Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Андраш Шайо.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
118.28 Кб
Скачать

170 • Сравнительное конституционное обозрение

ституционное право на бесплатное высшее образование влечет за собой и право на бес­платные учебники26). Однако это не снижает значимость понятия злоупотребления: как в системе административно-правового лицен­зирования и санкций, так и в конституцион­ном регулировании оно устанавливается ех ante.

3.3. «Воинствующая демократия»

Еще одна концепция злоупотребления права­ми в послевоенных (посттоталитарных) кон­ституциях связана с концепцией «воинству­ющей демократии»27. Доктрина «воинству­ющей демократии» основывается на формуле Сен-Жюста: «Не может быть свободы для врагов свободы». Основной закон Германии эксплицитно оговаривает ситуации, в кото­рых права используются для социального упразднения сходных основных прав и демо­кратии: в таком случае Федеральный консти­туционный суд Германии может принять ре­шение об отмене прав. Аналогично свобода ассоциаций может быть подвержена злоупо­треблению в случае, если партия или ассоци­ация собирается ликвидировать демократи­ческий порядок: подобное злоупотребление ведет к роспуску партии.

Начиная со статьи 30 Всеобщей декла­рации прав человека, важнейшие конвенции ООН запрещают такую интерпретацию прав человека, которая привела бы к «упраз­днению» гарантированных прав и свобод28. Это понятие применимо к индивидуальным правообладателям, поскольку их действия могут осмысливаться как «интерпретация». Те же соображения, направленные против тоталитарного злоупотребления властными прерогативами и интерпретации прав в поль­зу власти, легли в 1950 году в основу следую­щих положений европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод:

«Статья 17. Запрещение злоупотребле­ний правами

Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или ка­кое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение

в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции.

Статья 18. Пределы использования огра­ничений в отношении прав

Ограничения, допускаемые в настоящей Конвенции в отношении указанных прав и свобод, не должны применяться для иных це­лей, нежели те, для которых они были преду­смотрены».

Концепция статьи 17 выдержана вполне в духе «воинствующей демократии»: право подверглось злоупотреблению, если оно ис­пользовалось для недопустимой цели, а имен­но, для упразднения других гарантированных Конвенцией прав. Здесь есть и другой, свя­занный со злоупотреблением момент: соста­вители Конвенции в этих статьях озабочены именно тем, что предоставленные возможно­сти будут подвержены злоупотреблению со стороны государства. В обоих случаях — и во­обще в контексте «воинствующей демокра­тии» - в центре внимания находится не влия­ние на других, а демократический режим как таковой, который ставится под угрозу из-за неверного применения основных прав чело­века.