Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Николин_сказка.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
2.45 Mб
Скачать

8. Пять типов оборачивания

Из схемы следует, по крайней мере, пять типов оборачивания. Во-первых, оборачивание между мужским и женским. Например, женщина рожает в этот мир, а мужчина убивает в тот мир.

Во-вторых, оборачивание посюстороннего и потустороннего. Дитя тут и дитя там. Колобок – пример потустороннего дитя (как и говорящие звери), а путь к Бабе-яге Жихарки – посюстороннего.

В-третьих, оборачивание возрастов в обрядах. Сказка о дитя в обряде – дитя содержит все возрасты, в то же время возраст дитя входит в сказки об обрядах всех других возрастов в качестве нового прошлого.

В-четвертых, сказка про один и тот же возраст оборачивается при соотнесении сказки первой и третьей фазы обряда.

В-пятых, оборачивание происходит между антагонистом героя в начале сказки и самим героем в ее конце, когда герой словно приобретает качества антагониста.

Путь реконструкции архаичной структуры волшебной сказки связан с определением критериев отнесения сказки к «возрасту в возрасте». То есть определению, к какому возрасту относится сказка по параметру типа центрального испытания. Здесь главное – тип испытания, форма в которой подается обряд.

Качественные характеристики возрастов. В целом качество возраста сказывается в активности и форме действия персонажа. Так, сказки о дитя содержат элемент пряток, сказки о парне акцентируют ловкость и силу, сказки о мужике – результат и обязательства, сказки о старике – хитрость и мудрость.

По этим параметрам можно сопоставить, какими специфическими качествами должен обладать возраст внутри возраста, то есть, например, дитя в обряде дитя и дитя в обряде старика.

С другой стороны, есть содержание обряда, которое предполагает тип события, характерный для возраста, как прятки для дитя. Сложность в том, что оборачивания размывают границы возрастов в возрастах.

Возможно, в этом проявляется существенный элемент праздника как способа снятия границы возрастов.

Общая схема сказки (рис. 19) показывает путь восстановления структуры архаической сказки. Здесь в центре вертикальный овал означает собственно ритуал, а круги до и после – возрастные компоненты первой и третьей фазы обряда. Круги до овала означают старое будущее, а круги после овала – новое прошлое.

Горизонтальная составляющая (из ее единства впоследствии возникает сюжет возрастной волшебной сказки) прослеживает линию переходов одного персонажа. Другие горизонтальные составляющие можно трактовать как позиции и взгляды других возрастов. Таким образом, один обряд порождает все оборачивания. Возраст встречается как взгляд на старое будущее (в горизонтали до овала), затем как взгляд на новое прошлое (в горизонтали после овала), как взгляд на возраст из другого возраста (в другой горизонтали).

Только все круги в целом дают структуру архаической волшебной сказки. В схемах 17 и 18 возникает картина соотношения в обряде всех возрастов, их взглядов и оборачиваний. Это относится к возрастам обряда крестового типа. В такой структуре архаическая сказка уподобляется структуре обряда и мифа.