслы одного возраста усиливаются, смыслы персонажей иных возрастов только подчеркивают символизмом смыслы основного возраста частного ритуала.

Соотношение общего и частного ритуалов дает структуру круга переходов между возрастами или схему течения жизни. Это круговая схема возрастов. Общий ритуал – общий круг всех восьми возрастов, частный ритуал – переход через один из возрастов.

Жизнь течет последовательно от одного перехода в другой, все возрасты имеют правила воздействия на каждый переход. В этой ситуации каждый из возрастов поочередно становится главным.

Частный ритуал воспринимается как смерть определенного типа. В этом смысле следует подчеркнуть вывод, что потусторонний мир – мир смерти. Переход есть смерть человека в старом качестве и рождение в новом.

Переходы тесно связаны со всей системой трансляции культуры. Есть гипотетическая вероятность того, что в русском языке система переходов до сих пор отражается в системе чередования гласных в лексически близких корнях.

Рассмотрим корень мър-/мьр-. Слоговый корень связан со смертью во всех ее ипостасях, но в зависимости от ритуала частного гласная в этом корне меняется. В современном языке это выглядит следующим образом:

1. Переход типа рождение смерть: мера – смерть. Гласная «Е». Умереть – значит прожить от начала до конца.

2. Переход типа свадьба: мир – умирание. Гласная «И». Умирать – значит жить, накапливая в живом мертвое, и наоборот. Свадьба отличается как ритуал мощным обменом живого и мертвого. Это связано с появлением нового человека.

3. Переход типа инициация: мор. Гласная «О». Связь с насильственной смертью. Инициация – это испытание болью, утратой, испытание на мужество.

4. Переход типа климакс: мар – марена – марина (морская). Гласная «О». Связь с водой, утратой живой воды, способности производить жизнь.

Рассмотренные гласные отражают некий акустический феномен, реально имеющий место в русской лексике. В потусторонних переходах такого четкого деления нет, однако можно сказать, что гласные «У» и «Ы» ассоциируются с потусторонними явлениями, с тем, чего нет. Такие слова, как мысль, дым, дух, слух, отмечают явления, которые существуют в посюстороннем мире как проявление потустороннего.

Участие всех возрастов в каждом частном ритуале создает модель идеальной системы ритуальной трансляции.

В каждом возрасте повторяется одна схема проживания. В каждом переходе участия всех возрастов дают представление каждому об ином, дают ощущение меры в мире. Такое соотношение – черта синкретизма мифа. В переходе человек получает образцы всех типов поведения. Это дает осмысление своего места, дает новое понимание при участии в частичном ритуале прошлого возраста. Особое место тут играет тройной повтор. Два раза сам герой делает процедуру перехода и таким образом вызывает всех на переход. В третий раз ту же процедуру с ним делают другие. Благодаря этому он знает, что делается, а участие иных возрастов действительно переводит его в иное состояние.