Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История России ответы.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
230.35 Кб
Скачать

34. Конституция ссср 1936 г.

В феврале 1935 года Пленум ЦК партии принял решение о вне­сении изменений в Конституцию СССР, действовавшую с 1924 года. Предполагаемые изменения касались в основном двух направлений. Первое заключалось в демократизации избирательного механизма, в замене действующей системы открытых многоступенчатых выбо­ров с дискриминацией некоторых категорий граждан системой пря­мых и всеобщих выборов при тайном голосовании. Второе направле­ние изменений касалось уточнения социально-экономической основы государственной структуры с тем, чтобы привести ее в соот­ветствие с огромными переменами, произошедшими в стране, — созданием крупной индустрии, образованием колхозной системы и утверждением коллективной собственности в деревне.

Однако когда началась деятельность по выработке таких из­менений, было решено создать новую Конституцию страны, для чего организовывалась специальная конституционная комиссия, которую возглавил И.В.Сталин. В состав комиссии вошли круп­ные политики и теоретики, включая даже таких бывших оппози­ционеров, как Бухарин и Радек. Разработанный ими проект Ос­новного закона благодаря усилиям средств массовой информации и пропаганды получил такие громкие определения, как «Консти­туция победившего социализма», «Сталинская конституция» и т.п. Новая конституция была принята 5 декабря 1936 года Чрез­вычайным VIII съездом Советов Союза СССР.

В Конституции СССР 1936 года нашли свое отражение те изме­нения, которые произошли в обществе и государственном устройст­ве страны с момента принятия в 1924 году первой Конституции СССР. Она декларативно закрепляла факт победы социализма в СССР. Основу новой советской конституции составляли принципы социализма — безраздельное господство социалистической собст­венности на землю, леса, фабрики, заводы и другие средства произ­водства; ликвидация эксплуатации и эксплуататорских классов; труд как обязанность и долг каждого работоспособного гражданина; право на труд, право на отдых и другие социально-экономические и политические права и свободы советских граждан.

Политической формой организации государственной власти в центре и на местах стали Советы депутатов трудящихся. Суще­ственно обновлялась избирательная система: выборы стали всеобщими, прямыми, при тайном голосовании. Конституция СССР 1936 года продекларировала принцип верховенства закона перед другими нормативными актами и приоритет представительных органов власти по отношению ко всем другим звеньям государст­венного аппарата. Она значительно расширила объем демократи­ческих прав и свобод советских граждан, установила материаль­ные, правовые и иные гарантии их осуществления.

Специфическими чертами Конституции 1936 года, раскрыва­ющими ее сущность как основного закона социалистического го­сударства, являются следующие. Прежде всего, это принцип го­сударственного суверенитета народа, его полновластия, который гарантировался социалистической системой хозяйства и социа­листической собственностью на основные орудия труда и средства производства. Во-вторых, провозглашался «нерушимый союз» рабочих и крестьян и руководящая в этом союзе роль рабочего класса как передового и наиболее организованного класса совет­ского общества. В-третьих, декларировалась руководящая роль коммунистической партии во всех сферах жизни советского об­щества в качестве важнейшей политической гарантии реализа­ции принципа народного суверенитета.

Еще один принцип — это советский федерализм в сочетании с унитаризмом в качестве формы государственного устройства, наиболее полно, по мнению разработчиков основного закона, вы­ражающий принцип полного равноправия народов во всех сферах государственной деятельности, их права на самоопределение. Пятая характерная черта конституции 1936 года заключается в декларировании принципа единства государственной власти в представительных органах социалистического государства. И, наконец, в качестве основы деятельности и организации Совет­ского государства и его органов устанавливался принцип «демо­кратического централизма», также основной, кстати, принцип организационного строения ВКП(б).

Основным новшеством в государственном устройстве было упразднение прежних областных, республиканских и всесоюз­ных съездов Советов. Теперь их место заняли новые представи­тельные органы, избиравшиеся прямым голосованием всем насе­лением и сохранившие название Советов. Однако они были уже ближе к институтам парламентского типа — районные, город­ские, областные республиканские Советы, вплоть до Верховного Совета СССР, образованного вместо прежнего ВЦИКа. Верховный Совет СССР состоял из двух палат — Совета Союзов и Совета Национальностей. Выборы в него стали тайными, а не открыты­ми, как это было раньше (путем поднятия руки на заводских и сельских собраниях). Было устранено различие в нормах предста­вительства рабочих и крестьян в Советах разных уровней, более того, избирательные права получали даже те, кто ранее был их лишен, являясь «представителями эксплуататорских классов».

В перечне гражданских прав Конституции 1936 года прежде всего провозглашался целый ряд новых социальных прав, никог­да ранее не имевших места в документах такого рода, — право на труд, право на отдых, получение образования, на материальное обеспечение в старости и т.п. Призванные наполнить социальным смыслом вмешательство государства в экономику, они станут от­ныне непременным компонентом любой современной системы взглядов на гражданское общество. Именно со времени принятия новой советской Конституции 1936 года они обретут поистине историческую известность. Другое дело, насколько последова­тельно они применялись в СССР...

Для Конституции СССР 1936 года было характерно сочетание этих новых социальных прав населения с целой серией индивиду­альных либерально-демократических прав — свободы совести, свободы печати, собраний, митингов, уличных шествий и демон­страций, объединения в общественные организации, неприкосно­венности личности, жилища и т.п.

Таким образом, Конституция 1936 года отразила объектив­ную тенденцию советского общества к демократизации, вытекав­шей из сущности социалистического строя. Тем самым она проти-воречила уже установившейся практике сталинского единовластия и публично делала ее противозаконной. Однако в реальной жизни по-прежнему продолжались массовые аресты, произвол, внесудебные расправы. Продекларированный принцип равноправия классов социалистического общества так и остался на бумаге — колхозники были лишены паспортов и свободы пере­движения. В дальнейшем, к концу 30-х годов, законодательно будут ущемлены и некоторые права рабочих.

Подобные противоречия между словом и делом в 30-е годы стали характерным явлением советского общества. С одной сторо­ны, декларируются меры по развертыванию внутрипартийной и советской демократии, с другой — подготовка, обсуждение и при­нятие основного закона проходили одновременно с фальсифици­рованными политическими процессами, разгулом репрессивной деятельности органов НКВД, самоубийствами и насильственным устранением видных деятелей государства и партии, которые не смирились с террористическим режимом личной власти и культа личности И.В.Сталина, всевластием его ближайшего окружения. В связи с этим характерно, что из 30 членов конституционной комиссии, которые вместе со Сталиным непосредственно занима­лись составлением нового Основного закона страны, 17 были осуж­дены и расстреляны уже в следующем году, один покончил жизнь самоубийством, двое оказались полностью отстранены от участия в общественной жизни страны. Именно поэтому «сталинскую консти­туцию победившего социализма» можно с полным основанием име­новать антисталинской. Значительное число ее положений, в том числе и весьма прогрессивный перечень прав и свобод граждан, продекларированные в Основном законе 1936 года, так никогда и не были реализованы и остались лишь на бумаге.