Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семинар 2.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
49.7 Кб
Скачать

Идеология инакомыслия

   В 1960-е гг. очень многие представители интеллектуальной элиты общества, деятели науки и культуры сохраняли веру в преимущества социализма как строя, но были убеждены, что их полному выявлению препятствует верхушка партийно-бюрократической элиты. Идея ограничения ее власти, особенно в духовной сфере, создания правовых гарантий, дабы не допустить повторения массовых репрессий, пользовалась большой популярностью.

   Особое влияние на изменение духовного климата общества оказала правозащитная деятельность. Властям уже не удавалось обеспечить единодушного одобрения обществом силовых мер против инакомыслящих. Напротив, эти меры вызывали осуждение.

 

   В 1966 г. с письмом в адрес XXIII съезда КПСС в защиту А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля, права автора на свободу творчества выступили известные деятели отечественной культуры - К. И. Чуковский, И. Г. Эренбург, В. Б. Шкловский, Е. Я. Дорош, Р. Я. Плятт, А. Н. Арбузов, Ю. П. Казаков и др. Их коллективное письмо было размножено «самиздатом», транслировалось зарубежными радиостанциями, но, зная популярность подписавших его людей, власти не решились ответить на него репрессиями. В то же время многие представители творческой интеллигенции поддержали курс правящей партии. Среди них были, в частности, Л. С. Соболев, С. П. Антонов, А. Л. Барто, К. А. Федин, Н. С. Тихонов, К. М. Симонов, А. А. Сурков, С. В. Михалков и др.

 

   В 1968 г. 95 человек - ученых, артистов, писателей - обратились с письмом в Верховный Совет СССР, в котором репрессии против группы молодых людей, организовавших на Красной площади в Москве демонстрацию в знак протеста против ввода советских войск в Чехословакию, расценивались как нарушение конституционного права граждан на свободу слова и демонстраций.

   В 1970 г. был создан Комитет защиты прав человека, в который вошли академик А. Д. Сахаров, известный ученый-физик, математик, один из создателей водородной бомбы, математик И. Р. Шафаревич и другие представители интеллигенции. В 1973 г. возникла русская секция организации «Международная амнистия». Ее члены собирали данные о людях, по разным причинам (прежде всего - за проявление инакомыслия) пострадавшим от действий властей, оказывали им правовую и материальную помощь, информировали об их деятельности зарубежные центры международного вещания.

 

   Власти особенно встревожило, что инакомыслие затронуло армию. В 1969 г. был разгромлен созданный офицерами Балтийского флота подпольный «Союз борьбы за демократические права». В 1975 г. произошло восстание на корабле «Сторожевой» Балтийского флота, команда которого обратилась к народу с призывом подняться на восстание против существующего режима. Корабль был атакован с воздуха, зачинщики беспорядков расстреляны.

 

   Власти вели борьбу с правозащитниками. Академика А. Д. Сахарова отправили в ссылку в город Горький. Но лидерам правящей партии не удалось представить диссидентов - людей, не разделяющих господствующую в обществе идеологию, агентурой внешних противников СССР. Слишком велик был критический настрой в обществе. Кроме того, в условиях, когда Советский Союз подписал Хельсинкский Заключительный акт в 1975 г., где обязался уважать права человека, открытые репрессии оказались невозможны.

   В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. В ней нашли отражение международные обязательства страны, вытекавшие из положений Заключительного акта, в частности связанные с гарантиями прав и свобод граждан. В то же время статья 6-я Конституции закрепила руководящую роль КПСС в советском обществе. Это подразумевало, что права на свободу слова, собраний и другие на деле ограничивались, ими могли пользоваться только те, кто разделял идеологию правящей партии.

   Число активных участников правозащитного движения было невелико. В 1975 г. за «политически вредные поступки» КГБ подвергло «профилактическим мерам» около 20 тыс. человек. Однако благодаря «самиздату» и зарубежному вещанию их деятельность была широко известна в стране. Правозащитники активно взаимодействовали с интеллектуальной элитой, стремящейся к духовной свободе.

   Среди тех, кто критически оценивал достижения социализма, сложились основные направления альтернативной идеологии, впоследствии сформировавшиеся в политические течения.

   Во-первых, наметился подъем национализма, особенно сильного в Прибалтике, Закавказье, на Западной Украине, в республиках Средней Азии. Он порождался стремлениями защитить национальную культуру, традиции, религию от насаждавшегося сверху единого для всех народов советского образа жизни. При этом местные лидеры не спешили информировать московский центр власти о настроениях населения, опасаясь упреков в плохой организации идеологической работы.

Особой формой «самиздата» стали листовки с призывами бороться за национальные интересы. Листовки распространялись в Западной Украине, республиках Прибалтики, Азербайджане, Молдавии, Армении, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии, Татарской и Абхазской АССР.

   Во-вторых, в обществе, в том числе и в рядах правящей партии, росло число сторонников реформирования социализма (в конце 1980-х гг. некоторые из них заняли руководящие посты в КПСС), стоявших на позициях официальной идеологии, но расходившихся с партийными лидерами периода «застоя» по отдельным вопросам.

   В-третьих, складывались воззрения, согласно которым решение проблем советского общества лежало в возвращении к традициям дореволюционной России, к корням народной жизни, к православию.

   В-четвертых, появились приверженцы (из числа воспринявшей зарубежный опыт интеллигенции) либерально-демократической модели общественного развития, акцентирующие внимание на необходимости защиты прав человека, критикующие недемократический характер советского общества.

   Л. И. Брежнев и его окружение не решились пойти на открытую дискуссию о положении страны и ее перспективах, предпочитая игнорировать оппозицию их курсу, которая росла как в обществе, так и в аппарате власти.

3. С приходом Брежнева к власти органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием — первым знаком этого был процесс Синявского — Даниэля, (1965).

Решительный поворот в сторону свёртывания остатков «оттепели» произошёл в 1968 году, после ввода войск в Чехословакию[26]. Как знак окончательной ликвидации «оттепели» была воспринята отставка А. Т. Твардовского с поста редактора журнала «Новый мир» в начале 1970 г.

В таких условиях среди интеллигенции, разбуженной «оттепелью», возникло и оформилось диссидентское движение, жёстко подавлявшееся органами госбезопасности вплоть до начала 1987 года, когда единовременно были помилованы более ста диссидентов и гонения на них практически разом сошли на нет. По данным Д. А. Волкогонова, Брежнев лично одобрял репрессивные меры, направленные против активистов правозащитного движения в СССР[27]. Впрочем, масштабы диссидентского движения, как и политических репрессий, не были большими[28].

Частью системы идеологического свёртывания оттепели был процесс «ресталинизации» — подспудной реабилитации Сталина[29]. Сигнал был подан на торжественном заседании в Кремле 8 мая 1965 г., когда Брежнев впервые после многолетних умолчаний под аплодисменты зала упомянул имя Сталина[30]. В конце 1969 г., к 90-летнему юбилею Сталина, Сусловорганизовал ряд мероприятий по его реабилитации и был близок к цели. Однако, резкие протесты интеллигенции, включая её приближённую к власти элиту, заставили Брежнева свернуть кампанию[31][32][33]. В положительном ключе Сталин упоминался даже Горбачёвым в речи в честь 40-летия Победы 8мая1985 года. Однако, в основном вплоть до начала 1987 года о Сталине и его времени предпочитали просто молчать.С начала 1970-х годов из СССР идёт еврейская эмиграция. Эмигрировали многие известные писатели, актёры, музыканты, спортсмены, учёные.

В 1975 году происходит восстание на «Сторожевом» — вооружённое проявление неподчинения со стороны группы советских военных моряков на большом противолодочном корабле (БПК) ВМФ СССР «Сторожевой». Предводителем восстания стал замполит корабля, капитан 3-го ранга Валерий Саблин.

После 1975 года за годами правления Брежнева прочно утвердилось определение: «Эпоха застоя».

Внешняя политика

В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х годах. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений(правда, с 1967 года начинается ускоренная установка межконтинентальных ракет в подземные шахты), которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля. Процесс разрядки был перечеркнут введением советских войск в Афганистан (1979).

В 1985-86 годах новым советским руководством были предприняты отдельные попытки улучшить советско-американские отношения, однако окончательный отказ от политики конфронтации произошёл только к 1990 г.

В отношениях с социалистическими странами Брежнев стал инициатором доктрины «ограниченного суверенитета», предусматривающей акции устрашения вплоть до военного вторжения в те страны, которые пытались проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В 1968 году Брежнев дал согласие на оккупацию Чехословакиивойсками стран Варшавского договора (Пражская весна). В 1980 году готовилась военная интервенция в Польшу.

Попытки расширения советской сферы влияния на разных континентах (НикарагуаЭфиопияАнголаВьетнамАфганистан и так далее) приводили к истощению советской экономики, финансированию неэффективных режимов.