Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
античка экзамен.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
217.49 Кб
Скачать

54 Диктакура Цезаря

Ещё во время гражданской войны Цезарь трижды назначался диктатором. После её окончания, в 44 г. до н. э., ему была дана пожизненная диктатура, то есть, по существу, неограниченная монархическая власть.

Имел Цезарь и многие другие звания и отличия: пожизненную власть народного трибуна, проконсульскую власть, право назначать магистратов, которые должны были давать клятву не проти-водействовать его постановлениям, право пополнять сенат, титул «отца отечества», что делало его священным для граждан, право включить звание «император», дававшееся победоносным полководцам, в состав его имени, что подчёркивало его связь с войском, и его ставшую также пожизненной должность верховного главнокомандующего.

В честь Цезаря устраивались жертвоприношения и игры; годовщины его побед были объявлены всенародными празднествами; его статуи украшались венками из дубовых листьев -- отличие присуждавшееся на войне за выдающиеся подвиги, за «спасение граждан». Месяц квинктилий, в который Цезарь родился, был переименован в юлий .

Ему было присвоено право при жертвоприношении появляться в одежде триумфатора - одежде верховного бога Римского государства Юпитера Капитолийского. Всячески подчёркивалось происхождение от богини Венеры , считавшейся родоначальницей Юлиев.

Таким образом, власти Цезаря, как ранее власти эллини стических царей, давалось религиозное обоснование.

Формально республиканские учреждения - магистратуры, сенат, народное Собрание - сохранялись, но фактически власть Цезаря была абсолютной и полной.

Число сенаторов, значительно уменьшившееся за Время гражданской войны, Цезарь довёл до 900 человек. Он делал сенаторами своих надёжных приверженцев. В ряды их попадали не только выслужившиеся военные, но и отпущенники, и даже некоторые провинциалы.

Насмешники говорили, что при Цезаре «галл сняли штаны (галлы в отличие от италийцев носили длинны штаны) и облачились в тоги». Значительно увеличено было числа магистратов. При Цезаре ежегодно назначались 16 преторов б эдилов, 40 квесторов, что давало возможность большему числу лиц занять эти почётные должности.

С той же целью Цезарь назначал на короткий срок и дополнительных консулов. Известен случай, когда был назначен консул всего на один день. К концу своего правления Цезарь, собираясь в длительный поход против гетов и парфян, на пять лет вперёд распределил все магистратуры между близкими ему лицами.

Всё это шло вразрез с неписанной, но твёрдо установившейся римской конституцией. Действуя таким образом, Цезарь рассчитывал упрочить спою власть, но в среде знати его политика вызывала сильное недовольство. Ходили упорные и, видимо, не лишённые основания слухи, что он собирается принять титул царя.

Говорили, что по его приказанию в старинном сборнике пророчеств, так называемых Сивиллиных книгах, отыскано предсказание, согласно которому парфян может победить только царь. Многие считали, что он пытался выяснить общественное мнение по этому поводу и соответственно его подготовить.

Однажды в толпе народа кто-то приветствовал его как царя, но, увидя, что на присутствующих это произвело неприятное впечатление, Цезарь ответил: «Мое имя не царь, а Цезарь». И другой раз его статуи были ночью украшены лавровыми вен¬ками. Два народных трибуна сорвали эти напоминавшие царскую диадему венки, и через некоторое время Цезарь изгнал их из сената. Наконец, на торжественном древнем празднестве луперкалий ближайший помощник Цезаря Антоний , бывший тогда консулом, трижды предлагал ему царскую диадему, и Цезарь отвергал её, как передавали, очень неохотно, лишь под влиянием никого неодобрения собравшегося на праздник народа.

Некоторые уверяли, что Цезарь для осуществления своих планов намеревался перенести столицу на Восток, где царская власть стала привычной. Хотя подавляющее большинство римской аристократии сознавало, что переход власти в руки одного лица стал не¬избежным, она не хотела мириться с неприкрытой монархией, хотела сохранить как можно больше влияния и значения в полической, социальной и экономической жизни.

В борьбе с ней Цезарь мог бы опереться на те социальные группы, которые поддерживали его во время гражданской войны и обеспечили ему победу. Но он действовал недостаточно решительно и последовательно. «Мы повинуемся Цезарю, как рабы, а Цезарь, как раб, повинуется обстоятельствам», - писал в одном из своих писем Цицерон.

И, действительно, многие из важнейших мероприятий диктатор проводил от случая к случаю, не доводя их до конца, или довольствовался компромиссами.

Своим возвышением Цезарь был обязан репутации защитника интересов плебса, и от Цезаря плебса ждал радикальных реформ, которые улучшили бы его существование. Главным для плебса оставался вопрос о долгах.

После того как Цезарь, в первый раз возвратившись из Испании, попытался добиться соглашения между кредиторами и должниками, плебс дважды восставал требуя сложения долгов. Антоний подавлял эти восстания с жестокостью, которой Цезарь не одобрил. Однако кассации долгов он не провёл, а лишь сложил долги по квартирной плате тем, кто в Риме платил за наём помещения менее 2000, а в италийских городах менее 500 денариев в год.

Кроме того, Цезарь отменил права кредитора на труд должника, предоставив ему, однако, возможность забрать имущество последнего в счёт уплаты долга. Желая доставить заработок неимущим, Цезарь постановил, чтобы не менее 1\3 пастухов в имениях составляли свободные наёмники. Кроме того, для оживления экономики и кредита он определил, какая часть средств отдельных собственников должна быть обязательно вложена в какие-нибудь предприятия или земельные владения.

Проектировал он большие работы по осушению болот, сооружению каналов и т. п., которые дали бы заработок беднота

Все эти мероприятия, конечно, не могли бы существенно улучшить жизнь плебса. В дальнейшем, когда Цезарь, по словам Цицерона, решил сблизиться с «порядочными людьми», то есть с имущими, он начал прямое наступление на плебс. Наполовину было уменьшено число бедняков, получавших в Риме даровой хлеб. Снова были распущены восстановленные Клодием коллегии.

Восемьдесят тысяч беднейших граждан и отпущенников были отправлены в организовывавшиеся Цезарем колонии в провинциях. Как показала в своё время судьба законопроекта Сервшщя Рулла, римская беднота отнюдь не желала возвращаться к земледельческому труду. С другой стороны, Цицерон, выражавший интересы «блаженных собственников», ещё в начале 50-х годов писал одному из своих сторонников, что проведение нового аграрного закона, могло бы иметь и нечто положительное, а именно: «вычерпать» из Рима его подонки, то есть избавить столицу от склонной к восстаниям и мятежам бедноты.

Не удовлетворил Цезарь и шедшие за ним средние классы. Их чаяния выразил в своих письмах к Цезарю историк Саллюстий. Как мы помним, он хотел бы вернуться к идеализированному строю классического полиса. К этому клонились и его советы Цезарю. Так, он предлагал ему, невзирая на сопротивление нобилей, пополнить число граждан и сенаторов, доказывая, что это приучит к трудолюбию и свободолюбию народ и сообщит благородную независимость знати. Настаивал он на широкой колони-зации, чтобы сделать большую часть граждан независимыми землевладельцами, на ограничении роскоши и на отмене денег, что было уже вовсе неосуществимо. Кстати сказать, и сам Сал¬люстий, восстававший против роскоши и богатства, управляя Нумидией, нажил немалое состояние, позволившее ему приобрести великолепные сады. Главным же желанием средних слоён было, чтобы Цезарь решительно расправился с правящей олигархией.

Но и этого Цезарь, отказавшийся от политики проскрибций, не сделал; так как, не подорвав экономического могущества аристократии, нельзя было, несмотря на все ограничения прав сената, уничтожить её политическое значение.

Цезарь, напротив, не только вернул из изгнания и амнисти¬ровал большую часть помпеянцев, но многим из них дал высо¬кие назначения. Так, например, Брут и Кассий были назначены преторами. Всячески подчёркивал он и своё уважение к памяти Помпея. Всё это вызывало недовольство многих цезарианцев.

Отказ от проскрибций не позволил Цезарю в полной мере удовлетворить и требования солдат, которые составляли реальную опору его власти.

После подавления восстания войска, стоявшего в плаценции, отдельные легионы ещё несколько раз громили мятежом, требуя отставки, платы и земли.

С окончанием войны Цезарь начал проводить наделение солдат землёй в Италии и главным образом в провинциях. Но дело это шло медленно. Из писем Цицерона мы знаем, что то один, то другой город, владевший назначенными для ветеранов землями в Галлии, через влиятельных лиц обращался к Цезарю с просьбой сохранить ему его владения, необходимые для нужд города.

Так же действовали и отдельные собственники. Правда, за время правления Цезаря значительная часть ветеранов получила земельные наделы в Италии и провинциях. В особых законах, которыми Цезарь регулировал различные стороны жизни городов, оговаривались для военных различ¬ные привилегии. Так например, им предоставлялось право занимать высшие городские магистратуры, даже не достигнув установленного для этого тридцатилетнего возраста. Но многие солдаты к моменту смерти диктатора ещё не получили земли и находились в Риме, ожидая своей очереди.