Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2. Полоцкая земля-исторический центр Беларуси.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
2.19 Mб
Скачать

§ 1. Установление советской власти в Беларуси

Победа советской власти на неоккупированной части Беларуси

25 октября (7 ноября) 1917 г. в Петрограде побе­дило вооруженное восстание рабочих и солдат. Ре­волюция, на необходимости которой все время настаивали большевики и которая вошла в историю под названием Великой Октябрьской социалисти­ческой, свершилась. В воззвании Военно-револю­ционного комитета при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов «К гражданам России» сообщалось о переходе всей государст­венной власти в его руки. II Всероссийский съезд Советов, в котором уча­ствовал 51 делегат от Беларуси и Западного фронта, принял Декреты о мире и о земле и образовал правительство во главе с В. Лениным.

В полдень 25 октября исполком Минского Совета издал приказ №1, в котором заявлялось: «В Минске власть перешла в руки Совета рабочих и солдатских депутатов». Его решением из городской тюрьмы было осво­бождено более 1 тыс. политических заключенных и солдат, из которых был сформирован Первый революционный полк имени Минского Совета. На сторону революции перешли два запасных пехотных полка общей численностью около 5 тыс. человек. Совет вооружил также 400 рабочих-железнодорожников. С целью укрепления новой власти Минский Совет направил своих комиссаров на вокзал, почту и телеграф, в штаб Западного фронта, взял под охрану другие важные объекты и учреждения, ввел цен­зуру. 27 октября по инициативе Совета был сформирован Военно-революционный комитет Западного фронта (ВРК). В его состав вошли

A. Мясников, В. Кнорин, К. Ландер, И. Рогозинский, И. Алибегов,

B. Селезнев, П. Полукаров, В. Каменщиков и др.

В этот же день бундовцы, правые эсеры и меньшевики создали в Минске свой орган - «Комитет спасения революции» во главе с меньше­виком Т. Колотухиным. Комитет не признал советской власти и выступил за сохранение Временного правительства, необходимость выборов в Уч­редительное собрание и его созыва. Фактически реформистски настроен­ные революционно-демократические силы, объединенные в комитете, хо­тели не допустить развития событий ни по радикальному, большевистскому пути, ни по пути установления военной диктатуры. Имея перевес военных сил (его поддержали 20 тыс. солдат и офицеров), 27 октября ко­митет потребовал от Минского Совета передачи ему власти в городе.

Он снял военные посты Совета и отстранил от исполнения обязанно­стей его комиссаров. На всех объектах появились караулы поддерживав­шей комитет Кавказской дивизии. В результате переговоров комитет обя­зывался не посылать войска для подавления революции в Петроград и Москву, а Совет признавал его власть в городе. В то же время большевики послали своих представителей в расположение 2-й армии (г. Несвиж и его окрестности) для проведения среди солдат пропагандистской работы. В результате большевистская фракция армейского комитета направила в Минск в помощь Совету блиндированный поезд (платформы, обложенные мешками с песком), несколько бронемашин, 2 пехотных полка и сводный отряд революционно настроенных солдат. Совет поддержали и минские рабочие. 30 октября собрание профсоюзов, фабрично-заводских комите­тов, железнодорожники призвали рабочих города оказать сопротивление попыткам подавить советскую власть. Политическое положение в городе изменилось. Это позволило Минскому Совету восстановить свои полно­мочия.

Вечером 2 ноября в городском театре состоялось расширенное засе­дание Минского Совета с участием профсоюзов, фабрично-заводских ко­митетов, солдат и рабочих - всего около 1 тыс. человек. С докладом о по­ложении дел в Минске выступил, председатель Северо-Западного област­ного комитета РСДРП (б) А. Мясников. Участники собрания приняли ре­золюцию, приветствовавшую советскую власть, и одобрили мероприятия, которые были разработаны ВРК Западного фронта по реализации декре­тов II Всероссийского съезда Советов.

До формирования местных органов советской власти Военно-революционный комитет объявлялся полноправным органом на всей не-оккупированной территории Беларуси (ее западную часть захватили не­мецкие войска) и Западного фронта. Военно-революционный комитет был пополнен представителями большевистских организаций и воинских час­тей. Высшим его органом стал пленум ВРК, а исполнительно-распорядительными органами - бюро и отраслевые отделы. Председате­лем стал К. Ландер, членами - А. Мясников, В. Селезнев, Н. Рогозинский, М. Калманович, Н. Кривошеий, В. Фрейман [33. С. 22].

Назначенный Временным правительством комиссар Западного фрон­та В. Жданов был арестован; комитет спасения распущен, а его председа­тель взят под стражу. С должности главкома Западным фронтом был снят генерал Балуев, его обязанности стал исполнять большевик, подполков­ник В. Каменщиков.

В конце октября - начале ноября 1917 г. советская власть на одно­партийной основе победила в ряде других городов Беларуси. Советы, где большевики составляли меньшинство, по возможности распускались. На пример, 28 октября в Витебске ВРК распустил Совет рабочих и солдат­ских депутатов и назначил выборы, в результате которых большинство мест в нем получили большевики. В Гомеле Полесский комитет РСДРП (б) направил агитаторов на промышленные предприятия и железнодорожный узел, в воинские части и приступил к организации Красной гвардии. Со­вет рабочих и солдатских депутатов Орши 28 октября создал ВРК во главе с большевиком Дмитриевым и распустил местный комитет спасения ре­волюции. 12 ноября чрезвычайное собрание крестьянских представителей Оршанщины избрало бюро по крестьянским делам, которое стало отделом ВРК. Собрание приняло резолюцию о признании и поддержке Совета на­родных комиссаров, о безотлагательном проведении в жизнь Декрета о

земле.

С большими трудностями утверждалась советская власть в Могилеве. Вокруг находившейся здесь Ставки Верховного главнокомандующего группировались контрреволюционные силы. Генералитет отказывался признать новую власть. Лидеры правых эсеров и меньшевиков хотели сформировать здесь другое правительство во главе с В. Черновым. Их планы разделяли преимущественно эсеро-меньшевистские по составу Всеармейский комитет, Могилевский Совет и Исполком губернского Со­вета крестьянских депутатов. СНК направил в Могилев отряды матросов и солдат из Петрограда, Минска, Гомеля, Орши и других городов во главе с новым Верховным главнокомандующим, прапорщиком Н. Крыленко. Из них ВРК Западного фронта сформировал два отряда: Северный отряд под командованием Р. Берзина и Южный - во главе с членом ВРК 2-й армии Е. Лысяковым. 20 ноября революционные силы заняли Ставку.

К середине ноября 1917 г. в Минске, Витебске, Гомеле, Орше, Бори­сове, Бобруйске, Полоцке, Лепеле, Жлобине, Мозыре, Речице, Рогачеве, Осиповичах, Слуцке, Бешенковичах, Койданово и других городах и мес­течках власть взяли большевистские Советы. С 1 по 10 ноября состоялись армейские съезды 2-й и 10-й армий, на которых преобладали большевики и их сторонники. Съезды приветствовали советскую власть, декреты II Всероссийского съезда Советов и созданное им советское правительство. Армейские комитеты, стоявшие на других позициях, были распущены. Вместо них избирались новые. Наряду с этим, создавались Военно-революционные комитеты. Решения съезда 3-й армии носили несколько иной характер, так как большевики составляли только 46 % его делегатов. Этот съезд предложил создать объединенную социалистическую власть на почве соглашения между двумя лагерями демократии, пополнить ЦИК представителями социалистических партий, которые ушли со II Всерос­сийского съезда Советов, а также членами Совета крестьянских депута­тов. В целом же к концу ноября 1917 г. советская власть была установлена на всей неоккупированной части Беларуси.

Относительно легкая победа революции в Беларуси объясняется тем, что все надеялись на разрешение ею актуальных, наболевших вопросов о мире и земле. В Декрете о земле крестьяне увидели исполнение своих справедливых ожиданий и мечтаний. Декрет о мире с восторгом был встречен солдатами, т. е. одетыми в солдатскую форму крестьянами и ра­бочими. Поэтому на выборах в Учредительное собрание, состоявшихся 12-19 ноября, по белорусским избирательным округам перевес получила партия большевиков. Из 56 депутатов, избранных в Минском, Витебском, Могилевском и западнофронтовом округах, 30 было большевиков, 22 эсе­ра и 4 принадлежали к другим партиям.

19-21 ноября в Минске состоялся съезд Советов рабочих и солдат­ских депутатов Западной области1. Из 560 его делегатов 460 поддержива­ли большевиков. Он одобрил декреты советской власти о мире и земле и потребовал безоговорочного подчинения советской власти служащих и чиновников старых госучреждений, снятия с постов контрреволюционно настроенных офицеров. О готовности всемерно поддерживать советское правительство заявил в это время и съезд Советов крестьянских депутатов Минской и Виленской губерний. В целях наиболее последовательного осуществления Декрета о земле он решил переизбрать все волостные ко­митеты, земские управы и милицию [1. С. 239]. 20-25 ноября под лозун­гом признания советской власти прошел II съезд представителей армий Западного фронта. На нем присутствовало 714 делегатов, в том числе 473 большевика, 74 левых эсера и 245 меньшевиков. Представители меньшевиков предложили создать правительство на основе объединения всех демократи­ческих партий, однако их подержало только 73 делегата [33. С. 27].

Избранные на этих съездах исполнительные комитеты объединились и создали Исполнительный комитет Советов рабочих, солдатских и кре­стьянских депутатов Западной области и фронта (Облискомзап). Предсе­дателем этого комитета был избран большевик Н. Рогозинский. Это было своеобразное военно-гражданское государственное образование. К нему перешла вся власть в Минской, Могилевской, Витебской губерниях и час­ти Виленской, а также на всей территории Западного фронта. Однако в руководстве Облискомзапа не было ни одного белоруса, а его президиум состоял только из военных [33. С. 53].

Население Беларуси поддержало Октябрьскую революцию, которая, по его мнению, должна была открыть дорогу к новой, счастливой, обеспе­ченной жизни, к свободе и справедливости. Из Беларуси в адрес советско­го правительства о его поддержке поступали сотни резолюций собраний и митингов рабочих, крестьянской бедноты и солдат. 28 октября собрание крестьянских депутатов Слуцкого уезда заявило о признании только со­ветской власти [33. С. 26]. Эти документы отражали настроения измучен­ного войной, материальными лишениями, беспомощностью местных ор­ганов Временного правительства трудового люда. 25 ноября в Минске состоялась многотысячная манифестация в поддержку советской власти. Представители либеральных и умеренных социалистических партий в ней не участвовали. Поэтому манифестация прошла только под большевист­скими лозунгами. Западная область с центром в Минске была создана в мае 1917 г. на съезде Советов Минской, Витебской, Могилевской и части Виленской губерний

26 ноября 1917 г. Облискомзап сформировал Совет народных комис­саров области и фронта. Его председателем стал К. Ландер. В конце 1917 — начале 1918 гг. были сформированы уездные органы власти - Советы ра­бочих, солдатских и крестьянских депутатов. В январе-марте 1918 г. в ос­новном было завершено создание и волостных Советов. Органы свергну­того Временного правительства - городские думы, земские управы - при этом ликвидировались.

Своеобразной была политика ряда белорусских национальных орга­низаций, стоявших на позиции необходимости создания суверенной Бела­руси. Признав советскую власть в России, они отказывались признать та­кое государственное образование, как Западная область с Западным фрон­том. Белорусская рада считала большевистский Облискомзап и СНК За­падной области исключительно фронтовыми организациями, а вопрос о власти на территории Беларуси - открытым. Естественно, что националь­ные организации не принимали руководство Северо-Западного областно­го комитета большевиков, которое не признавало существования белорус­ской нации и требования о самоопределении Беларуси воспринимало как антисоветские и контрреволюционные.

Борьба за упрочение советской власти осложнялась нахождением на территории Беларуси польского корпуса генерала И. Довбор-Мусницкого, сформированного Временным правительством из поляков, служивших в российской армии. В нем насчитывалось 26 тысяч человек, которые в большинстве своем открыто выступали против советской власти. Дело доходило даже до грабежей и насилия над населением Беларуси. 14 де­кабря 1917 г. Главнокомандующий Западным фронтом А. Мясников предложил Довбор-Мусницкому подчиниться советскому командованию. Генерал отклонил это предложение. 12 января 1918 г. корпус начал воен­ные действия против советской власти, захватив Рогачев, Жлобин, Боб­руйск. Выступление корпуса поддержала Белорусская войсковая рада, рассчитывавшая использовать эту вооруженную силу в деле создания бе­лорусского независимого государства. Однако к 31 января отряды рево­люционных солдат и красногвардейцев освободили Рогачев, а затем и Жлобин. Окончательному разгрому корпуса помешало начавшееся насту­пление германских войск.

Уже в первые, недели и месяцы существования советской власти на Беларуси Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов удалось добиться заключения перемирия с немцами и прекращения боевых дейст­вий на всем протяжении Западного фронта. Советы проводили активную работу по осуществлению Декрета о земле, улучшению положения с про­довольствием, созданию устойчивого порядка. Будучи по сути революци онно-демократическоЙ диктатурой рабочих и крестьян, созданные в Бела­руси органы советской власти действовали в это время в интересах тру­дящихся. По своему социальному составу они были преимущественно крестьянско-солдатскими (90 % солдат были выходцами из крестьян). Однако вскоре выяснилось, что рабочие, солдаты, крестьяне - основные носители политической власти - не способны эффективно осуществлять эту ответственную роль в силу своего низкого общеобразовательного уровня, недостаточно развитой культуры. Поэтому руководящая роль в системе органов советской власти с первых же дней стала принадлежать функционерам партии большевиков. Революционно-демократическая диктатура рабочих и крестьян на деле оказалась диктатурой одной партии. На практике широкие массы отстранялись от власти, а управление стало осуществляться различными ревкомами, комбедами, чрезвычайными ко­миссиями, различного рода уполномоченными-комиссарами и т. п.

Первые шаги новой власти показали, что для осуществления началь­ных социалистических преобразований еще не было соответствующих материально-технических, политических и культурных предпосылок, о необходимости которых говорили К. Маркс и Ф. Энгельс. Даже для про­ведения в жизнь таких общедемократических преобразований, как выход из войны, осуществление земельных преобразований, введение 8-часового рабочего дня, не хватало достаточно квалифицированных кадров. Похоже, что Россия оказалась в той ситуации, о которой Ф. Энгельс писал, что «для рабочего класса не может быть большей исторической беды, чем захват по­литической власти, если он к этому еще не подготовлен» [33. С. 32].

Все это на десятилетия предопределило трудности в социально-экономическом и политическом развитии как России в целом, так и Бела­руси, потребовало неимоверно напряженных усилий, тяжелых испытаний и жертв со стороны народа.