Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
otvety.rtf
Скачиваний:
7
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
755.68 Кб
Скачать
  1. Когнитивная оценка травмирующих ситуаций

Анализ показал, что, несмотря на различия в содержании и интенсивности кризисного события, процесс когнитивной адаптации разворачивается вокруг трех главных тем: поиск смысла события, стремление достичь чувства контроля над кризисной ситуацией и жизнью в целом, попытки вновь достичь высокой самооценки.

1. ПОИСК СМЫСЛА СОБЫТИЯ

Этот аспект адаптации связан с ответом на два вопроса: Почему произошло это событие?Как оно повлияет на мое будущее?

Говоря о причинах кризисного события, мы вынуждены обращаться к тео­рии атрибуции Келли и Хайдера. Как известно, люди приписывают любым со­бытиям причины, чтобы понять, предсказать и контролировать окружающий мир. Ответ на вопрос о причинах дает возможность ответить на вопрос о влия­нии события на будущее. Однако если при катастрофах, насилии, даже сердеч­ных болезнях ответ на этот вопрос может быть достаточно обоснованным, то в случае онкологического заболевания поиск его причин может показаться бес­смысленным занятием. Есть определенный набор возможных причин, таких как наследственность, радиация, канцерогены, стресс, но определить точную причину конкретного случая заболевания невозможно. Несмотря на это, онко-больные стремятся определить для себя причины своего заболевания: 98% больных имели свою теорию развития у них рака.

2. ДОСТИЖЕНИЕ ЧУВСТВА КОНТРОЛЯ

Ряд работ показывает, что неожиданное угрожающее событие типа рака, инфаркта или насилия может легко подорвать чувство собственного контроля над своим телом и над жизнью в целом. В этом смысле достижение чувства контроля над событием означает управление возможностью его повторения. В его основе лежит представление, точнее вера, что такой личный контроль воз­можен (Taylor, Lichtman, Wood, 1984; Taylor, 1990; Seligman, 1993).

Опыт показал, 80% больных раком верят, что они могут контролировать возможность повторения заболевания. Оставшиеся 20% полагают, что они, по крайней мере, могут контролировать работу врачей или курс поддерживающей терапии. Что особенно важно, вера в возможность контроля очень сильна. И так же, как в случае поиска причин болезни, эта вера в контроль намного силь­нее у больных, чем у их близких. Успешность психологической адаптации по­ложительно коррелирует с силой убежденности. Среди кардиобольных доля ве­рящих в возможность контроля достигает 95%, среди жертв сексуального наси­лия — 98%.

Для многих попытки добиться чувства контроля проявляются в мысли­тельной форме: чаше всего это убеждение, что правильное поведение, доброе отношение к себе и другим, самоконтроль, выполнение различных религиозных и иных ритуалов не позволят событию повториться.

3. ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ

Анализ показывает, что все жертвы кризисного события отмечают сниже­ние самооценки. Это происходит даже тогда, когда причина события относится к внешним факторам за пределами личного контроля. Общим для всех пере­живших угрожающее событие является стремление повысить самооценку.

Оценивая изменения в своей жизни через 6-12 месяцев после кризисного события, лишь каждый десятый из опрошенных описал их как полностью нега­тивные. Более 70% заявили, что эти изменения носят позитивный характер. Ос­тавшиеся либо отмечали и то, и другое, либо отрицали любые изменения. Бо­лее того, оценки собственного эмоционального благополучия после события превзошли не только оценки состояния во время события, но даже и до него. (Мы использовали методику Дембо-Рубин штейн со свободными шкалами. Ис­пытуемые последовательно делали отметки на шкалах «Я сейчас», «Я в момент события» и «Я до события»). И это все происходит на фоне весьма неприятных объективных последствий события (лечение венерических заболеваний, пре­рванная беременность, увечье, удаление желез, химиотерапия, ограничения в поведении и т.п.)!

Другой аспект индивидуальных особенностей преодоления ПТСР — когнитивная оценка и переоценка травмирующего опыта — отражен в когнитивных психотерапевтических моделях. Авторы этих моделей считают, что когнитивная оценка травмирующей ситуации, являясь основным фактором адаптации после травмы, будет в наибольшей степени способствовать преодолению ее последствий, если причина травмы в сознании ее жертвы, страдающей ПТСР, приобретет экстернальный характер, будет лежать вне личностных особенностей человека

В этом случае, как считают исследователи, сохраняется и повышается вера в реальность бытия, в существующую рациональность мира, а также в возможность сохранения собственного контроля за ситуацией. Главная задача при этом — восстановление в сознании гармоничности существующего мира.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]