Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
XVIII век.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
817.66 Кб
Скачать

Заключение

История журналистики насчитывает более 400 лет. В России она зародилась в XVII – начале XVIII века как явление политической жизни, а во второй половине столетия стала частью литературного процесса, выполняя в обществе просветительскую, воспитательную роль. История журналистики – это история государства и народа. Ее своеобразие в России связано с отношением власти к прессе. Периодическая печать была создана государством сначала в целях пропаганды своих достижений («Ведомости»), затем в целях просвещения («Примечания к ведомостям», «Ежемесячные сочинения...»).

XVIII век в истории России – эпоха дворянской империи (права и вольности этого сословия обеспечивались «Жалованной грамотой» 1785 г.) и просвещенного абсолютизма. Подавляющее большинство населения страны было неграмотным. Периодические издания XVIII века были не массовыми (обычный тираж составлял от 100 до 1500 экземпляров, круг их читателей был узок и в основном ограничивался жителями столичных городов), не развлекательными, не коммерческими и не профессиональными. Журналистами были писатели, ученые как Ломоносов, чиновники и даже императоры – Петр I и Екатерина II, – все – в свободное от прочих обязанностей время. Часто различаясь по своему характеру, образованию, воспитанию, политическим и религиозным взглядам, издатели первых газет и журналов являлись детьми петровских реформ и европейского Просвещения. К тому же чрезвычайно узкому культурному слою принадлежали их читатели. Европейский двор, столица, европеизирующие верхи общества – таков был истинный круг распространения просветительских идей в крепостнической России.

Специальная терминология еще не установилась. Слово «газета» не употреблялось, и газеты назывались «ведомостями». Этих «ведомостей» было всего две («Московские» и «Cанкт-Петербургские»), они были мало похожи на современные газеты как внешне, так и внутренне. Их формат обычно был около 1/8 печатного листа. Текст набирался в одну, а позже в две колонки. Иллюстраций в них не было, кроме виньетки с заглавием на первой странице. Их информационный арсенал составляли некомментированные новости, сухая придворная хроника, преобладание перепечаток из иностранных газет, вексельные курсы. Сведения из иностранной жизни преобладали над сообщениями провинциальной жизни. Жанры газетных материалов были довольно просты: информация, репортаж, зарисовка и очерк. Газеты публиковали стихи и сведения о новых книгах. В конце XVIII века характер газет сохранялся. Однако уже появились устойчивые рубрики для объявлений «Подряды», «Продажи», «Отъезжающие». Объявления в рубриках «Подряды» и «Продажи» выходили и отдельными приложениями.

Слово «журнал» в XVIII веке применялось не в том смысле, как сейчас. Журналами («юрналами») назывались поденные записи и журналы присутственных мест. Настоящие издания журнального типа носили название «ежемесячных сочинений», «периодического издания», «вивлиофики», «магазина» или даже «собрания сочинений». Их было несколько десятков, из чего можно заключить, что журналы пользовались большей популярностью, чем газеты. Царская цензура оказывала серьезное влияние на «лицо» прессы. В ней можно было писать о прошлом, но не о настоящем, особенно о революционных событиях. В силу этого в России литературные художественные произведения и критические статьи о них, рецензии на долгое время стали важнейшими публицистическими жанрами в XVIII веке. А эти жанры были более свойственны журналам. Не способствовали популярности газет и состояние транспорта, возможности типографий, невозможность издания доходных газет, неграмотность населения, ориентированность экономики на натуральное хозяйство – все это препятствовало проникновению газеты в российскую жизнь и давало преимущество журналам, особенно энциклопедическим, литературно-художественным. Журнал в России заменял все: и газету, литературный сборник, и энциклопедию.

Обе существовавшие в Российской империи газеты были официозными изданиями, а из журналов многие были частными и почти все – литературными или научными. Можно сказать, что именно они являлись подлинными выразителями общественного мнения, хотя и ориентировались в основном на дворянскую читательскую аудиторию. Очень интересны названия журналов: «Трудолюбивая пчела», «Трудолюбивый муравей», «Всякая всячина», «Трутень», «Пустомеля», «Адская почта», «Почта духов» и др.

Единственным профессиональным журналистом XVIII века был Николай Новиков. Его отчислили из Московского университета. В предисловии к своему журналу «Трутень» он писал: я не пригоден ни для какой военной или гражданской службы, а писательского таланта не имею, но хоть принесу обществу пользу изданием чужих сочинений. И он стал издавать журналы, приложения к газете «Московские ведомости», и множество книг. Ему принадлежит первенство в издании исторического журнала, женского журнала, детского журнала. В конце века появился и первый медицинский журнал.

В целом периодические издания способствовали культурному развитию, знакомили общество с последними событиями в Европе, с произведениями европейских писателей, поэтов, ученых (которые часто печатались в переводах на страницах журналов), оказали влияние на формирование русского литературного языка (печатались и русские авторы – оды Ломоносова, Сумарокова, произведения Фонвизина, Крылова и др.). Впрочем, нужно еще раз подчеркнуть, что читателей в Российской империи было очень немного, в лучшем случае речь шла о сотнях, даже не о тысячах человек.

Европейская журналистика XVII–XVIII веков оказала большое влияние на развитие периодической печати в России. Из Европы и было сначала заимствовано книгопечатание, потом изготовление бумаги и, наконец, сами периодические печатные издания. Именно расширение связей с Европой вызвало появление в XVII веке «Курантов» – рукописного «дайджеста» (обзора) европейских газет. Первые печатные газеты (и почти все журналы) более чем наполовину состояли из переводных материалов из западной прессы. Наиболее известные отечественные периодические издания XVIII века – «Всякая всячина», «Адская почта» и др. – имели более ранние литературные прототипы в Европе. Из журналов Стила и Аддисона Екатерина II заимствовала свое представление о «незлобивой сатире на порок, а не на лица», вызвавшее острейшую журнальную полемику в 1769 г.

В 1750-х гг. М.В. Ломоносов написал «Соображения об обязанностях журналиста» – первый в России кодекс журналиста (где он писал, что журналист должен быть честным, умным, не обманывать, не выдавать чужое мнение за свое и, главное, не думать о деньгах, которые вредны для свободы научного суждения). В свое время студентов факультетов журналистики заставляли заучивать это сочинение наизусть. Однако интересно отметить, что становление профессиональной журналистики в России в первой половине XIX века было связано с деятельностью литераторов, которые несколько иначе рассуждали о том, кто такой журналист и какова его общественная роль.