Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
т.9. РАП4525.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
3.47 Mб
Скачать

Конец второй части романа. Ситников – символ общества

17.3. Объяснение вечером:

О: Вы считаете меня избалованным существом, а я несчастлива.

Б: Неужели придаете значение сплетням?

О: Мало желания жить.

То есть они не понимали друг друга: Базаров думал, Одинцова придает значение сплетням, и, видимо, он сам им придавал значение, но на самом деле есть увлечение новым, которое ей доступно, но бывает и другое увлечение, страстное, которого у нее нет.

Одинцова говорит, что позади длинная дорога, а цели нет, много воспоминаний, а вспомнить нечего. Жизнь дает ей не удовлетворение, а разочарование. Базаров утверждает, что она любит комфорт, а ко всему остальному очень равнодушна.

Базаров: «Вам хочется полюбить, а полюбить Вы не можете: вот в чем ваше несчастье», но добавляет, что скорее несчастлив тот, кто любит. При этом иная интонация внутри Базарова: он считает, что Одинцова, скучает и дразнит его от нечего делать, а у него сердце разрывается. Но это его внутренняя ситуация, а не ее.

Тем не менее главное для Одинцовой – открытость Базарова, она ждет признания и рассказа его о себе и спрашивает, испытывал ли он чувство, он же уходит от ответа.

Интересно сопоставление Одинцовой и Тургенева. Для писателя многие странности человека разрешаются через его родовую или личную историю. Человек для него часто выступает как результат некоего нетривиального, трагического события. Одинцова, безусловно, ожидает такого. Базаров же уходит от прояснения. Такое прояснение полезно для развертывания любви-страсти, откровенность о предках, поиск помощи в преодолении их наследия через любовь характерно для страсти, но для жертвы это вредно. В жертве, наоборот, любовь ищет новых путей, для нее закрывается старое как ненужное. Так что конфликт Одинцовой и Базарова вполне может быть представлен на этой стадии как конфликт двух языков: любви-страсти и любви-жертвы.

Собственно признание спровоцировано тем, что, пробыв в усадьбе 15 дней, Базаров решает ехать к родителям. Одинцова это воспринимает как грядущую потерю, что неизбежно интенсифицирует ее чувства. После признания Базаров, получив отказ, не сразу уезжает, а еще некоторое время ждет ее решения. Спрашивает разрешения остаться еще на день и в конце этого дня спрашивает опять о ее решении. Тургенев завершает ситуацию признания тем, что Базаров уходит, а она тянется за ним. Появляется служанка, и при ней Одинцова «берет» себя в руки.

18. Признание утром, обмен записками.

18.1. Одинцова возобновляет разговор вечера тем, что приглашает Базарова к себе, чтобы выяснить, какую книгу по химии он называл вечером. Это намек на продолжение разговора, Базаров говорит о той книге и вспоминает вторую. Также и при признании он продолжает незаконченное. Логика развития и мысли и чувства предполагает плавное продолжение, а не взрыв страсти. Теперь окно не открывается, и Базаров признается в любви, упираясь лбом в окно. Потом он поворачивается и обнимает ее, она вырывается не сразу, но решительно, и второй раз приставать к ней Базаров не решается.

До этого она стремится узнать, кем он собирается быть. Услышав ответ «уездным лекарем», не верит. Она ждет от него большего и ждет чего-то вроде посвящения в революцию. Базаров же не ведет разговор о возможных общественных действиях, он думает о своем разрывающемся сердце. Он поглощен любовью, она же ждет расширения своего мира с его помощью. Так что у Тургенева есть намек на иное развертывание ситуации, которого ожидает Одинцова, намек на подпольную масонскую деятельность или тому подобную дворянскую традицию, ожидание нового порядка, на который она готова.

Вечером Базаров открывает окно, утром не открывает, т. е. окно имеет символический смысл. Инициатором открывания окна является Одинцова, она не намерена оставаться в своем мире, она хочет не того, чтобы Базаров остался в ее мире, а того, чтобы он подал ей новый мир. Базаров не открывает окно, и это можно понимать как замыкание его самого в собственных переживаниях. Базаров уходит с чувствам к Одинцовой в себя, а она стремится в чувстве выйти из себя.

18.2. После объяснения Базаров посылает ей записку, должен ли он уехать сегодня или может остаться до завтра. Это тоже намек, вопрос о его шансах на иное ее решение. Но она отвечает: зачем уезжать, т. е. она требует от него иного, и они друг друга продолжают не понимать. Отвечая Базарову, что он ее не понял, Одинцова думает, что она сама себя не понимает. После рассуждения о произошедшем она приходит к решению, что это может привести бог знает куда, что лучше всего спокойствие и порядок.

Ошибка Базарова состоит не в том, что за ним не стоит революционная организация или революционная теория, а в том, что он не решается, а возможно, не понимает, что необходимо менять порядок, установленный в усадьбе Одинцовой. Игра с порядком – возможно, единственный путь и для их соединения, и для реализации идеала, которого ищет Тургенев.

В этом контексте очевидно, что новое появление Базарова у Одинцовой, спустя некоторое время после отъезда приведет к перемене отношений, но не будет нового порядка, поэтому эти отношения не имеют шанса.

Отношение в любви Одинцовой – это предел, который полагает для себя дворянство. Оно также держится за прошлый порядок и спокойствие. Тогда вопрос скорее надо адресовать Одинцовой, чего же она ждала, если она не собирается менять порядка? Она боится хаоса или иного порядка?

Отношение к революции тут в лице Базарова становится в один ряд с отношениями лирического типа. Тургенев соотносит революционное и лирическое как равновесное по силе воздействия на отдельного человека. Оба типа отношения тем и страшны для дворянки, что они меняют порядки.

19. Завершение усадьбы и ее рая Ситниковым как символом общества и его вмешательства.

19.1. Одинцовой после объяснения неловко идти на обед. Действительно, разрешение или согласие на дальнейшее присутствие Базарова у нее в доме двусмысленно. После объяснения она, давая возможность ему остаться, дарит ему надежду, что и заставляет ее нервничать. На самом деле, она еще чего-то ждет, Базаров – тоже, но ничего не происходит. Когда же Одинцова увидела его измученное и желчное лицо, то проговорила про себя: «Нет… нет… нет»

19.2. Продолжение объяснения состоит в том, что Базаров напоминает, что условием не уезжать для него является возможность того, что она его полюбит, и это условие неосуществимо. То есть Базаров не теряет голову, даже в таком состоянии. Одинцова про себя понимает, что она его боится все больше и больше. Это отношение ближе не к отношению Ольги и Обломова, а Веры в «Обрыве» Гончарова. То есть тема Обломова продолжается и развивается далее. Если в «Обломове» женщина стремится к перспективному мужчине, но потом соглашается быть с продвинутым, то в «Обрыве» показана проблема бытия женщины с продвинутым мужчиной, в то время как романа с перспективным даже не возникает. Это показывает общественный сдвиг во мнении интеллигенции, когда она перестает обращать внимание на людей перспективных и ломает голову не над их спасением и развитием, а над неудачей даже продвинутых. Этот перелом – переход от ориентации на любовь романтическую и полезную к любви все более эгоистической и ограниченной. Любовь из средства развития человека все более становится средством удовольствия и удовлетворения: не творчество, но счастье становится желаемым результатом любви. Переход от «Накануне» к «Отцам и детям» у Тургенева и от «Обломова» к «Обрыву» у Гончарова означает переход от творчества к эгоизму.

19.3. Появление Ситникова.

Характерно, что Ситников схватывает лишь след события, он отсутствует в их существенной части. Ситников символизирует пошлость общества, которая иногда, по словам Базарова, необходима. Тургенев показывает, что признания невозможны в присутствии Ситникова, и та атмосфера рая, которая на полмесяца воцарилась в усадьбе Одинцовой, в его присутствии невозможна. Ситников закрывает появлением своим ситуацию отношений Базарова и Одинцовой как вмешательство общественного мнения и поведения. Он заканчивает ситуацию рая в усадьбе, и это должно создавать у читателя ощущение недовершенности, сожаления об утрате того, что обществом делается невозможным.

Базаров и Аркадий используют Ситникова как повод для переезда к Базарову. Ситников глупый ученик Базарова, формально свой для Базарова и Аркадия человек. Ситников одновременно человек света, символ вмешательства света в усадьбу Одинцовой, символ прикосновения к ним слухов.