Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Николин_сказка.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
2.45 Mб
Скачать

Сюжет «Падчерица» и обряд сиротства

Сюжет «Падчерица» получается путем объединения сказок с мотивами возраста девичьей инициации. Сюжет складывается из суммы сказок о падчерице, строится в режиме дополнения как последовательное развитие темы. Он состоит из следующих элементов: путь за огнем, утраченным при ведении хозяйства («Счастливка», индийская); испытание чужака («Метелица», немецкая); помощница при испытаниях по дому («Кукла» и «Буренка»); невеста-золушка; месть мачехи (превращение от проклятия в змею при падении луча солнца, английская) или дочери мачехи, подмена невесты-падчерицы мачехой своей дочерью (сопровождается выкалыванием глаз в обмен на воду в пути); пропажа детей («Царь Салтан»).

Сформулированный таким образом последовательный сюжет «Падчерица» становится сложным как со стороны персонажного, так и со стороны возрастного ряда.

Вместе с тем к этому сюжету тяготеет вариант иного пола – сказка «Мальчик и бык». Бык как покровитель отличается от буренки, хотя в общих чертах тоже погибает, выполнив свою задачу защиты мальчика.

Сюда же тяготеют сказки такого же сюжета, но иного возраста – сказка «Плешивая жена». По сюжету «Падчерицы» у мужа две жены: старая и молодая. Молодая красивее и пользуется милостью мужа, угнетает старую. Посылает молодая жена старую за огнем. Та добывает огонь у волшебницы и в награду получает молодость, заменяя молодую жену. Теперь молодая идет к волшебнице, но неудачно. Наказана. Тут своеобразный выход сюжета за рамки своего возраста, перенос на иные возрасты и персонажи.

Гораздо важнее выход сюжета в мифологическую область. Этот выход идет двояко: с одной стороны, к сюжету падчерицы подвязываются космологические и календарные атрибуты и явления («12 месяцев» – как словацкая, так и немецкая, дух горы в «Землянике под снегом» – японская) или иные сюжеты («Морозко»), с другой – этот сюжет влияет на мифологический сюжет чудо-дитя.

Например, Снегурочка, родившаяся в этом мире от снежной куклы, живет как «падчерица наоборот» у бобыля. Анализ этого сюжета показывает глубокую асимметрию антиподного типа чудо-дитя и падчерицы. В самом деле общее то, что они без родителей.

В таком случае сюжет становится глобальным явлением вследствие устойчивости некоего традиционно-репродуктивного (в плане культурной традиции) института сиротства.

В институте сиротства важна не только борьба с избалованностью младшей дочери. Это одна из поверхностных целей сюжета о падчерице. На поверхности мать колеблется между тем, чтобы избаловать, и тем, чтобы возложить на младшую все тяготы хозяйства. В последнем случае при живых старших сестрах, которые могут сделать все сами, но делает младшая, сама младшая сестра попадает в ситуацию, сходную с ситуацией падчерицы. Она может спросить, за что ее так загружают работой, ведь могут сделать и старшие.

Важно то, что девочка, воспитанная как сирота, никогда не будет себя вести, как мачеха в «Падчерице». Это глубинная цель сказочного сюжета – судьбическое оборачивание падчерицы и мачехи.

Таким образом, сюжет «Падчерица» ставит следующие цели:

– Воспитание младшей дочери. В этом плане сюжет примыкает к сказкам про младшую сестру, где старшие завидуют ее счастью: старшие сестры убивают младшенькую, именно они подменяют дитя, что объединяет пик сюжета про младшую сестру и про падчерицу в разных вариантах сказки про Салтана. Сюда же вливается вариант «Сестра против брата». Младшая дочь может отдаваться в чужой дом при живых родителях для того, чтобы выправить ее воспитание.

– Воспитание дочери мачехи, которая младше падчерицы или младше психически, так как в сказке падчерица делает все правильно, а дочь мачехи – все неправильно. Неудачный путь и невыполнение испытания дочерью мачехи столь же необходимый атрибут «Падчерицы», как и успех самой падчерицы.

– Воспитание самой мачехи, которая получает своего судьбического антагониста: как делает она, уже не будет делать падчерица. Сказки о падчерице предупреждают мачеху, где она может навредить.

– Воспитание матери, которая может ничем не отличаться от мачехи: как та относится к падчерице в одном случае, и от мачехи, как та относится к дочери в другом. В самой матери есть обе стороны. Наличие этих крайностей в матери есть необходимость исправления. Мать также балует дочь и также наказывает; она – мать-и-мачеха.

Таким образом, институт падчерицы становится универсальным. Феномен падчерицы имеет в сказке различное возрастное и персонажное построение (см. рис. 8).

Мать

Падчерица

Старшая сестра

Мачеха

Дочь

Младшая сестра

Рис. 8. Противостояние персонажей в сюжете «Падчерицы» (схема 8)

Схема 8 подчеркивает разрыв матери с падчерицей, который связан с тем, что есть отношения принуждения к хозяйству и отношения заботы, но нет отношений иного типа – магического покровительства, которые возникают в варианте смерти матери. Одновременно отношения дочери и падчерицы могут строиться как отношения сестер (см. рис. 9).

Мать

Мачеха

Падчерица

Дочь

Рис. 9. Схема ритуала падчерицы (схема 9)

В этой схеме мачеха – посредник в отношениях матери и дочери. Отношения же идеального типа мать – дочь не складываются.

Схемы 8 и 9 намекают на суть воспитания и на направления рефлексии сказкой того, какими была мать или мачеха и какими стали ее дочери, как воспитывают дочерей и какими они станут.

Эта структура распадается на пересекающиеся отношения и связки. Она показывает, какие беды ждут девочку, как ей повторить лучшее и избежать худшего, что было и есть у матери.

Сложность феномена падчерицы достаточно велика, чтобы стать воронкой для сериала развивающихся сюжетов сказки. Феномен падчерицы представляет собой воронку смыслов в сказочном сюжете, несет в себе описание перипетий всех женских возрастов.

Здесь дочь мачехи в возрасте дитя, падчерица – девушка, мачеха – баба, а мать – старуха.

Эти отношения могут выходит на образы отца. Тут варианты: отец желает дочь (в возрасте девушки). Любовь дочери: дочь говорит, что любит отца, как соль, за что выгнана, вступая в брак, приглашает отца на свадьбу и дает ему блюда без соли, после чего отец раскаивается (дочь в возрасте невесты).

Отношения могут выходить на образы сестер (убивают и ревнуют к Финисту, Чудищу). На отношения с братом и братьями: братья превращаются в птиц, сестра – помогает брату, сестра против брата («Звериное молоко»).

Итак, комплекс сказок о падчерице – собрание испытаний и образцов женского поведения.

С этой точки зрения, сказка «Гуси-лебеди» имеет непосредственное отношение к пакету «Падчерицы», показывая, что любая девочка в испытаниях у Бабы-яги становится сиротой или падчерицей. Девушка, имеющая свой дом, может рассчитывать только на себя, по сути и есть сирота.

В разделе о структуре сказки анализировался смысл сказки о репке. Мышь означает зрелость девушки, и она может без стариков вытащить репку.

Ряд персонажей, заменяющих сироте мать, – буренка, кукла, яблоня, но, прежде всего, это мышка. Мышка является универсальным помощником «Падчерицы». К мышке примыкает тип слабых зверей-помощников, например комар, муха, пчела, муравьи. Помощь этих зверей оказывается в основном в хозяйстве, мощь их в массовости. Возможно, это отражение пожелания плодовитости девушке.