Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
т.9. РАП4525.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
3.47 Mб
Скачать

Вывод из проекта Тургенева в «Отцах и детях»: философия усадьбы как дворянская утопия творческого человека

Дворянская усадьба занимает в романе специфическое место. Она олицетворяет уходящие возможности творчества дворянина. Критические анализы романа Тургенева были даны в целом и в частности со стороны понимания разночинца и демократа-революционера, а вот попытки понять усадьбу и роман со стороны самого Тургенева, пожалуй, не было. Его понимание возможно только с позиции философии Шеллинга, которую, очевидно, Тургенев использовал при создании романа. Именно Шеллинг вводит понятие всеединства, когда истина, добро и красота соединяются воедино, и это единство Владимир Соловьев называл цельным знанием. Тургенев, очевидно, увлекался Шеллингом, и шеллингианство, и гегельянство, да и марксизм не были проходящими увлечениями, ибо после увлечения методология русскими мыслителями воспринималась и применялась. После того как русский мыслитель увлекался другим философом, он вовсе не забывал прежнего.

Напомним, что представляет собой методология Шеллинга. Вначале он ставит задачу разведения в предмете исследования противоположных элементов. Это разведение основывается на разных типах противоречия. Затем по мере разбора противоречий выясняется, что именно характер противоречия дает вектор развития предмета и пределы его изменения. Следующая стадия состоит в том, что конструируется новое основное противоречие, часто оно выявляется на примере особенного случая, т. е. уже существующей формы нового качества. Новое качество, основанное на новом типе противоречия, может быть по тем же методам анализа простроено в будущее, так же как при первом анализе противоречие становится новым ограничителем и стержнем нового качества, которое, таким образом, можно «просчитать» в перспективу.

При таком анализе важно иметь в виду, что обе стороны противоположности должны быть представлены максимально полновесными, ибо новое качество должно снимать прежнее противоречие, делать из него на новом уровне гармонию. Это актуально в том плане, что тургеневские произведения анализируют картину мира разночинцев, в то время как в его романах даны все стороны противоречивых миров, т. е. равновесно разночинному дан мир дворянский. Исследование, художественное особенно, требует равновесия противоположностей.

Какие противоположности берет Тургенев? Во-первых, это противоположность отцы – дети. Аркадий Кирсанов дан в противопоставлении с отцом; кроме того, есть сын отца Аркадия от Фенечки. Базаров дан в отношении к отцу и матери. Одинцова и ее сестра Катя даны в отношении не матери, но к княгине-тетушке. Во-вторых, мужчина – женщина. Ключевой момент тут – отношение Базарова и Одинцовой, однако такого же типа отношение есть между родителями Базарова, есть они в семье Кирсановых, у отца Аркадия, лишившегося супруги. В-третьих, новое – старое. Имеется в виду разница идеологии разночинцев как нового и отцов – дворян как старого, только следует учитывать, что Тургенев пишет не об идеологии, а о людях и его интересует не содержание теорий, а люди, способные выражать эти теории. Критика отмечала, что Базаров – революционер до теории. Однако речь идет о художественном произведении, в котором нет идеологии или теории ни у нигилистов, ни у их противников. В-четвертых, отношение помещик (хозяин) – крестьянин (эти отношения касаются проблемы управления крестьянами и усадьбами и также даны во всех семьях). Отношения между самими противоречиями должны быть построены так, чтобы они поочередно снимались в своем противостоянии в новом синтезе. Тогда синтез дает результат, который может быть достигнут в этом контексте противоречий. Противоречия и результат определены выходом философствования в практику. Среди этих противоположностей все же есть особенное, которое в наибольшей степени отражает все прочие, а также дает наиболее гармоничный и равновесный синтез всех противоречий, это противоречие становится основным, и это именно противоречие отцов и детей. Посмотрим, как остальные противоположности сводятся к этому.

События в романе со стороны дворянской парадигмы концентрируются в усадьбе Одинцовой. Каков ее символический смысл. Тут собираются четыре идеальных типа. Во-первых, их (Анна Сергеевна Одинцова, Катя, Аркадий и Базаров) можно воспринимать как двойственность самого человека, т. е. как идеальную пару двух расколотых личностей, во-вторых, как непосредственно следует из романа, как четырех людей. О первой идее дальше. Усадьба создает замкнутый мир, который может реализовать идеальное, утопию Тургенева. Люди же тут могут или не могут ее осуществить.

В разных комбинациях отношений возможны три типа любви. Во-первых, обычная, сводимая к мимолетной страсти, проповедуемая светом и лириками. Это страсть, когда разные натуры сходятся и некоторое время друг друга «используют», пока не произойдет взаимное изучение и разочарование. Если при этом нет духовного развития личностей, то разрыв обеспечен. В этом случае брак или дети только затрудняют разбегание личностей, но разбегание – наиболее естественный процесс. Тогда возникает в целом вопрос, любовь ли такая встреча? Тургенев считает – нет.

Второй тип отношений характеризуется односторонней любовью. Есть опытный партнер: таковы Одинцова для Аркадия в меньшей степени, и Базаров для Кати – в большей. Когда партнер не развивается, но развивает партнершу. В этом случае опытный жертвует собой для развития и создания иной личности из любимого человека. Хотя возникает другой вопрос: а является ли такое, в целом внешнее развитие естественным, сможет ли она развиваться после этого самостоятельно. Это отношение демонстрирует Гончаров в Ольге, которая любит Обломова за то, что из него можно воспитать прекрасного человека. Это же отношение демонстрирует Базаров при рассуждениях о женщине в первый день приезда к Одинцовой, когда говорит, что из Кати можно лепить что угодно, а Одинцова – тертый калач. Итак, есть особый тип односторонней любви, когда опытный партнер использует свое чувство для развития другого, менее опытного партнера. Неполноценность этой схемы в том, что нет развития опытного и развитие неопытного ведется по своему типу.

Этот тип любви, безусловно, идущий от «Обломова», имеет характер жертвенности. Человек жертвует собой для блага любимого, любимой.

Третий тип любви, идеальная любовь, заключается в возможности, когда оба партнера развиваются. Это трудно себе представить. Но есть модели отношений. Так в отношении пары Аркадий – Катя это представить себе проще всего. Если второй тип напоминает любовь, это начало чувства и по отношению к первому типу выше, то третий тип еще выше и гораздо ближе к идеальной модели. Тут развитие обоих делает любовь источником развития, и, следовательно, чувство становится лейтмотивом жизни и основанием нового типа отношений, счастья.

Рассмотрим вероятные отношения в парах. Отношение Аркадий – Катя является наиболее перспективным в отношении к любви. В этой паре развитие может идти по третьему сценарию. В паре Катя – Базаров отношения с большой долей вероятности пойдут по второму сценарию. В паре Аркадий – Одинцова если и возможны, то только по второму сценарию гончаровской версии. Отношения в паре Базаров – Одинцова, скорее всего, упрутся в гордость и «искалеченность» душ обоих и пойдут по первому сценарию.

Но Тургенев неявно предполагает возможность иного, идеального сценария. Ибо очевидно, что Катя и Аркадий не смогут пойти по третьему сценарию самостоятельно, оба они ведомые люди, по крайней мере, в присутствии Одинцовой Катя, а в присутствии Базарова Аркадий. В других романах Тургенев показывает, что присутствие опытного партнера подавляет естественные склонности в любви. Однако Базаров и Одинцова уже жертвуют собой ради близких, они могут пожертвовать собой ради счастья Кати (Одинцова) и Аркадия (Базаров), чтобы помочь им пойти третьим путем любви. С помощью опытных партнеров Катя и Аркадий могут полюбить друг друга третьим типом. Более того, создав такое отношение между ними, Базаров и Одинцова сами могут приблизиться к третьему типу отношений. Они будут одновременно любить и развиваться, помогая другим, смогут стать идеальными людьми. Они могут и себя преобразовать так, что станут способными быть идеальными, т. е. любить и творить, любить и развиваться. Любовь-страсть направлена на обладание недоступным партнером, а любовь-жертва отдает себя любимому. Но есть и возможен ли синтез?

Более того, любовь такого типа, назовем ее четвертым типом любви, способна преобразовать и все другие противоречия, характерные для героев Тургенева. В самом деле, отношения людей в четвертом типе близки к идеальным отношениям между отцами и детьми. Это отношения между братьями и отцами с детьми в идеальном выражении. По-видимому, только тот, кому отцовство свойственно, может и к женщине относиться на идеальном уровне. То есть не будет отношения, при котором отцы отстают, ибо они развиваются, дети ускоряют их развитие и усиливают сообщество развития. Аналогично, если старое, как и новое, развивается, между ними не будет прежнего противопоставления, которое разрешимо только одним способом – снятием старого. Наконец, если отношения такого типа переносятся в отношения помещика с крестьянами, то и крестьяне могут с помощью помещика создавать не только общину единомышленников, но и соборное сообщество.

Итак, если персонажи, собравшиеся в усадьбе Одинцовой, – разные качества души человека, то при правильном порядке из их взаимодействия может быть выработана стратегия саморазвития и творчества человека с помощью любви или превращение любви в способ создания живого и конкретного всеединства одного человека или общины. Это идеи близкие к славянофильским.

Любовь, как показывают концепции Шеллинга и Тургенева, показывает, на что способен человек. Любовь – лучший тест человека на состоятельность. Базаров попадает в порядок, установленный до него Одинцовой. Он влюбляется и ломает этот порядок. Но такого типа поведение является причиной ее испуга и отказа. Если бы он установил иной порядок, более подходящий Одинцовой, предполагающий не просто удовлетворение ее любопытства, но и ее развитие, то возникла бы возможность иного продолжения. Он же проявляет звериное чувство, видимо считая, что сам факт любви должен сокрушить женщину. Вл. Соловьев эту типичную для эгоистического типа личности любовь характеризует так, что любовь и близость, любовь и продолжение рода исключают друг друга. Тип любви, когда она ломает самого влюбленного и тех, кто его окружает, а не заставляет влюбленного творить, в том числе себя и окружающих, – вот критерий, в котором дан образ героя-нигилиста. Здесь Тургенев дает свое представление о том, чем Базаров начинает, и одновременно, чем он окончит. Содержание романа биографического плана отнюдь не дает характеристики будущего Базарова, более дана она в его типе любви. Это критики и почувствовали.

Таким образом, именно Базаров имеет возможность сделать всех четырех участников чудесного мира усадьбы Одинцовой счастливыми, реализовать утопию, но для этого он должен пожертвовать себя для нового порядка, стать учителем и стать творцом себя другого. Все надежды трех остальных участников сосредоточены на Базарове. Аркадий отчасти ревнует, но не претендует на Одинцову, Одинцова ждет от Базарова нового в большей, чем другие, степени. Катино отношение скрыто. В ситуации такого ожидания Базаров не может реализоваться. Тургенев ему дает карт-бланш управлять судьбами тех, кто в него поверил.

Сама ситуация создания нового мира в усадьбе максимально реальна. Оказывается, что знаний и воли мало для ее создания и тем более реализации. Базарову повезло в том, что он находит женщину, способную создавать новый мир, но это мир возможностей по его порядку, по его форме, содержание же требуется от Базарова.

В биографии самого Шеллинга был период, когда он попадает в кружок братьев Шлегелей – создателей романтизма. Подруга старшего брата, Каролина, на несколько лет старше Шеллинга, влюбляется в него и вначале не пытается сблизиться, но помогает развиваться. Ее усилиями Шеллинг создает философскую систему, которая поражает воображение людей. Наконец, она переезжает к Шеллингу, после чего тот творит с удвоенной энергией и становится так называемым ранним гением. После этого счастливого и гениального периода жизни философа Каролина умирает. Шеллинг создает несколько произведений как бы по инерции. Он женится на другой женщине, которая рожает ему десять детей, но он перестает публиковаться. Он остается гением, и поздние произведения его – это лекции, в которых он куда-то идет, но без поддержки умершей дойти не может. Но потом его обгоняет и затмевает Гегель, который вначале учился у Шеллинга.

Усадьба Одинцовой прототипом имеет эту ситуацию в биографии Шеллинга. Главная аналогия в возможности такой атмосферы, которую создает женщина типа Каролины или Одинцовой, но не Кукшиной, творить. Базаров вполне напоминает Шеллинга и может пойти по его пути. Биографию Шеллинга в России многие грамотные люди знали, намек понять могли. Сравнение русского слоя нового мира и немецкого контрастирует существенным образом. Базаровы, которым уготовлено судьбою в русской культуре место Шеллингов, на самом деле не творят, а разрушают. Более того, они даже в семейном отношении не способны отделиться от комплексов и гордости, проистекающей из стыда за низкое происхождение.

Это дает особый смысл ребенку Николая Кирсанова от Фенечки, который рождается в усадьбе, живет по закону усадьбы, однако является незаконнорожденным. Тут парадокс в том, что мать из народа вносит в среду дворянства смирение, которого так не хватает в мире усадьбы. В «Дворянском гнезде» Тургенев одним из важнейших качеств Лаврецкого считает тот факт, что его мать была из дворни, и этот прилив народной крови дает ему возможность смирения, делает его нрав выше, чище, устойчивее.

Одинцова благодаря порядку устанавливает оптимальные для нее, но, между прочим, и для Базарова отношения с тетушкой, т. е. с поколением старшим. Аркадий воспринимает отца с любовью и без воздействия Базарова не решился бы вмешиваться в его склонности: чтение Пушкина, игра на виолончели, слезы по вечерам в беседке при воспоминании супруги. Хотя тут может быть оговорка. Базаров критикует увлечение отца Аркадия Пушкиным не само по себе, а в момент, когда надо решать проблемы с мужиками, т. е. когда надо думать о крестьянах, а не о поэзии.

Базаров относится к родителям по-другому. Он противопоставляет знание нищете и низкому происхождению. Очевидно, что ему неинтересны попытки собственного отца тянуться за сыном, матери любоваться им. Налицо разлад в его душе между тем, что для него родители как любимые существа, и тем, что они как условия жизни. Отсюда понятна связь этого типа противоречия между отцами и детьми и противоречия между мужчиной и женщиной. Это неумение соединить отцовское отношение (семейное) с сексуальным (к женщине) и приводит его к краху при ухаживании за Одинцовой. Но тем самым делает его неспособным адекватно понимать прошлое, старое и заставляет противопоставлять ему новое как отрицающее старое целиком.

Соединение Базарова и Одинцовой в усадьбе могло бы снять противоречия с родителями, тот же порядок. Между тем Базарову предоставляется выбор быть у нее или ехать к родителям. Этим выбором как возможной утратой его самого он заставляет саму Одинцову делать более решительные шаги в объяснении, предполагая свой отъезд. То есть невольно манипулирует ее чувствами, ставя ее пред ситуацией выбора, утраты своего мира. Что касается четвертого противоречия, то Базаров показан как человек, который стоит к крестьянам ближе, чем другие герои.

Старое для большинства персонажей является дворянским обществом, которое по преимуществу дано Тургеневым как самодурство. Отношение автора романа к Базарову критично, но более снисходительное и сочувственное, чем к городскому обществу. Это, в частности, выражается в описании приезда Ситникова. Ситников пропускает главные события, происходящие в усадьбе у Одинцовой. Присутствие Ситникова в мире, который возникает между четырьмя персонажами, исключено. Базаров ему ничего не объясняет, он его только использует. Ситников является символом того самодурства, в которое погружено остальное общество.

Характерно, что мир утопии в усадьбе разрушается не Ситниковым, а самими героями еще до его приезда. В показе городской жизни, бала Тургеневым уже дано его негативное отношение не к Базарову, а к обществу. Отсюда очевидно, что для автора Базаров является тоже надеждой на создание нового общества.

Итак, вывод позволяет обобщить шеллингианскую схему характеров и противоречий их отношений в романе. Тургенев анализирует общество и находит в нем четыре типа противоречий, которые и должны быть разведены в разные стороны. Противоречия являются скелетом, узлами жесткости, предопределяющими характеры общества и индивидов. Противоречия показывают, что мир будет устроен так и двигаться будет туда, а не иначе. Они и гарантируют развитие в определенном направлении, и исключают другие. Противоречия, неразрешимые в системе данного общества, зависят от людей и обстоятельств, которыми люди не могут управлять. Противоречия делают границы и пределы развития осязаемыми и осознаваемыми. Имея эти противоречия, можно уже заранее судить о пределах. Люди нового типа, вернувшиеся с учебы, вернувшиеся с зародышами в себе иного мира, получившие возможность вырваться из этого мира, способны создавать новый мир. Сами эти герои (Аркадий и Базаров) – зародыши нового мира, который неизбежно придет на смену существующему. Но и они обременены новыми противоречиями. Выявление этих противоречий позволяет Тургеневу уже в зародыше охватить пределы будущего мира. Усадьба как реконструкция этого нового мира показывает возможности, которые Базаров-то и не может реализовать. Любовь в этом контексте показывает в начальной стадии пределы. Ни Базаров, ни Аркадий не способны реализовать возможность нового порядка, который бы дал иное противоречие и иное развитие всего общества. Именно события в усадьбе Одинцовой показывают эту неспособность.

Тургенев-писатель ищет новый тип людей, которые бы создали собой новое общество, преодолевающее описанный пакет противоречий. Причем развитие в преодолении противоречий возможно только в одном случае, если противоречия прошлые в новом синтезируются. Только синтез может разрешать противоречия не путем разрушения, а путем преодоления.

Теоретически Тургенев говорит о революционной теории, которая должна реализовываться параллельно революции. Есть принцип революционеров: «чем хуже, тем лучше». Это принцип нигилистов, но такого типа люди, готовые пожертвовать собой ради разрушения ненавистного настоящего, не способны потом, после победы, создавать новое. Более того, есть маргиналы, которые по отношению к любому обществу могут только разрушать, но не могут созидать. Базаров, очевидно, не только разрушитель, хотя его созидания мы не видим. Тургенев, видимо, верит в Базаровых, и эта вера в следующих романах исчезает, но пока для Тургенева это вера слепая, он не видит, как они создадут новое. Вместе с ними должны быть другие люди, способные созидать. Таков Аркадий рядом с Базаровым. Базаров погибнет, разрушая старую власть. Аркадий должен научиться созидать новую власть. Базаровы, придя к власти, должны ее отдать Аркадиям. Вот ключ к стратегии снятия противоречия, которую Тургенев намечает в романе.

В данной интерпретации Тургенева существенную роль играет понимание его романа со стороны будущего. Ибо смысл любви Владимира Соловьева и смысл жизни через любовь и творчество у Бердяева близки к данному выше пониманию романа.